Автор: протоиерей Борис Балашов
В Неделю 4-ю Великого поста.
Мк. 9:17–31
Исцеление бесноватого юноши
Иисус Христос со Своими учениками молился на горе, по преданию, это была гора Фавор. Трое апостолов, которых Господь взял с Собой, стали свидетелями Его Преображения. Они видели славу Божества, вошли в этот Божественный свет, который наполнил их души необыкновенной радостью и ощущением Божьего присутствия. Эта была такая радость, которой они никогда прежде не испытывали в своей жизни, потому что она иного качества, чем любая земная радость, – это радость, идущая от Бога.
Была ночь, а на Фаворе сиял дивный свет. Но чудесные мгновения закончились, Христос и три Его апостола утром спустились с горы в наш мир, находящийся во тьме духовной. И происходящее у подножия горы это полностью подтвердило.
У некоего человека был больной сын, страдавший беснованием и припадками наподобие эпилепсии. Мальчик падал в огонь и в воду, и медицина помочь ему не могла. Хотя его отец уже испробовал все возможные средства, он всё же не оставлял надежды, что, возможно, удастся эту проблему либо сгладить, либо каким-то образом решить.
Этот отец услышал об Иисусе из Назарета, совершающем удивительные чудеса. Он не лечит, а исцеляет людей, причем, что было совершенно непонятно для того общества, делает это бескорыстно. Кто Он – непонятно, и что проповедует – тоже, но какая-то вероятность, что Он сможет помочь, всё же остаётся. Раз Он Чудотворец, который всем помогает, то, возможно, не пройдет и мимо этой беды. Несчастный отец узнал, где находился Иисус, и нашёл это место. Самого Иисуса он не застал, но там были Его ученики – апостолы, уполномоченные Своим Учителем помогать людям и проповедовать о Христе.
Посмотрел на них отец мальчика: «Чего от них ждать? Работяги, простые рыбаки – малообразованные и в медицине явно несведущие…» Ну и подошёл, правда безо всякой веры и настроенный скептически.
Так и сейчас часто бывает и у нас.
– Ты сходи в церковь, помолись!
– А чего от неё ждать? Ну придёшь, свечку поставишь, записку подашь, а дальше? Мне помощь сейчас нужна, в этой жизни…
Но ни веры, ни интереса ко Христу и вечной жизни при этом нет. Всё на коммерческой основе: я вам деньги кинул за свечку, а вы подайте мне благодать и помощь: чтобы сын не пил, жена не ругалась, крыша не текла, холодильник работал и так далее. «Я же свечку поставил?!» А вера? «Да пусть другие молятся!»
А потом такие люди говорят, что церковь и свечка не помогают. Но ведь если к дому подведено электричество, а электропроводки нет, ни одна лампочка не загорится: связи с источником энергии нет! Так и в Церкви: если нет связи с Богом, человек ничего не сможет от Него получить. отому и отец больного мальчика помощи от апостолов получить не смог: веры у него не было, а вера учеников Христовых от его скептицизма и неверия тоже поколебалась. Столько раз исцеляли других, а тут не смогли. Вот была радость для врагов Христа!
Приходит Спаситель, а человек жалуется, что апостолы не смогли ему помочь. Как и в наше время: «Я в церковь пришёл, отстоял два часа – и никаких изменений!..» А Христос видит, что этот отец сам подрубает сук, на котором сидит, своим отношением к учению и ученикам Христа: знал же, что сотнями, если не тысячами исцеляли, а тут – усомнился, что может получить помощь…
Видя всё это, Господь восклицает: О, род неверный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас? (Мк. 9:19) Это скорбь и о нашем неверии, нашей духовной непорядочности перед Богом.
Когда люди хотят крестить ребёнка и возмущаются по поводу огласительных бесед, возникает вопрос: «Зачем вы пришли? Чтобы получить помощь от Бога? А связь у вас с Ним есть? Нет, и иметь её вы не хотите. А значит, и помощи не сможете получить!»
Поэтому Господь, расспросив отца о больном сыне, говорит: Если сколько-нибудь можешь веровать, всё возможно верующему (Мк. 9:23). Не верить, а веровать! Надо иметь не просто веру в то, что Бог существует, это очевидно и для бесов, а верить Христу, Его словам и делам, лично Ему! Можно называться верующим, целовать Евангелие, при этом находясь в стойком убеждении, что в реальности заповеди исполнять невозможно: «Христос – Бог, а я-то – человек, лучше Него в земных делах понимаю». Но благодати от Бога в этом случае ждать не приходится.
