Автор: протоиерей Борис Балашов
В Неделю 5-ю Великого поста.
Мк. 10:32–45
Этот отрывок из Евангелия от Марка довольно сложен для восприятия. Вроде бы в деталях всё понятно, а цельная картина складывается не всегда.
Иисус Христос – и Сын Божий, и Сын Человеческий, Который пришёл, чтобы спасти этот мир. Он реально показывает Свою силу – бесов изгоняет, больных исцеляет, голодным даёт хлеб и даже по воде идёт, чтобы спасти учеников. Чего же больше? Вот Он – наш Царь, Владыка, которому мы будем подчиняться и служить. Но это только так кажется.
В медицине бывают ситуации, когда терапия бессильна и требуется вмешательство хирурга, чтобы удалить больной орган. Нечто подобное происходит и при спасении человеческого рода Христом.
Ученики Христовы, за исключением Иуды, были преданы своему Учителю не за страх – за совесть. Да, они имели слабости, духовные немощи, особенно пока не были укреплены благодатью Святого Духа. Они радовались победам Христа, предвкушая, что Он вот-вот установит Своё Царство, где они, естественно, будут первыми и как Его апостолы займут там лучшее положение. Но Христос говорит: «Нет! Я на страдания и смерть иду!» Как же так? Он же мог все армии, Ирода, Пилата без всяких усилий победить, а говорит, что должен испить чашу страданий?!
Чаша – символ страданий. Есть прекрасное славянское слово, придуманное Кириллом и Мефодием, – «крещение». «Крещение» созвучно слову «крест», но буквальный перевод этого слова – «погружение». Для Самого Христа креститься – значит погрузиться на дно этих страданий.
Господь объясняет Своим ученикам, что Ему придётся претерпеть самую мучительную и позорную смерть, а они внутренне с этим не согласны. Однако, даже понимая, что и их тоже могут коснуться эти страдания и смерть, апостолы не оставляют своего Учителя.
И всё же, несмотря на верность Христу, ученики не понимают Христа. Они по-прежнему считают, что царство Мессии – земное, ждут земного благополучия, и двое из учеников, причём самых близких, Иаков и Иоанн, подходят ко Христу с просьбой обеспечить им самые лучшие места, поближе к Нему в Его Царстве.
Иисус Христос понимает, что они далеки от понимания истины, но видит их любовь и веру. Можете ли пить чашу, которую Я пью, и креститься крещением, которым Я крещусь? (Мк. 10:38) – спрашивает тогда Господь. Не знаю, кто бы из нас решился, но апостолы отвечают, что могут. То есть они были готовы с Ним не только царствовать, но и страдать!
Так и получится. Иаков первым будет убит за веру, а Иоанн, хотя избежит мучительной смерти и проживёт дольше всех, испытает столько страданий – гонений, ссылок, пыток, – как никто другой.
А дальше самое главное: Вы знаете, что почитающиеся князьями народов господствуют над ними, и вельможи их властвуют ими. Но между вами да не будет так: а кто хочет быть бо́льшим между вами, да будет вам слугою (Мк. 10:43). Высокое положение в обществе ничего не даёт человеку перед Богом. А Христос, когда пришёл, – разве Ему под ноги стелили ковровую дорожку и путь усыпали розами? Ничего подобного! Это Он все силы людям отдавал, даже поесть зачастую было некогда. Помните? Едва в лодку сели, как Он уже спит на корме, – настолько уставал.
А на Тайной Вечере, когда апостолы рассуждали, кто будет им ноги омывать – ведь слуги с ними не было, – Христос сам ноги всем омыл, как слуга. Поэтому именно тот, кто будет выкладываться, трудиться для всех, тот и будет большим в этой жизни. Не только будет, но и есть – мы же знаем, что многие праведники уже на земле чудеса творили.
Далее Господь указывает на Себя: Ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих (Мк. 10:45).
Смотрим на наш мир и ужасаемся. Христос пришёл, основал Церковь, Он с ней и в ней прибывает, реально действует в этой Своей семье. Но какова сегодняшняя действительность? Ежедневно около тридцати человек отдают жизнь за христианскую веру. В некоторых западных странах священнослужители могут получить реальный тюремный срок за то, что называют содомский грех грехом. И это происходит в нашем «свободном» обществе сейчас, а сколько даже в прошлом веке было закрыто храмов, сколько православные люди пережили гонений?! Однако есть тайна, непостижимая умом, – мы можем страдать за веру, но в любых страданиях Господь говорит нам: «Я с вами!» В гонениях христиан пытали, мучили, но они ощущали, что с ними Бог. А мучители – ожесточенные, по сути, несчастные, духовно опустошенные люди.
Уроки пандемии показали, что живущие со Христом переносят трудности иначе, чем неверующие, хотя это не значит, что они не умирают. Из наших церковных активистов от ковида умерла только одна бабушка, ей было 84 года, а болели очень многие. Казалось бы, безвыходная ситуация, но люди молились, держались за Бога и выживали! Даже из больниц выходили после ИВЛ и реанимации.
С нами Бог! И если мы живём для того, чтобы заповеди Божьи исполнять, идти вместе с Ним и за Ним, не надо бояться унижения Распятого Христа на Кресте – это сила любви, а не слабость. Поэтому всеми силами надо стараться волю Божью исполнять в своей жизни, чтобы не нам служили люди, а мы им. Тогда не только после смерти мы будем с Богом, а здесь и сейчас. Аминь.