Автор: протоиерей Борис Балашов
В День Святой Троицы
Праздник, который мы сегодня отмечаем молитвой в храме, часто бывает малопонятен. Можно легко понять Рождество, когда Спаситель приходит в наш мир. Несколько сложнее с Воскресением Христовым: Иисус Христос учил, исцелял и даже воскрешал людей, но тем не менее, Его арестовали, несправедливо осудили, Он умер мучительной смертью на Кресте и Воскрес. Да, Он жив, но, с другой стороны, в жизнь земную не вернулся; Он Воскрес, но видят Его отныне только ученики, у которых было хоть какое-то духовное видение и понимание Бога.
Апостолы могли осязать Христа после Воскресения, Он снова совершал перед ними чудеса, но на сороковой день вознёсся в мир вечной Славы. А дальше и вовсе начинается сплошной парадокс: вместо того, чтобы скорбеть о том, что от них ушёл Христос, апостолы радуются. Чему же они радуются?
Простой пример из нашей повседневной жизни. Обычные хорошие люди хотят построить семью и накануне бракосочетания расстаются, чтобы подготовиться к свадьбе, соединению двух жизней в одну. Расстаются они всего на несколько дней, но после разлуки их ожидает такая радость, к которой они стремились долгое время: они уже будут вместе навсегда! Вот с этой радостью можно сравнить и радость учеников Христовых при Его Вознесении. Апостолы ещё мало понимали Христа, но они Ему верили, между ними и Христом существовала живая связь веры, любви и доверия. Христос обещал им: Я буду с вами (Мф. 28:20). Но, чтобы не только ученики и Божья Матерь, но и миллиарды людей могли встретиться с Господом, и происходит Вознесение. Христу надо было взойти, если так можно выразиться, на «командный пункт» – престол Божий, откуда видно всех и каждому можно помочь. Конечно, как Бог, Он никогда и не покидал Божиего престола, но должно совершиться иное: Человек, родной всем нам по природе, восходит туда, и Его Человечество получает такую же честь и Славу, как Божество. Он первым из всех людей приходит туда, чтобы и мы смогли прийти к Богу.
Чтобы это могло осуществиться, в наш мир приходит Дух Святой – третья ипостась Святой Троицы. Когда мы молимся, то складываем три пальца вместе, подразумевая, что Бог Отец, Бог Сын и Дух Святой едины. И в день Пятидесятницы, о котором Господь говорил Своим ученикам, Дух Святой сходит и наполняет души учеников Христовых Своим присутствием. Дух человека может быть наполнен разным содержанием. Он может принять Бога, именно об этом Иисус Христос говорит: Царство Божие внутрь вас есть (Лк.17:21). Дух Святой, наполняя учеников, соединяет их со Христом уже навсегда. Он даёт им то, чего у них не было. Мы все часто скорбим, что нам многого не хватает: сил для борьбы со страстями, умения жить в любви с близкими, способности делать добрые дела, преодолевать проблемы со здоровьем. Господь идёт в мир Небесной славы, чтобы быть с нами, помогать нам.
И Он помогает, только вот ведь в чём дело… Бывают, к примеру, разные водители. Есть такие, которые, находясь за рулём, смотрят только на то, что находится у них перед носом, а дальше не видят – они обречены на катастрофу. А те, кто видит всю картину – и впереди, и сзади, и с боков – имеют гораздо больше шансов ездить без аварий. Поэтому, когда человек, идя по жизни, смотрит не далее могилы – не быть ему счастливым никогда. Сытым – может быть, но только не счастливым! Человек ведь – не кошка, не собака, он имеет бессмертную душу, однако если его душа идёт не ко свету, а во тьму, то в ней ни любви, ни радости не будет.
Человеку может быть весело от алкоголя, музыки, развлечений, но эта весёлость приходит и уходит, а радость – это внутреннее состояние, которое должно быть с нами всегда. Как говорит апостол Павел, всегда радуйтесь, непрестанно молитесь (1Фес.5:16), то есть, когда человек живет с Богом, и Он является источником этой радости, жизнь становится светлой и ведёт к вечности. Люди, у которых битком набит холодильник, есть четыре машины, два дома, несколько квартир, но нет Бога в сердце, по сути, живут для того, чтобы всё потерять. А мы живём для того, чтобы обрести жизнь вечную, имеем Того, Кто помогает нам сделать нашу жизнь уже сейчас подлинно счастливой, настоящей и полноценной.
Глядя на апостолов, видим, что после сошествия Святого Духа они, простые работяги, люди, не имевшие приличного образования, на разных языках возвещают людям учение Христово. Они получают этот дар, чтобы нести евангельскую весть разным народам, становятся мудрее; сглаживаются их недостатки, и даже их телесные силы укрепляются.
В Книге Деяний рассказывается, как однажды, во время проповеди апостола Павла, неверующие евреи настолько возмутились, что закидали его камнями, и он остался лежать бездыханным. Когда христиане пришли забрать тело, чтобы похоронить, апостол Павел встал, отряхнулся и пошёл. Понимаете? Если в человека один камень попадёт, он уже может погибнуть, а тут разъяренная толпа камнями забросала, а апостол остался невредим! Вот оно, действие Святого Духа, когда Господь помогает преодолевать трудности, даже такие серьёзные.
Пятидесятница – это день, когда ученики Христовы начали действительно жить с Богом. Не так, как сейчас некоторые люди иногда говорят: «Я живу с Богом, Бог у меня в душе», – а сами пальцем не пошевелят. Это сказки: какой же Бог у них в душе, если они Его не знают и знать не хотят?! Какой-то, но только это не истинный Бог, а лукавый дух.
