Автор: протоиерей Борис Балашов
Мы празднуем Рождество Пресвятой Богородицы и, казалось бы, именно Ей должен быть посвящён отрывок из Евангелия, который читается за богослужением. Но в сегодняшнем евангельском зачале (Лк.10:38–42, Лк.11:27–28) напрямую о Божией Матери не говорится. Мы слышим историю о сестрах Марфе и Марии, напоминающую о том, какое значение имеет слово Божие в жизни человека.
Марфа и Мария жили в Вифании недалеко от Иерусалима, и когда Иисус Христос с учениками пришли в это селение, женщина, именем Марфа, приняла Его в дом свой и заботилась о большом угощении (Лк.10:38,40). Мария же, несмотря на то, что нужно было помочь сестре, села у ног Христа и не могла отойти, потому что понимала значимость слов Господа, их пользу для себя и своей жизни. Евангелие подчеркивает, что это действительно так, и сегодняшний отрывок завершается уже словами Самого Христа: блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его (Лк. 11:28).
Слово Божие – в первую очередь, это Священное Писание Нового Завета, а во вторую – то, что Господь нам открывает через обстоятельства жизни, в молитве или личном откровении, когда человек без слов понимает, чего ждёт от него Бог.
Блаженны – то есть счастливы те, кто слышит и исполняет евангельское слово, хранит его в глубине своего сердца. Сегодняшний праздник показывает нам лучшие примеры такого доверия и преданности Богу.
Вдумаемся, кем стали родители Девы Марии, Иоаким и Анна? Дедушкой и бабушкой Иисуса Христа! Много это или мало? Выше некуда!
Как жили те, кому Бог доверил начать осуществление плана спасения всего человеческого рода? Они были простыми людьми, но видимо, уже с детства впитали ветхозаветное слово Божье, глубоко его восприняли и старались исполнять волю Творца. Их долгая супружеская жизнь не была лёгкой: хотя Иоаким и Анна более пятидесяти лет прожили в мире и любви, они не пользовались большим уважением людей. У них не было детей, а бездетность у иудеев того времени считалась Божьим наказанием за тяжкие грехи. В первую очередь она была страшна потому, что никаких социальных пособий тогда не существовало, и пожилой человек мог рассчитывать только на помощь детей. Во-вторых, все евреи ожидали Мессию – Христа Спасителя – и каждый надеялся, что Он будет из их рода. По крайней мере иудеи рассчитывали на то, что хотя бы их потомки увидят Царство Божье и войдут в него. А если семья бездетна, получается, что Бог лишает супругов такой возможности.
Иоаким и Анна испытывали незаслуженное поношение от людей и понимали, насколько это несправедливо. Их совесть перед Богом была чиста, они старались с любовью относиться к ближним. Будучи людьми работящими и трезвой жизни, они жили безбедно. Свой доход делили на три части. Одну треть отдавали на храм, другую – нуждающимся, и только оставшуюся часть оставляли себе.
Настоящая любовь всегда выходит за рамки семьи, она непременно должна проявляться по отношению к другим людям, которых Господь ставит на нашем жизненном пути. Ещё не зная новозаветную притчу о милосердном самарянине, Иоаким и Анна искренне, от всего сердца исполняли в своей жизни заповедь Божью о любви к ближним. Отсюда можно понять, насколько сильна вера, когда она согревается такой любовью.
Конечно, они мечтали о ребёнке, но терпели, не жаловались и просто несли свой жизненный крест. И именно их Господь избрал для того, чтобы дать жизнь Той, Которая станет Престолом Божества, даст земную жизнь Самому Богу Творцу – Деве Марии.
Если говорить обиходным языком, мы сегодня празднуем день рождения Матери Иисуса Христа и нашей Матери, потому что Ей Иисус Христос усыновил всех нас – тех, кто принимает в своё сердце Его слово и живёт им.
Любящие дети всегда хотят порадовать маму в день её рождения подарками, цветами, но она всегда чувствует то, что скрывается за внешними атрибутами праздника – нашу любовь, которая и является самым дорогим подарком. Больше всего любой матери хочется видеть своих детей живущими правильно, благочестиво, с любовью и трудом устраивающими земную жизнь. И не только физическими, но и духовно здоровыми (и бандит может иметь отменное здоровье, только пользы ему и окружающим это не принесёт).
В нашем храме множество икон Божией Матери, что, конечно же, не случайно: это говорит о Её значении для Церкви и всех нас. Чем же мы можем порадовать Богородицу? Она ждёт от нас любви к Её Сыну, исполнения Его воли, чтобы слово Божье было для нас самым важным в жизни, чтобы мы питали им свои души и жили им.
Не случайно на литургии мы читали: Блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его. Вот, что важно для Божией Матери. А если мы начинаем рассуждать: «Нет, это не для нас, мы слабые, грешные люди, нам это не под силу…», то по сути, заявляем, что мы умнее Христа и лучше знаем, как нужно строить свою жизнь.
Да, быть христианином не легко. Но как вы думаете, стоит ли прилагать усилия для того, чтобы наследовать Небесное Царство? Разве Иисус Христос пошёл на Крестную смерть не для того, чтобы мы могли ожить духовно и иметь жизнь вечную?
Насколько же важно, чтобы мы были в Церкви Христовой детьми Божьими не по названию, а по сути, и чтобы это отражалось в нашей жизни. И дело совсем не в том, какие у нас раньше были грехи, а в том, к чему мы сейчас стремимся, какими становимся.
Христос пришёл победить грех и смерть, Он открывает двери ада – духовной темницы – и говорит: «Выходите на свободу, войдите в Мою Семью – Церковь, живите со Мной». Господь лечит наши души от греховного повреждения: и от наследственного, которое мы приняли потому, что мы дети Адама (первые люди исказили грехом человеческую природу), и от тех личных грехов, которые мы постоянно совершаем в мыслях, чувствах и делах.
В притче о брачном пире, которую мы слышали в храме в минувшее воскресенье, царь, войдя на пир, увидел множество людей, которые были далеко не святыми, жили как могли, но, откликнувшись на приглашение царя, привели себя в порядок, отмылись от грязи, оделись празднично. Говоря буквально, чтобы предстать перед царём, под которым в притче подразумевается Бог, все эти люди потрудились над своей душой. А кто-то не захотел, не постарался свою душу отмыть покаянием, чтобы она стала как те ризы души, сверкающие белизной, которые Господь даёт кающимся и любящим Его.
Поэтому меня совсем не радуют слова некоторых людей: «Бог меня любит и помогает мне». Бог любит всех, вопрос в том, отвечаем ли мы на Его любовь, значимы ли для нас Его слова. Как мы живём? Стараемся ли строить свою жизнь по любви? Боремся ли со своими грехами? С терпением ли относимся к прегрешениям наших близких? «Остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим», – просим мы в молитве «Отче наш», а значит, если мы не простили другим их прегрешений, то и нас Господь не простит, такова Его воля. Более того, в этом случае мы, если не прощаем других, фактически просим Бога и нас не прощать.
Будем помнить, что любовь Христова в нас рождается, когда слово Божье отзывается в нашем сердце и вызывает не только слёзы умиления, но и реально проявляется во всей нашей жизни, в любви к Богу и людям. Тогда и начинается наше спасение. Аминь.