Image

Всё возможно верующему!

Автор: протоиерей Борис Балашов

В Неделю 4-ю Великого поста.
Мк. 9:17–31

Исцеление бесноватого юноши

Иисус Христос со Своими учениками молился на горе, по преданию, это была гора Фавор. Трое апостолов, которых Господь взял с Собой, стали свидетелями Его Преображения. Они видели славу Божества, вошли в этот Божественный свет, который наполнил их души необыкновенной радостью и ощущением Божьего присутствия. Эта была такая радость, которой они никогда прежде не испытывали в своей жизни, потому что она иного качества, чем любая земная радость, – это радость, идущая от Бога.

Была ночь, а на Фаворе сиял дивный свет. Но чудесные мгновения закончились, Христос и три Его апостола утром спустились с горы в наш мир, находящийся во тьме духовной. И происходящее у подножия горы это полностью подтвердило.

У некоего человека был больной сын, страдавший беснованием и припадками наподобие эпилепсии. Мальчик падал в огонь и в воду, и медицина помочь ему не могла. Хотя его отец уже испробовал все возможные  средства, он всё же не оставлял надежды, что, возможно, удастся эту проблему либо сгладить, либо каким-то образом решить.

Этот отец услышал об Иисусе из Назарета, совершающем удивительные чудеса. Он не лечит, а исцеляет людей, причем, что было совершенно непонятно для того общества, делает это бескорыстно. Кто Он – непонятно, и что проповедует – тоже, но какая-то вероятность, что Он сможет помочь, всё же остаётся. Раз Он Чудотворец, который всем помогает, то, возможно, не пройдет и мимо этой беды. Несчастный отец узнал, где находился Иисус, и нашёл это место. Самого Иисуса он не застал, но там были Его ученики – апостолы, уполномоченные Своим Учителем помогать людям и проповедовать о Христе.

Посмотрел на них отец мальчика: «Чего от них ждать? Работяги, простые рыбаки – малообразованные и в медицине явно несведущие…» Ну и подошёл, правда безо всякой веры и настроенный скептически. 

Так и сейчас часто бывает и у нас. 
– Ты сходи в церковь, помолись! 
– А чего от неё ждать? Ну придёшь, свечку поставишь, записку подашь, а дальше? Мне помощь сейчас нужна, в этой жизни…

Но ни веры, ни интереса ко Христу и вечной жизни при этом нет. Всё на коммерческой основе: я вам деньги кинул за свечку, а вы подайте мне благодать и помощь: чтобы сын не пил, жена не ругалась, крыша не текла, холодильник работал и так далее. «Я же свечку поставил?!» А вера? «Да пусть другие молятся!»

А потом такие люди говорят, что церковь и свечка не помогают. Но ведь если к дому подведено электричество, а электропроводки нет, ни одна лампочка не загорится: связи с источником энергии нет! Так и в Церкви: если нет связи с Богом, человек ничего не сможет от Него получить.   отому и отец больного мальчика помощи от апостолов получить не смог: веры у него не было, а вера учеников Христовых от его скептицизма и неверия тоже поколебалась. Столько раз исцеляли других, а тут не смогли. Вот была радость для врагов Христа!

Приходит Спаситель, а человек жалуется, что апостолы не смогли ему помочь. Как и в наше время: «Я в церковь пришёл, отстоял два часа – и никаких изменений!..» А Христос видит, что этот отец сам подрубает сук, на котором сидит, своим отношением к учению и ученикам Христа: знал же, что сотнями, если не тысячами исцеляли, а тут – усомнился, что может получить помощь…

Видя всё это, Господь восклицает: О, род неверный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас? (Мк. 9:19) Это скорбь и о нашем неверии, нашей духовной непорядочности перед Богом. 

Когда люди хотят крестить ребёнка и возмущаются по поводу огласительных бесед, возникает вопрос: «Зачем вы пришли? Чтобы получить помощь от Бога? А связь у вас с Ним есть? Нет, и иметь её вы не хотите. А значит, и помощи не сможете получить!»

Поэтому Господь, расспросив отца о больном сыне, говорит: Если сколько-нибудь можешь веровать, всё возможно верующему (Мк. 9:23). Не верить, а веровать! Надо иметь не просто веру в то, что Бог существует, это очевидно и для бесов, а верить Христу, Его словам и делам, лично Ему! Можно называться верующим, целовать Евангелие, при этом находясь в стойком убеждении, что в реальности заповеди исполнять невозможно: «Христос – Бог, а я-то – человек, лучше Него в земных делах понимаю». Но благодати от Бога в этом случае ждать не приходится.

Вера у отца больного мальчика была очень слабой, но именно она и спасла! Потому что мужчина покаялся в своём неверии: Тотчас отец отрока воскликнул со слезами: верую, Господи! помоги моему неверию (Мк. 9:24). И хотя он понимал, что нельзя мгновенно пройти путь обретения веры, он доверился Христу и попросил у Него помощи: для Бога нет ничего невозможного, тем более, что просил он не дом, не земные богатства, а веру! 