Вера у отца больного мальчика была очень слабой, но именно она и спасла! Потому что мужчина покаялся в своём неверии: Тотчас отец отрока воскликнул со слезами: верую, Господи! помоги моему неверию (Мк. 9:24). И хотя он понимал, что нельзя мгновенно пройти путь обретения веры, он доверился Христу и попросил у Него помощи: для Бога нет ничего невозможного, тем более, что просил он не дом, не земные богатства, а веру!
Раз просишь – получишь, тем более что человек покаялся. Покаяние – это перемена, а не признание в своих грехах. И бандит ведь на суде признаётся в своих преступлениях, но это не значит, что он покаялся и не будет больше совершать преступлений. Как важно для всех нас верить своим близким в земной жизни и жить с этой верой! Когда человек начинает верить Богу, он понимает, какую драгоценность приобрёл, и это становится началом серьёзной и глубокой веры. Неверующий этого не поймёт.
Тогда Христос запретил духу нечистому, сказав ему: дух немой и глухой! Я повелеваю тебе, выйди из него и впредь не входи в него (Мк. 9:25). И мальчик, страдавший пятнадцать лет, исцелился. Когда народ разошёлся, ученики в смущении спросили Господа: Почему мы не могли изгнать его? (Мк. 9:28) (т. е. беса. – Прим. авт.). Апостолы, наверное, поняли, что это как-то связано с их верой.
В жизни бывают очень трудные испытания. Кажется, и вера наша слаба для выхода из тяжелой ситуации, но Христос говорит, что даже в этом случае не надо унывать! Надо укреплять свою веру. И о том, как это сделать, Он сказал Своим ученикам: Сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста (Мк. 9:29).
Пост – это не диета, хотя люди часто используют его для похудения, укрепления здоровья, но едят постную пищу совсем не потому, что им нужен Бог, а ради красоты и здоровья. Однако мы говорим не об этом. Христианский пост – это напряжение всех сил человека, духовных и телесных, ради того, чтобы в сердце был Бог и чтобы там созидалось Божие Царство, ради оживления духовной связи с Богом. Как Господь сказал: Царство Божие внутрь вас есть (Лк. 17:22).
Поэтому, во-первых, нам необходимо посильное воздержание в пище, отказ от развлечений, интернета и телевизора, сводящих на нет все наши духовные усилия, поскольку мы впускаем в душу склоки и информационные войны, делаемся уязвимыми. Во-вторых, необходимо усиленно исполнять волю и заповеди Божьи в своей жизни (в первую очередь, заповедь о любви). И, конечно, молитва. Разве можно построить близкие отношения с кем-то, если мы с ним не общаемся? Это относится и к Богу.
Молитва – вопль души к Богу, открытие Ему наших мыслей и сердца. Это не просто вычитывание молитвенных слов: в молитве нужно свои мысли направлять к Богу, иначе мы зря потратим время.
Почему Христос не говорит о чтении Евангелия? Потому что Его слова, обращенные к ученикам, и есть Его живое слово, впоследствии записанное для нас. Поэтому и чтение Священного Писания, и молитва – это общение со Христом, которое укрепляет нашу связь с Ним. Если мы верим Ему и стараемся волю Божию исполнять, тогда невозможное становится возможным!
Казалось бы, идут боевые действия, риск огромный, тяжелые последствия. А много ли людей в храме? Нет, все у телевизора и в интернете обсуждают новости, ничего не пытаясь предпринять. А как важна наша молитва за всех – тех, кто сражается, находится в плену, страдает или убит. И как важно, чтобы эта молитва шла от сердца, верующего Богу, исполняющего волю Божью, любящего Его.
Преподобный Серафим Вырицкий месяцами по мере своих слабых сил на коленях стоял ночами на камне: вымаливал во время войны нашу страну! Молитвенники всегда больше делают, чем те, кто охает и ахает от сводок с фронтов. «Всё равно мы не можем помочь», – говорят многие. Но это как сказать! Что можешь – сделай, а чего не можешь – о том молись! Мы можем помочь молитвой и добрыми делами, чтобы не оказаться предателями Христа, бросая других в тяжелом состоянии.
Христос показывает: для Него нет безнадёжных ситуаций, но есть наше неверие, которое мешает получать от Бога помощь. Неверие – это не просто сомнение, а недоверие Христу, жизнь не по-христиански, нежелание строить связь с Богом или её разрушение. Но если человек кается в этом, трудится над своей верой и своим сердцем, то всё возможно верующему (Мк. 9:23)! Божия милость никогда не оскудевает. Аминь.