Автор: протоиерей Борис Балашов
В минувшее воскресенье начались песнопения 1-го гласа, разберем икос – богослужебный текст, который во время чтения воскресного канона звучит после кондака. Он содержит схожую с кондаком мысль, но раскрывает её более подробно.
Воскре́сшаго тридне́вно воспои́м я́ко Бо́га Всеси́льна, и врата́ а́дова сте́ршаго, и я́же от ве́ка из гро́ба воздви́гшаго, мvроно́сицам я́вльшагося, я́коже благоизво́лил есть, пре́жде сим е́же ра́дуйтеся, реки́й: и апо́столом ра́дость возвеща́я, я́ко Еди́н Жизнода́вец. Те́мже ве́рою жены́ ученико́м зна́мения побе́ды благовеству́ют, и ад стене́т, и смерть рыда́ет: мiр же весели́тся, и вси с ним ра́дуются. Ты бо по́дал еси́, Христе́, всем Воскресе́ние.
Следствием грехопадения человеческого рода стала утрата райского состояния, искажение духовно-телесной природы человека и изменение всего мира. В словах икоса Церковь говорит нам о важнейшем событии мировой истории – победе над грехом и смертью Воплотившегося Бога. До Христова Воскресения все люди рождались с искаженной природой и были не способны наследовать Царство Божье, их души, побежденные грехом, сходили во ад (по-еврейски, «шеол») – место тёмное, унылое, мрачное, безнадёжное.
И вот, Сын Божий стал Человеком, принял насильственную смерть. Тело Иисуса было положено в гробовой пещере, а душа, разлучившись с ним, сошла во ад. Но смерть оказалась бессильна, ведь Христос был безгрешен в душе, и в мыслях, и чувствах: ад был Им побеждён и разрушен! Об этом в икосе говорится: и врата́ а́дова сте́ршаго, то есть бывшее место мучений, эта темница, отныне не могла удержать души тех, кто принял Евангелие Христово от пришедшего туда Самого Господа. Подобно тому, как если бы у тюрьмы стену разрушили и сказали: «Кто хочет – выходите!»
Те люди, которые приняли евангельскую весть в аду, духовно воскресли. Нет, они не вернулись к земной жизни, тела их воскреснут по Втором Пришествии Христа, время которого нам знать не дано. Произошло иное: из адского состояния уныния и безнадёжности эти человеческие души перешли в состояние мира, света, радости и благодати. Так бывает и на земле, когда сердца человека, пребывающего в мрачном состоянии, касается радость, и всё для него меняется. А раз так произошло две тысячи лет назад, значит происходит то же и сейчас с той душой, которая искренне принимает Христа.
И я́же от ве́ка из гро́ба воздви́гшаго, мvроно́сицам я́вльшагося, я́коже благоизво́лил есть. То есть Он захотел воздвигнуть из адского состояния всех усопших, принявших Его проповедь, даровав им новую жизнь вместе с Богом в Его Небесном Царстве. Затем Христос является женам-мироносицам, которые, конечно, не ждали этого, ведь они пришли к мёртвому телу Учителя. Но Воскресший Господь говорит им: «Радуйтесь!» и посылает к апостолам сообщить весть о Его Воскресении. Радуйтесь, потому что вам дана победа над смертью, над грехом, над злом!
И апо́столом ра́дость возвеща́я, я́ко Еди́н Жизнода́вец. Жизнода́вец, Тот, Кто жизнь сотворил, жизнь даёт и нам несёт – жизнь духовную, жизнь вечную, соединяющую нас с Богом и несущую свет вечного Царства.
Жены́ ученико́м зна́мения побе́ды благовеству́ют. О каких знамениях победы здесь идёт речь? Во-первых, женщины видели, что от гроба отвален камень, который сдвинуть им было невозможно. Во-вторых, некоторые из них видели ангела. И кроме того, в гробовой пещере лежали пустые погребальные пелены.
Нужно понимать, что Иосиф с Никодимом, готовя к погребению мёртвое тело Христа, смачивали его специальными ароматами. Эти смолистые вещества при высыхании затвердевают, образуя твёрдую корку, и пелены так плотно облепляют тело, что снять их можно только вместе с кожей. Но пришедшие в пещеру видели, что пелены лежат абсолютно неповрежденные и чистые. Значит, Христос прошёл через них, как и сквозь двери гробовой пещеры!
Апостолы, увидев лежащие пелены, поняли, что объяснить это можно только Воскресением Христа. Одно из материальных свидетельств, к счастью, сохранилось – это Туринская плащаница (полотно, в которое было завёрнуто мёртвое тело Христа), её копия находится в Москве в Сретенском монастыре.
И ад стене́т, и смерть рыда́ет. Ад стенает – потому что он не смог поглотить тех, кто со Христом, в кого влилась жизнь Христова. А смерть рыдает потому, что Христос Воскрес и смерть теперь может лишь разлучить душу человека с телом, но лишить вечной жизни с Богом не сможет.
Мiр же весели́тся, и вси с ним ра́дуются. Радость для мира – то, что победа Христом уже совершена, и он дарует её всему миру, всем людям. А уж кто из людей не захочет принять этот дар, так это его личный выбор.
Ты бо по́дал еси́, Христе́, всем Воскресе́ние. Речь идёт и о воскресении души, как обновлении её состояния, и о воскресении тела, которое произойдёт в своё время. Это плоды победы Христовой, которые даются каждому, кто ответит на Его любовь. Поэтому очень важно, чтобы мы во время земной жизни обрели живую веру во Христа, соединенную с любовью. Ибо вера обретает силу тогда, когда она наполнена любовью к Богу и людям.