Раз просишь – получишь, тем более что человек покаялся. Покаяние – это перемена, а не признание в своих грехах. И бандит ведь на суде признаётся в своих преступлениях, но это не значит, что он покаялся и не будет больше совершать преступлений. Как важно для всех нас верить своим близким в земной жизни и жить с этой верой! Когда человек начинает верить Богу, он понимает, какую драгоценность приобрёл, и это становится началом серьёзной и глубокой веры. Неверующий этого не поймёт.

Тогда Христос запретил духу нечистому, сказав ему: дух немой и глухой! Я повелеваю тебе, выйди из него и впредь не входи в него (Мк. 9:25). И мальчик, страдавший пятнадцать лет, исцелился. Когда народ разошёлся, ученики в смущении спросили Господа: Почему мы не могли изгнать его? (Мк. 9:28) (т. е. беса. – Прим. авт.). Апостолы, наверное, поняли, что это как-то связано с их верой.

В жизни бывают очень трудные испытания. Кажется, и вера наша слаба для выхода из тяжелой ситуации, но Христос говорит, что даже в этом случае не надо унывать! Надо укреплять свою веру. И о том, как это сделать, Он сказал Своим ученикам: Сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста (Мк. 9:29).

Пост – это не диета, хотя люди часто используют его для похудения, укрепления здоровья, но едят постную пищу совсем не потому, что им нужен Бог, а ради красоты и здоровья. Однако мы говорим не об этом. Христианский пост – это напряжение всех сил человека, духовных и телесных, ради того, чтобы в сердце был Бог и чтобы там созидалось Божие Царство, ради оживления духовной связи с Богом. Как Господь сказал: Царство Божие внутрь вас есть (Лк. 17:22). 

Поэтому, во-первых, нам необходимо посильное воздержание в пище, отказ от развлечений, интернета и телевизора, сводящих на нет все наши духовные усилия, поскольку мы впускаем в душу склоки и информационные войны, делаемся уязвимыми. Во-вторых, необходимо усиленно исполнять волю и заповеди Божьи в своей жизни (в первую очередь, заповедь о любви). И, конечно, молитва. Разве можно построить близкие отношения с кем-то, если мы с ним не общаемся? Это относится и к Богу. 

Молитва – вопль души к Богу, открытие Ему наших мыслей и сердца. Это не просто вычитывание молитвенных слов: в молитве нужно свои мысли направлять к Богу, иначе мы зря потратим время.

Почему Христос не говорит о чтении Евангелия? Потому что Его слова, обращенные к ученикам, и есть Его живое слово, впоследствии записанное для нас. Поэтому и чтение Священного Писания, и молитва – это общение со Христом, которое укрепляет нашу связь с Ним. Если мы верим Ему и стараемся волю Божию исполнять, тогда невозможное становится возможным!

Казалось бы, идут боевые действия, риск огромный, тяжелые последствия. А много ли людей в храме? Нет, все у телевизора и в интернете обсуждают новости, ничего не пытаясь предпринять. А как важна наша молитва за всех – тех, кто сражается, находится в плену, страдает или убит. И как важно, чтобы эта молитва шла от сердца, верующего Богу, исполняющего волю Божью, любящего Его.

Преподобный Серафим Вырицкий месяцами по мере своих слабых сил на коленях стоял ночами на камне: вымаливал во время войны нашу страну! Молитвенники всегда больше делают, чем те, кто охает и ахает от сводок с фронтов. «Всё равно мы не можем помочь», – говорят многие. Но это как сказать! Что можешь – сделай, а чего не можешь – о том молись! Мы можем помочь молитвой и добрыми делами, чтобы не оказаться предателями Христа, бросая других в тяжелом состоянии. 

Христос показывает: для Него нет безнадёжных ситуаций, но есть наше неверие, которое мешает получать от Бога помощь. Неверие – это не просто сомнение, а недоверие Христу, жизнь не по-христиански, нежелание строить связь с Богом или её разрушение. Но если человек кается в этом, трудится над своей верой и своим сердцем, то всё возможно верующему (Мк. 9:23)! Божия милость никогда не оскудевает. Аминь.


 

Последние новости

Православное образование: pro et contra (Телепередача «Дорога к храму»)

В этом выпуске программы расскажем о православной гимназии «София» и о школе святителя Димитрия Ростовского.

Сен 7, 2024

Воскресная школа онлайн. Изучение Священного Писания. Нагорная проповедь. По плодам узнаете их («Изучение Священного Писания», лекция 51)

Заканчиваем цикл лекций, посвященных Нагорной проповеди Иисуса Христа разбором стихов 21-29 7-ой главы Евангелия от Матфея.

Сен 6, 2024

Престольный праздник в Вознесенском храме села Борщево (фоторепортаж)

Престольный праздник в Вознесенском храме села Борщево в фотографиях Галины Акуловой

Сен 6, 2024

Престольный праздник в Вознесенском храме села Борщево г.о. Клин (+фото)

4 сентября 2024 года в Вознесенском храме села Борщево отметили престольный праздник одного из приделов храма, посвященного Грузинской…

Сен 5, 2024
Всё возможно верующему! — Клин православный