Image

«Воскресшаго тридневно воспоим яко Бога Всесильна…»

Автор: протоиерей Борис Балашов

В минувшее воскресенье начались песнопения 1-го гласа, разберем икос – богослужебный текст, который во время чтения воскресного канона звучит после кондака. Он содержит схожую с кондаком мысль, но раскрывает её более подробно.

Воскре́сшаго тридне́вно воспои́м я́ко Бо́га Всеси́льна, и врата́ а́дова сте́ршаго, и я́же от ве́ка из гро́ба воздви́гшаго, мvроно́сицам я́вльшагося, я́коже благоизво́лил есть, пре́жде сим е́же ра́дуйтеся, реки́й: и апо́столом ра́дость возвеща́я, я́ко Еди́н Жизнода́вец. Те́мже ве́рою жены́ ученико́м зна́мения побе́ды благовеству́ют, и ад стене́т, и смерть рыда́ет: мiр же весели́тся, и вси с ним ра́дуются. Ты бо по́дал еси́, Христе́, всем Воскресе́ние.

Следствием грехопадения человеческого рода стала утрата райского состояния, искажение духовно-телесной природы человека и изменение всего мира. В словах икоса Церковь говорит нам о важнейшем событии мировой истории – победе над грехом и смертью Воплотившегося Бога. До Христова Воскресения все люди рождались с искаженной природой и были не способны наследовать Царство Божье, их души, побежденные грехом, сходили во ад (по-еврейски, «шеол») – место тёмное, унылое, мрачное, безнадёжное.

И вот, Сын Божий стал Человеком, принял насильственную смерть. Тело Иисуса было положено в гробовой пещере, а душа, разлучившись с ним, сошла во ад. Но смерть оказалась бессильна, ведь Христос был безгрешен в душе, и в мыслях, и чувствах: ад был Им побеждён и разрушен! Об этом в икосе говорится: и врата́ а́дова сте́ршаго, то есть бывшее место мучений, эта темница, отныне не могла удержать души тех, кто принял Евангелие Христово от пришедшего туда Самого Господа. Подобно тому, как если бы у тюрьмы стену разрушили и сказали: «Кто хочет – выходите!»

Те люди, которые приняли евангельскую весть в аду, духовно воскресли. Нет, они не вернулись к земной жизни, тела их воскреснут по Втором Пришествии Христа, время которого нам знать не дано. Произошло иное: из адского состояния уныния и безнадёжности эти человеческие души перешли в состояние мира, света, радости и благодати. Так бывает и на земле, когда сердца человека, пребывающего в мрачном состоянии, касается радость, и всё для него меняется. А раз так произошло две тысячи лет назад, значит происходит то же и сейчас с той душой, которая искренне принимает Христа.

И я́же от ве́ка из гро́ба воздви́гшаго, мvроно́сицам я́вльшагося, я́коже благоизво́лил есть. То есть Он захотел воздвигнуть из адского состояния всех усопших, принявших Его проповедь, даровав им новую жизнь вместе с Богом в Его Небесном Царстве. Затем Христос является женам-мироносицам, которые, конечно, не ждали этого, ведь они пришли к мёртвому телу Учителя. Но Воскресший Господь говорит им: «Радуйтесь!» и посылает к апостолам сообщить весть о Его Воскресении. Радуйтесь, потому что вам дана победа над смертью, над грехом, над злом!

И апо́столом ра́дость возвеща́я, я́ко Еди́н Жизнода́вец. Жизнода́вец, Тот, Кто жизнь сотворил, жизнь даёт и нам несёт – жизнь духовную, жизнь вечную, соединяющую нас с Богом и несущую свет вечного Царства.

Жены́ ученико́м зна́мения побе́ды благовеству́ют. О каких знамениях победы здесь идёт речь? Во-первых, женщины видели, что от гроба отвален камень, который сдвинуть им было невозможно. Во-вторых, некоторые из них видели ангела. И кроме того, в гробовой пещере лежали пустые погребальные пелены.

Нужно понимать, что Иосиф с Никодимом, готовя к погребению мёртвое тело Христа, смачивали его специальными ароматами. Эти смолистые вещества при высыхании затвердевают, образуя твёрдую корку, и пелены так плотно облепляют тело, что снять их можно только вместе с кожей. Но пришедшие в пещеру видели, что пелены лежат абсолютно неповрежденные и чистые. Значит,  Христос прошёл через них, как и сквозь двери гробовой пещеры!

Апостолы, увидев лежащие пелены, поняли, что объяснить это можно только Воскресением Христа. Одно из материальных свидетельств, к счастью, сохранилось – это Туринская плащаница (полотно, в которое было завёрнуто мёртвое тело Христа), её копия находится в Москве в Сретенском монастыре.

И ад стене́т, и смерть рыда́ет. Ад стенает – потому что он не смог поглотить тех, кто со Христом, в кого влилась жизнь Христова. А смерть рыдает потому, что Христос Воскрес и смерть теперь может лишь разлучить душу человека с телом, но лишить вечной жизни с Богом не сможет.

Мiр же весели́тся, и вси с ним ра́дуются. Радость для мира – то, что победа Христом уже совершена, и он дарует её всему миру, всем людям. А уж кто из людей не захочет принять этот дар, так это его личный выбор.

Ты бо по́дал еси́, Христе́, всем Воскресе́ние. Речь идёт и о воскресении души, как обновлении её состояния, и о воскресении тела, которое произойдёт в своё время. Это плоды победы Христовой, которые даются каждому, кто ответит на Его любовь. Поэтому очень важно, чтобы мы во время земной жизни обрели живую веру во Христа, соединенную с любовью. Ибо вера обретает силу тогда, когда она наполнена любовью к Богу и людям.


 

Последние новости

Православное образование: pro et contra (Телепередача «Дорога к храму»)

В этом выпуске программы расскажем о православной гимназии «София» и о школе святителя Димитрия Ростовского.

Сен 7, 2024

Воскресная школа онлайн. Изучение Священного Писания. Нагорная проповедь. По плодам узнаете их («Изучение Священного Писания», лекция 51)

Заканчиваем цикл лекций, посвященных Нагорной проповеди Иисуса Христа разбором стихов 21-29 7-ой главы Евангелия от Матфея.

Сен 6, 2024

Престольный праздник в Вознесенском храме села Борщево (фоторепортаж)

Престольный праздник в Вознесенском храме села Борщево в фотографиях Галины Акуловой

Сен 6, 2024

Престольный праздник в Вознесенском храме села Борщево г.о. Клин (+фото)

4 сентября 2024 года в Вознесенском храме села Борщево отметили престольный праздник одного из приделов храма, посвященного Грузинской…

Сен 5, 2024
«Воскресшаго тридневно воспоим яко Бога Всесильна…» — Клин православный