В день памяти святых благоверных князей Бориса и Глеба.
Ин. 15:17–26; 16:1–2
Мир сотворен Богом. Однако находится сейчас не в естественном состоянии, а поврежден грехом вследствие искажения духовной и телесной природы людей, последовавшим за грехопадением прародителей Адама и Евы. От этого происходит множество страданий и бед, из которых человек не находит выхода. Но выход есть, потому что Сам Бог стал Человеком, победил грех и смерть, обновил в Себе Самом человеческую природу Крестной смертью и Воскресением. Сын Божий восстал из гроба не так как Лазарь, который прожил ещё пару десятков лет. Лазарь остался под властью смерти, поэтому впоследствии умер.
Христос, обновляя в Себе Самом духовную и телесную человеческую природу, дарует Свою победу нам. Спаситель даёт нам Пищу бессмертия, и эта Пища – Он Сам. Мы общаемся с Ним в молитве, вдумчивом чтении Священного Писания, исполнении заповедей Божьих и, конечно же, в таинстве Святого Причастия. Изъять что-нибудь отсюда нельзя, потому что тогда дело нашего спасения рухнет. Трудно это? Конечно! Но даже если христианином быть трудно, гораздо труднее им не быть!
На днях по телевизору слышал от одного серьёзного, зрелого неверующего человека: «Если в жизни человека нет любви, какой же в ней может быть смысл?» То есть он понимает, что человек – не животное, для него недостаточно просто есть, пить и размножаться. В жизни должен быть смысл.
Жить по-христиански трудно даже тому, кто искренне принял веру, потому что легче жить «как все». А Христос говорит: Терпением вашим спасайте души ваши (Лк. 21:19). Терпением – прежде всего в исполнении заповедей Божьих, следуя дорогой, которая ведёт в жизнь вечную. Но многие рассуждают иначе: «Я ведь уже крещённый, значит, всё в порядке, можно и расслабиться». Тут поневоле вспоминаешь детскую сказку о сестрице Алёнушке и братце Иванушке. «Не пей, Иванушка, из этой лужи – козлёночком станешь», – предупреждали его, а Иванушка не захотел потерпеть жажду и попил, тем самым изуродовав себя.
Человек, приняв Крещение, становится иным по своей природе. Его душа теперь тоньше устроена, он может в себя принимать Самого Христа! Но если христианин впадает в грех, то он сильнее ранит душу, чем некрещеный человек. К примеру, если мы уроним на пол фарфоровую чашку и жестяную кружку, то нетрудно понять, какая из них побьётся сильнее.
Вспоминая святых благоверных князей Бориса и Глеба, чью светлую память сегодня празднует Православная Церковь, мы говорим о людях, искренне принявших веру, то есть сроднившихся со Христом.
Все потомки Адама, увы, несут на себе печать греховности. Мы от рождения наследуем природу, сотворённую Богом, но искажённую грехом. Христос явился Новым Адамом (это слова Священного Писания), Который даёт нам обновление нашей природы. С Божьей помощью мы можем нашу греховность преодолеть, восстановить свою душу в первозданном состоянии и наследовать вечный мир Небесного Царства. Но самое главное в том, что вечная жизнь начинается не после смерти, она должна открыться в нас здесь и сейчас: Царствие Божие внутрь вас есть (Лк. 17:21), – говорит Христос.
Упоминая Царство Небесное, мы часто представляем его где-то далеко, а правильнее было бы говорить о Царстве Небес, которое находится в нашем сердце. Жизнь обновлённого Богом человека начинается здесь и сейчас. Общаться со Христом мы призваны не когда-то потом, а здесь и сейчас, и храмом Божьим душа человека должна стать не после смерти, а во время земной жизни.
Есть два пути – формального и подлинного христианства. В житиях святых князей Бориса и Глеба формальное бездушное христианство вроде бы побеждает. Это и Святополк, которого называли «окаянным», ставший в результате убийства трёх своих братьев Киевским князем, и его служители.
Двух братьев Святополка – Бориса и Глеба, убитых по его приказу, – Церковь причислила к лику святых. Мы почитаем их совсем не за то, что они безвинно пострадали, а за то, что они сроднились со Христом по-настоящему. Церковь прославляет не за подвиги, а за то, что человек пребывает со Христом и во Христе. А если это так, то и Христос будет с ним всегда – и в земной жизни, и в вечности.
Всегда есть люди, которые искренне стремятся к Богу, но, к сожалению, большинство из нас Христа не признаёт, как иудеи времён земной жизни Иисуса Христа, две трети из которых не восприняли евангельскую проповедь. Но трагедия нашей Церкви не в этом, а в том, что большинство уже воцерковлённых людей верует формально: внешне соблюдая обряды, церковные установления и ритуально соединяясь со Христом, на самом деле Его отвергает. Ведь и Святополк окаянный в церковь ходил и причащался. И те убийцы, которые были посланы умертвить князя Бориса, тоже были вроде бы христианами, а может быть, даже считали себя хорошими прихожанами.
Борис отпустил войско, потому что не хотел развязывать братоубийственную гражданскую войну в борьбе за великокняжеский престол. Когда воины Святополка приблизились к его шатру, там служили утреню, и они, слыша, что в шатре князя совершается богослужение, смиренно ждали, пока Борис прочитает канон, помолится. Благочестивые христиане? Как сказать, ведь, как только служба закончилась, они набросились на князя с оружием. Внешне мы видим соблюдение форм благочестия, а внутри у них – одна мертвечина, та грязная водица, от которой братец Иванушка «козлёночком» стал. Человек, формально исповедующий Христа, не тем питает свою душу: человеческий дух может принять в себя Бога и стать храмом Божьим, а может – и вертепом сатаны; каждый сам выбирает свой путь.
