Проповедь священника Михаила Хайрутдинова в Неделю 22-ю по Пятидесятнице.
Лк. 10:25-37
Милосердный самарянин. В.И. Суриков, 1874 г.
Дорогие братья и сестры! Сегодня за богослужением мы слышали отрывок из Евангелия, в котором рассказывается о беседе Христа с законником, который спрашивал Господа, как достичь совершенства и обрести спасение? И Господь в ответ напомнил ему о двух главных заповедях – о любви к Богу и ближнему.
Возникает законный вопрос: «А кто мой ближний?». Еврейский народ был закостенелым в убеждении, что ближний – это обязательно соплеменник, единоверец, и Господь рассказывает притчу о милосердном самарянине, где в роли ближнего как раз оказывается иноплеменник.
Иисус Христос говорит о священнике и левите, которые, увидев на дороге израненного иудея, прошли мимо. Причем Господь упоминает, что они шли из Иерусалима, то есть главной целью их путешествия было посещение храма (мы знаем, что другого храма, кроме иерусалимского, у израильтян тогда не было).
И вот, служители культа побывали в храме, помолились, пообщались с Богом, «высокими сферами» и теперь, возвращаясь из святого города домой, замечают у дороги избитого, израненного человека. Священник, который должен возносить молитвы о всём народе, видя одного из его представителей в беде, даже не обращает на него внимания. Левит, который тоже служит при храме, постоянно общается с Богом, лишь останавливается посмотреть и тоже идёт дальше своей дорогой. У них же «общение с Небом» происходит! А тут – человек какой-то, как же я отвлекусь, время потрачу и растеряю всё, что приобрёл в молитве? С таким чувством они и проходят мимо.
Следом идёт иноплеменник, самарянин, который мыслит иначе. Какое там «Небо»? Он хорошо знает по своему опыту, что значит, когда тебя отвергают и презирают, понимает, чего стоит это претерпеть. В глазах еврейского народа самаряне были хуже язычников, потому что язычники от рождения не имели веры в единого истинного Бога, а самаряне отпали от неё. По их представлениям, любой самарянин – это изменник, человек «второго сорта».
Самарянин видит человека в беде, который, как и он, унижен и оскорблён. А потому останавливается, омывает раны и делает всё необходимое, чтобы ему помочь, даже более того – оставляет деньги на его содержание и лечение в придорожной гостинице, то есть проявляет подлинную любовь к этому пострадавшему иудею. И поэтому, когда Господь спрашивает: так кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам?– законнику ничего не остается, как ответить: оказавший ему милость (см. 10:36-37).
Слова Христа опровергли традиционные представления слушающих о том, кто есть ближний и что такое настоящие любовь и милосердие. Господь пришёл не только к израильскому народу, а ко всем людям и таким образом подготавливает свой народ к мысли, что Он дарует спасение всему человечеству.
Конечно, законник отходит в недоумении. Часто и мы, современные христиане, живём в своей клети, лишь своими мыслями и чаяниями, и проблемы других нас не особо касаются, хотя ещё совсем недавно всё было иначе. Мы знали тех, кто живёт рядом, общались с ними, были как-то близки, а сейчас и ближайших соседей не знаем, настолько оскудела в людях любовь.
Часто бывает, мы ругаем тех, кто к нам «понаехал». Но если переложить евангельскую притчу на современный язык, получится примерно следующее: подошёл к умирающему на дороге христианину какой-то таджик, всё для него сделал, а братья по вере прошли мимо, озабоченные своими делами и заботами. И хотя я сейчас несколько утрирую, но зачастую именно так мы и живём. Наш внутренний мир стал устроен таким образом, что нам в нём уютно, и, закрываясь от проблем, мы не хотим из него выходить. Разъединение людей происходит всё больше и больше.
Получается, что христиане мы только по букве, а живём, к сожалению, совершенно иначе. Мы читаем эту притчу каждый раз, но не понимаем и не принимаем её в своё сердце. Надо стараться всё, что мы читаем в Священном Писании, применять к себе, задавая вопрос: «А где я в этой притче? Как я бы поступил в подобной ситуации?», – и честно ответив на этот вопрос, стараться менять своё отношение к жизни и своим ближним. И конечно, самое главное, как было сказано в начале этого отрывка, – стараться возлюбить Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею(Лк. 10:27), потому что, не возлюбив Бога, невозможно возлюбить ближнего. Давайте будем стараться это в своей жизни исполнять! Аминь.