Проповедь диакона Иоанна Иванова в Неделю мясопустную, о Страшном Суде
1 Кор. 8:1-13, 9:1-2
Дорогие братья и сестры, в сегодняшнем отрывке из 1-го Послания к Коринфянам апостол Павел призывает нас к размышлению о христианской свободе. То, что позволительно для духовно окрепшего и сильного, для слабого в вере полезно далеко не всегда… Это разделение нам понятно, потому что каждый имеет свою историю взаимоотношений со Христом, и никакого шаблона здесь быть не может.
И поэтому христианская свобода заключается не в демонстрации своих амбиций: «Что хочу, то и делаю», это с христианством никак не связано. Человек, который учится познавать себя, прекрасно понимает, что он – сам себе враг, ведь гораздо чаще «я – плохой» побеждает «меня хорошего».
Как часто в мыслях, благих начинаниях наших происходит именно так. Можно искать этому разные причины: так сложились обстоятельства, дьявол виноват, а я – ни при чём… Однако неправильно выбранное направление мысли приводит к неправильным поступкам, и, если это входит в привычку, то становится пристрастием, неотчуждаемой клеткой нашего духовно-телесного организма, избавиться от которой настолько же сложно, как вырвать себе глаз, оторвать руку. По слову Спасителя: Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя; ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну. И если правая твоя рука соблазняет тебя, отсеки ее и брось от себя; ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну (Мф. 5:29).
Христианская свобода и заключается в умении сказать «нет» своим нехорошим помыслам и делам. Мы и детей пытаемся учить это слово воспринимать, чтобы обозначить для них границы, иначе им впоследствии будет очень больно от такого рода вседозволенности.
Христос, обещая нам подлинное счастье, учит нас и подлинной свободе через самоотвержение и жертвенность. Для этого нам дано множество подсказок или, как говорят в молодёжной среде, лайфхаков.
Например, совесть. Конечно, мы уже научились с ней договариваться. И знаем, например, что бывает «коллективная совесть» и это чаще всего оказывается очень губительным, история это ясно показывает. Совесть – это болевой сигнал лично во мне, она только моя, и через этот болевой сигнал иногда можно и достучаться до человека. Конечно, если у него уровень восприятия не убавлен на минимальную громкость, когда, несмотря на то, что красная лампочка вовсю мигает, и совесть даже язычникам в инстинктивном состоянии говорит: «Ну что ж ты делаешь?», люди могут не реагировать.
Апостол Павел сегодня нам говорит, что нельзя своей смелостью в выражении христианской свободы вводить в заблуждение ближнего. Потому что путь ко Христу у каждого свой, он не может быть коллективным, степень взросления в меру возраста Христа у каждого своя.
Сегодня начинается Неделя мясопустная, о Страшном Суде, считанные дни отделяют нас от начала Великого поста. Вспомним, к чему готовил Великий Пост в древней христианской Церкви. Это был удивительный период подготовки к принятию людей в Церковь – Семью Христову, который выражал их готовность не только сесть на диету. Люди, готовящиеся вновь родиться для вечности, должны были учиться христианской свободе и христианской совести у своих собратьев, которые вели эту длительную подготовку к Пасхе путём творения добрых дел, усиленной молитвы, борьбы с помыслами. Поэтому время Великого Поста было очень важным и для одних, и для других.
Но как важно правильно выбрать путь привлечения людей ко Христу. Не секрет, что, если я нахожусь в плену коллективного мышления, коллективной совести, я готов с фанатизмом всех «запостить», «закрестить» из благих побуждений (конечно же – свободы, мира, и т.д.). Но благими намерениями, как известно, выложена дорога, сами знаете, куда, добра здесь не будет.
И вот, ап. Павел говорит: от знания твоего погибнет немощный брат, за которого умер Христос. А согрешая таким образом против братьев и уязвляя немощную совесть их, вы согрешаете против Христа (1Кор. 8:11-12). Таким образом, ещё в самом начале существования христианской Церкви апостол предостерегал нас от страшной ошибки, наставляя: если хочешь добра человеку, покажи собственным христианским примером своё отношение к немощным в вере, чтобы твой брат видел, что ты видишь в любом человеке образ Божий.
Апостол Павел и Церковь обращаются и к нам с таким же призывом. И вот такой свободы и такой христианской совести я хотел бы пожелать и нам с вами. Аминь.