Христос пришёл обновить нашу человеческую природу: не просто открыть для нас дверь в вечную жизнь после смерти, а дать возможность обрести её уже здесь и сейчас.
Только не нужно путать «вечность» и «бесконечность». Как нельзя в килограммах измерить расстояние, так и вечность не исчисляется количеством лет, это не временное свойство. Вечность нельзя определить земными параметрами. Бог Вечен, а Он неизмерим! Что говорит нам о вечной жизни Христос? Он не сказал: «Терпи, терпи: помрёшь – потом спасёшься и будешь вечно радоваться». В Евангелии мы читаем совсем иное: Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа (Ин. 17:3). То есть уже сейчас в нашем общении и сроднении со Христом и Богом Отцом начинается эта вечная жизнь.
Мы живём не только в пространстве и времени, но и в вечности. Тайную Вечерю повторить невозможно, она была только однажды, но мы все можем в ней участвовать именно потому, что Церковь находится не только в земном измерении, но и в вечном. Причастие для нас – это участие в Тайной Вечере, неслучайно при подготовке к этому таинству мы молимся: «Вечери Твоея Тайныя днесь, Сыне Божий, причастника мя прими…» То есть: «Прими меня сегодня участником Твоей Тайной Вечери», – той, которая была в Сионской горнице. Если наша жизнь на земле идёт как бы в горизонтальной плоскости, то вечность – это вертикаль, которая нас соединяет с Богом.
Христос говорит нам о жизни вечной, которая не когда-то потом начнётся, а открывается здесь на земле. Но те, кто не хочет быть со Христом, для кого важно сейчас пожить хорошо, а что потом будет – всё равно, разменивают свою жизнь по мелочам. Вечную жизнь подменяют сытой жизнью и бездумно тратят свои дни.
Мир, искажённый грехом, не принимает Христа: две тысячи лет назад Он был распят иудеями, но и нынешний, обновлённый Им мир, тоже не принимает евангельскую проповедь. Во многих европейских странах, например, священника могут отдать под суд за обличение греховности однополых связей. Разве это христианское общество?
Святополк окаянный и его воины формально были христианами, но в сердце у них не было Христа. А христиане, воочию не видя Христа, через действие Святого Духа, которого Господь называет Утешителем (то есть нашим Защитником, Помощником), освящаются. Дух Святой наполняет нас Божественным присутствием, соединяя со Христом. Душа и тело человека могут благодатью Святого Духа преобразиться: из грязного сарая стать храмом Божьим.
Христос говорит о том, что если мир Его не принял, то не примет и Его последователей. Но бояться этого не нужно. Мы живём для жизни, а не для смерти, и наша жизнь должна быть наполнена Божественной любовью. Тогда всё земное становится другого качества, приобретает измерение вечности. Наши дела и отношения с людьми становятся иными, когда они согреваются христианской любовью – плодом Духа Святого.
«Вы никогда не будете одни», – обещает Господь Своим ученикам всех времён. Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне (Ин. 15:26). Свидетельствовать о Мне – значит не просто говорить о Христе, а давать живое полноценное общение с Ним.
Почему же, когда мы вспоминаем святых князей Бориса и Глеба (особенно Бориса, потому что он был уже вполне зрелым и опытным князем), мы называем их настоящими христианами? Почему Борис отпускает войско, не идёт воевать за Киев? Здесь дело не в рациональных рассуждениях, дело в другом. Если он со Христом, то он чувствует, что нельзя идти по жизни, как его старший брат Святополк.
Если у человека есть музыкальный слух, он отличает гармоничную музыку от фальшивой. Так и святые князья слышали в сердце Божественную музыку, ощущали в себе некое Божественное присутствие и понимали, что если останутся преданы Христу, с ними будет Бог и, умирая, они будут вместе с Ним. А выбрав путь насилия, они останутся одни, Христа в их жизни не будет.
Они, может быть, смогут многого достичь на земле, но вечной жизни с Богом не обретут. И конечно же, понимая это, Борис и Глеб выбирают пребывание со Христом, идут на крест со Христом и вместе с Ним принимают смерть, переходят из земной жизни в иную форму бытия, сохраняя вечную жизнь, которой и раньше были сопричастны. Они могли бы заниматься государственной деятельностью, бороться с княжескими междоусобицами законодательно и с оружием в руках, но сделали другой выбор: Борис и Глеб своей жизнью и смертью доказали верность Христу и своими молитвами спасали родную землю.
История показывает, что спустя совсем короткое время Святополк, почти лишившись рассудка, бежал за границу, а на Руси прекратились междоусобные войны и водворился мир. Очевидно, что этот мир был установлен не Святополком, имевшим войско и власть, а молитвой тех, кто осознанно отдал свою жизнь за землю Русскую и веру православную.
Глядя на пример святых князей, люди устыдились. Так кто же из братьев сделал больше: Святополк, пришедший к власти кровавым путём, переступив через своих братьев, или Борис и Глеб, отдавшие жизнь за веру во Христа и послужившие молитвой родной земле? Святые князья и впоследствии помогали тем, кто шёл защищать страну, как, например, святой князь Александр Невский. Множество чудес было явлено людям, нуждавшимся в их поддержке.
Так произошло не потому, что они особенные люди, а потому, что они со Христом и Христос с ними, а это самое дорогое, что можно получить на земле. Христос – самое Великое Сокровище, которое может обрести человек, а с Ним – и подлинную жизнь, и помощь, и поддержку, и вечную жизнь не только души, но и тела после Второго Пришествия. Аминь.