Получив дар Святого Духа, апостолы не унесли его с собой в могилу, а понесли всем людям. И те, кто уверовал во Христа, вошли первыми в родившуюся Церковь Христову, Его Семью. В ней, как полноводная река, течёт благодать Святого Духа. Каждый человек, который раньше не знал Христа, уверовав, в таинствах Крещения и Миропомазания получает дар Святого Духа. В нём загорается святой огонь, и задача христианина – этот Божественный огонь разжигать, чтобы он превратился в огромное пламя, духовно согрел человека, переродил его и другим людям принёс бы добрые и светлые плоды.
Духом Святым человек обновляется, меняется даже на глазах, потому что с Богом можно побеждать все трудности и искушения. Конечно, Господь приходит к нам не только на время нашей земной жизни, а чтобы быть с нами всегда, в вечной жизни, которая начинается уже здесь, во время нашего земного бытия.
Вечная жизнь, как говорит Сам Христос, – это соединение, сроднение с Богом, Источником жизни. Мы встречаемся с Ним, когда вдумчиво читаем Евангелие и стараемся применять его к себе, когда открываем Бога в молитве, и наше сердце на неё отзывается, когда стараемся исполнять волю Божью, делаем добрые дела и стремимся реально жить по-Божьи. И особенно близко мы встречаемся с Ним – лицом к лицу – в таинстве Причастия. Тогда Он действительно становится частью нашей жизни, а мы – Его.
Да, много скорбей, трудностей, болезней выпадает на нашу долю, и казалось бы, странно звучат слова Христа: «Не бойся, только веруй» (Мк.5:36) и апостола Павла: «Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь» (1Фес.5:16). Но это так, потому что, если мы Христу стараемся быть верными, Бог с нами, и не теоретически, а реально.
Когда одного старого монаха спросили, почему он стал христианином, а не буддистом или мусульманином, например, он ответил: «Я слабый человек, а Христос мне протягивает руку, я за эту руку хватаюсь и иду с Ним по жизни». Так и мы должны идти вместе с Ним! И сегодняшний праздник – это День рождения нашей Небесной Семьи – Церкви Христовой, в которую мы вошли. В ней получаем помощь и поддержку нашего Небесного Отца, преодолеваем трудности, болезни и скорби. В ней мы возрастаем духовно и готовимся к той жизни, которая будет за пределами земного существования. В Церкви Христовой происходит наше воспитание и подготовка для Неба.
Я часто вспоминаю эпизод из жизни женщины, которая очень выгодно вышла замуж за американского миллиардера. Наверняка, в тот момент ей завидовали: мечта многих женщин жить так, как она, имея возможность приобрести всё, что пожелаешь. А ведь нормальному человеку, кроме благосостояния, хочется и нормальной человеческой жизни. И всё было бы хорошо, но в сорок с небольшим лет у неё обнаружили рак, болезнь быстро прогрессировала. Как вы думаете, о чём она думала перед смертью, какой была её последняя просьба? «Принесите мне моё самое любимое платье!» – попросила она, как будто можно ещё было встать с кровати и куда-то в нём пойти. Нет, встать эта женщина уже не могла, но, как за последний клочок земной радости, ухватилась за это платье и умерла. Да так крепко ухватилась, что руки разжать не смогли, и отрезанный лоскут роскошного платья так и остался вместе с ней в гробу. Не будем её осуждать, но страшно, когда жизнь проходит мимо, как бы краешком задев, и заканчивается пустотой.
В христианстве мы обретаем жизнь не только как существование тела. Но жизнь такую, которая в нас струится, как родник, источник подлинной жизни духовной, которая согревает душу и тело, наши человеческие отношения, дела, которые мы делаем.
Вспоминаю ещё одну женщину, давно умершую, нашу прихожанку – Клавдию. У неё тоже была онкология, но она была одинока, жила в деревянном домике, едва справляясь с хозяйством. И тем не менее на вопрос: «Как твои дела?» – она, неизменно улыбаясь, отвечала, что всё у неё хорошо. Боли усиливались, человек жил один, и хотя прихожане помогали справляться с хозяйством, ей было совсем нелегко. Но, несмотря на это, она жила с радостью в сердце. Почему? Да потому, что постоянно ощущала Божью любовь и поддержку даже в таких обстоятельствах. И это была не напускная, а подлинная радость!
Смерть придёт ко всем, отделит душу от тела, но не у всех она сможет отнять эту радость. Потому что того, кто с Богом живёт здесь, Господь примет и там, и тело его воскресит при Своём Втором Пришествии.
Христианин живёт для того, чтобы жить, и жить силой Духа Святого, вместе со Христом идти по жизни, преодолевая все скорби и трудности. Сложно понять людей, которые, называя себя христианами, говорят, что им некогда помолиться и почитать Евангелие. А ты покушать-то успел сегодня, тело-то напитал? На улицу вроде не нагишом вышел, а на то, чтобы душу напитать, на самое драгоценное – времени не хватило? Нет, не времени – любви не хватило! А без любви всё становится гнилым, ненастоящим, неполноценным.
В день Пятидесятницы Церковь приняла от Бога дар Святого Духа – дар, который Бог даёт всем нам и говорит: «Принимай, умножай, чтобы и ты стал источником воды живой, причём не только для себя, но и для других!» Аминь.