Автор: протоиерей Борис Балашов
В Неделю 19-ю по Пятидесятнице
Иисус Христос обычно открывает нам тайны Небесного Царства в образах, притчах. Притча – не прямая речь, она по литературной форме схожа с басней. Поэтому мы должны понять смысл сказанного, не придавая большого значения форме повествования.
К примеру, правдива ли басня «Лиса и виноград»? Тот, кто понимает, о чём она говорит, конечно же, ответит утвердительно, но человек, который судит поверхностно, может возразить, что это выдумка, потому что лиса вообще не ест виноград.
Если бы мы могли легко воспринимать слова Господа, Он не использовал бы притчи. Но поскольку у нас это не всегда получается, мы должны научиться видеть в притчах их сокровенный смысл.
Вопрос, который был затронут в сегодняшнем евангельском чтении, крайне важен, потому что речь идёт о вечной жизни. На земле всё рождается, живёт, умирает, но именно здесь, в земной жизни, в человеческой душе должно родиться то, что смерти не подвластно, что подготовит человека к вхождению в вечность.
От родителей мы принимаем тело и душу, но тело смертно, а душа имеет склонность ко греху. Поэтому человек должен при Крещении принять в себя семя вечной жизни, чтобы взрастить его, всем сердцем ответив на Божью любовь, ведь само семя не сможет принести добрых плодов, если мы не приложим к этому усилий. А ответом на Божию любовь может быть только наша любовь!
Христос рассказывает притчу о семени, которое сеет земледелец. Хотя климатические условия у нас другие, чем в Палестине, образ этот нам понятен. Но Господь, обращаясь ко всем нам на языке символов, говорит здесь не о крестьянине, а о Самом Себе. Почва, в которую Он кидает семена, – наши души и сердца, где это семя – слово Божие – должно дать свой плод.
В этом семени содержится удивительная сила, и подчас это лучше понимают безбожники, а не христиане. Когда в советское время кому-то удавалось купить за границей Евангелие, которое у нас не издавали, книгу непременно отбирали на таможне. Казалось бы, чем оно так страшно? Небольшая книга, можно предположить, что содержатся в ней древние сказки какие-то… Чем же она может людям сейчас навредить?
Я разговаривал тогда с одним чиновником, уполномоченным Совета по делам религий, который хвалился, что лично сжёг в печке пятьсот экземпляров Библии. Как же нужно бояться Евангелия, чтобы так поступать? Сотрудники КГБ понимали силу слова Божьего, а мы не понимаем! Люди, ходящие в церковь, умудряются к этому Слову ни разу в день не обратиться. Возможно ли представить себе, что в нормальной семье люди друг другу слова не скажут в течение дня?
Спрашиваешь человека: «Ты с Богом общаешься?» – «Да, я молюсь». Но если я с кем-то говорю, говорю, говорю, а его не слушаю – мы с ним поговорили? Нет, я вроде высказался, но разговор-то как взаимное общение не состоялся. А лукавый очень этому рад, он всегда стремится увести нас куда-то в сторону, чтобы мы не почитали Слово Божие, не послушали, не поговорили с Господом или сделали бы это формально, «для галочки».
И будет так, как Христос говорит в притче о сеятеле, сеющем семена бессмертия. Господь не обычный земледелец, Он сеет везде, ко всем обращается с проповедью о спасении души, стучится в каждое сердце. Иногда эти слова очень долго не дают свой плод: я знаю случай, когда десять лет это семя лежало в сердце человека. Он услышал призыв Божий, заинтересовался Евангелием, начал читать и, ничего не поняв, отложил его. Однако где-то в сердце запали слова Христовы, и спустя долгое время они дали прекрасные всходы.
Господь стучится в каждое сердце – одному человеку как бы случайно попадает в руки Евангелие, другой слышит добрый совет, третий приходит ко Христу во время тяжёлой болезни или столкнувшись с серьёзными проблемами в своей жизни, а кто-то и отмахивается. Каждый вправе поступить по своему усмотрению, потому что Господь дал нам свободу, ведь любить нельзя заставить.
В притче описывается четыре варианта почвы, и только на одной всходит богатый урожай. Давно, ещё в советское время, один старый священник говорил, что КПД проповеди – несколько процентов, и это уже хорошо. Даже если один человек задумается о своей жизни, оживёт – разве это мало?
В Палестине горная местность, бывает, что сверху скальной породы всего несколько сантиметров почвы. При хорошей обработке и здесь можно что-то вырастить, возьмите, к примеру, наш Валаамский монастырь с искусственно созданными почвами среди скал, где монахи получали хорошие урожаи, выращивая в северном климате даже дыни и арбузы. Но в естественных условиях, когда слой почвы тонкий, а внизу камень, семя, попав в землю, сначала приживается, быстро набухает, пускает росток, но без влаги погибает. Так же и человек, который с радостью принял евангельскую весть (это же здорово – жить вечно с Богом, любящим Отцом), может потом столкнуться с искушениями, встретить трудности и препятствия на этом пути и не справится с ними, сдаться, отойти от веры.
Другой вариант – семя попадает на утоптанную почву. Это земля, раскаленная от солнца и похожая на асфальт. Укорениться в ней семя не может, поэтому птицы склевывают его. Господь говорит это о людях, которые, услышав слово Божие, не задумываются о нём. Человек не понимает, о чём говорится в Евангелии и не хочет потрудиться, чтобы понять. Несмотря на то, что люди крестились, приняли в себя это семя вечной жизни, дьявол украдёт его и никакого плода не вырастет. И этим людям будет хуже, чем язычникам, которые даже не слышали о Христе: те не знали, а этим было дано, но они сами не захотели.
Наиболее типовой, к сожалению, вариант в нашей приходской жизни – вроде и земля хорошая, удобренная, и семя туда попадает и прорастает, но вот проблема: надо деньги зарабатывать, огород обрабатывать, посидеть у компьютера и телевизор посмотреть… А на Бога-то времени не остаётся, не успеваем. Зато поговорить и поразвлечься времени хватает! Я спрашиваю прихожанок: «Если мать с ребёнком словом не обмолвится за весь день, это значит, что у неё времени нет?» – «Нет, значит, что она ребёнка не любит», – отвечают женщины. Так и здесь: если ты Бога любишь, как ты можешь не найти времени на общение с Ним? Вера без любви мертва, так-то и бесы верят.
Когда рядом с верой евангельской растёт какая-то греховная страсть, всепоглощающее увлечение, человек живёт погоней за наживой, неминуемо встаёт вопрос: что же для него самое главное? И если жизнь вечная не является для него приоритетом, а это место занимают другие вещи, то семя растёт кое-как, и когда приходит сбора урожая, оказывается, что плодов-то и нет. «Как же я предстану перед Богом?» – задает себе вопрос человек. А время прошло. Веровал вроде, причащался, Евангелие целовал, и что Господь скажет: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие (Мф. 7:23)?
Страшно даже не то, что скажет Господь, страшно прийти к Нему «нагишом»: ни благодати в сердце не стяжал, ни добрых дел не сделал и даже стремления исполнять волю Божью не было – ничего не пытался делать!
Представьте такую ситуацию: пришли мы на праздник, все гости хорошо одеты, а я в обносках – хоть сквозь землю провались! Не так ли случится при нашей решающей встрече со Христом?
Но, к счастью, всегда есть та почва, на которой семя прекрасно растёт. Конечно, у людей не бывает, чтобы почва сердца была без сорняков – мы все заражены грехом, но когда человек с этими сорняками ведёт постоянную борьбу, всё прекрасно растёт.
Яркий тому пример: приехав в гости к знакомым в деревню, подошёл посмотреть, как у них в огороде растёт клубника, и был потрясён: ни одной сорной травинки на грядках! Это не значит, что там трава не растёт, просто хозяйка регулярно и хорошо пропалывает грядки. В этом и состоит основная работа христианина: бороться с греховными мыслями, чувствами, движениями своей души, постоянно делать «прополку», иначе страсти, как сорняки, заполнят душу.
Это нелегко, но зато какие будут плоды! Если видишь дрянь в душе, приложи все силы, чтобы покаяться и избавиться от неё, молись, проси Господа о помощи. Когда в этой борьбе наши и Его усилия объединятся, мы сможем получить результат, от которого будет хорошо и нам, и близким, и всем людям вокруг нас.
Преподобный Серафим Саровский говорил: «Чадо, молю тебя, стяжи мирный дух, и тысячи вокруг тебя спасутся!», – и жизнь показывает, что если в семье есть хоть один настоящий любящий христианин с живой верой, там другая атмосфера, несмотря на то, что может быть и много трудностей. Когда в нас прорастают семена вечной жизни, это освящает всю нашу жизнь и всё вокруг нас.
Лучшей проповедью христианина являются живая вера и любовь к людям, такая проповедь очень действенна. Но ничто серьёзное не даётся даром: нужно приложить усилия. Мы ежедневно чистим зубы и беспокоимся о своем здоровье, но вместо того, чтобы поддаваться панике при опасности или трудной ситуации, сделай, что от тебя зависит, а остальное доверь Богу. Молись – и от духовных болезней убережешься, и от телесных.
Наша задача – жить так, чтобы с нами был Бог, чтобы Его Евангельское семя проросло в нашем сердце, и мы все усилия направляли бы на то, чтобы не погубить его своим небрежным отношением, потому что это начаток жизни вечной. И пусть она во всей своей полноте раскроется за пределами земной жизни, но мы можем ощутить её в себе уже здесь и почувствовать, какое это удивительное счастье и блаженство – жить вместе с Богом. Аминь.