Image

«Ты еси Свет омраченным…»

Автор: протоиерей Александр Союзов

Богослужебные тексты для нас являются текстами вероучительными, если мы, конечно, их слышим, это задача нашего внимания. 

Восприятие любого языка, в том числе церковно-славянского, в первую очередь зависит от количества прочитанных текстов. Когда читаешь текст, в первый раз может быть ничего не понятно, во второй раз – что-то проясняется, а в третий и четвертый церковно-славянский язык становится тебе как родной.

Церковно-славянский язык выверялся Церковью, его старались выстраивать так, чтобы произнесенный звук передавал не только смысл, но и формировал духовно-поэтический ритм. 

Мы живём с разными ритмами: у человека есть ритм сердца, ритм дыхания. Когда человек ровно дышит и у него ровно бьётся сердце – значит, он здоров, и это очень важно. А когда сердце бьётся то быстрее, то медленнее, дыхание становится сбивчивым, это показывает нездоровое состояние. И вот православное богослужение  выстраивается так, чтобы мы с вами погружаясь в его ритм, мелодию, улавливая его смысл, оздоравливались и духовно, и душевно, и физически.

Сегодня Церковь предлагает нам осмыслить икос1 2-го гласа:
Ты еси́ Свет омраче́нным, Ты еси́ Воскресе́ние всех, и Живо́т челове́ков, и всех совоскреси́л еси́, сме́ртную держа́ву, Спа́се, разо́рь, и а́дова врата́ сокруши́вый, Сло́ве: и ме́ртвии ви́девше чу́до, чудя́хуся, и вся́ка тварь сра́дуется о Воскресе́нии Твое́м, Человеколю́бче. Те́мже и вси сла́вим и пое́м Твое́ снизхожде́ние, и мiр, Спа́се мой, воспева́ет Тя при́сно.

Ты еси́ Свет омраче́нным. В русском переводе предлагается заменить «еси», означающее «Ты есть», словами – «Спаситель Слово», то есть фраза звучит как «Ты – Спаситель Слово, Свет для омраченных». Хотя исходный текст, на мой взгляд, более благозвучен, и, когда поётся медленно, тоже понятен. Омраченные – это люди, живущие во грехе.

Ты еси́ Воскресе́ние всех, и Живо́т челове́ков, и всех совоскреси́л еси́. Ты Воскресение и жизнь всех людей и всех воскресил с Собою (совоскресил). Вроде бы всё здесь ясно, но как понять слова о том, что Христос всех воскресил, если мы знаем, что люди умерли и не воскресли, и не вознеслись, подобно Ему?

Нужно понимать, что в первую очередь мы говорим о воскресении душ наших и душ умерших. А когда воскресает человеческая душа? Во время Крещения, потому что она рождается в жизнь вечную. Другое дело, что мы не осознаем это так глубоко. Для нас зачастую крестины проходят почти незаметно: конечно, стол мы соберём и родственников позовём, а сам смысл Таинства как соумирания со Христом и совоскресения с Ним же, мы порой упускаем и не воспринимаем его серьёзно. 

Я часто привожу пример серьёзного отношения к памяти смертной. На северо-западе Индии в штате Пенджаб проживает народ – сикхи, они очень храбрые воины. Эти люди носят на голове огромную скрученную из ткани чалму – дастар, десять метров ткани. Глядя на них, многие думают о том, что, наверное, это красиво и торжественно, но на самом деле это их погребальный саван. Сикхи – воины, они знают, что рано или поздно погибнут, и чтобы не утруждать близких, друзей и соратников, они имеют при себе эти десять метров ткани, в которые можно завернуть тело человека и, в случае Индии, сжечь. 

А у нас с вами нет этого понимания: мы не хотим, не желаем, и всем своим существом сопротивляемся мыслям о смерти. Мы не хотим понимать, что эта черта наступит. Мы только говорим о том, что страх смертный должен постоянно в нас присутствовать. Да не присутствует он в нас – мы живём так, как будто будем жить всегда! Если бы мы жили так, как нам заповедано в Святом Крещении, когда мы сочетались смерти Христа и Его Воскресению, всё было бы иначе. Воскресению Христа мы все согласны сочетаться, а смерти – ну, нет, давайте подождём немного! Подождём, поживём, может, потом, когда клюнет куда-нибудь жареный петух… А дальше ждать уже нечего, мы уже у черты, и это нужно принять, тогда страха не будет!

Какой воин непобедим? Тот, который решил для себя, что он уже погиб, как сикх. Так же и христианин, приняв Святое Крещение, должен всё решить для себя здесь, на земле. Как схимники принимают схиму или монахи – монашество? Они умирают для мира. А ведь христианин по сути от монаха мало чем отличается: каждый из нас в Крещении принимает со-умирание и со-воскресение.

И всех совоскреси́л еси́, сме́ртную держа́ву, Спа́се, разо́рь, и а́дова врата́ сокруши́вый, Сло́ве: и ме́ртвии ви́девше чу́до, чудя́хуся, и вся́ка тварь сра́дуется о Воскресе́нии Твое́м, Человеколю́бче – и всех совоскресил, смертную державу разорив, и врата ада сокрушил, Слово: и мертвые, увидев это чудо, удивлялись; и все творение вместе радуется о воскресении Твоем, Человеколюбец. 

Ме́ртвии – души людей, умерших до сошествия Христа во ад, которые увидели чудо схождения Христа в адские чертоги.
На самом деле, ад уже здесь, а не когда-то потом наступит, и рай – Царствие Божие – тоже здесь, а не когда-то потом придёт. То есть, что ты в своей душе наработал? Радуешься ты, благодаришь Бога, значит ты уже в Царствии Божием! Недоволен всем, раздражаешься, боишься всего – ты уже в аду. 

У тебя есть шанс на покаяние, но если ты большую часть своей жизни находишься с  обидами, раздражением, недовольством, то ты, соответственно, приобретаешь навык жизни в аду, и покаяться сложно. Христос-то может протянуть тебе руку, но ты и этим будешь недоволен: «Можно, я ещё позлюсь на соседа, не могу успокоиться? Он же по забору стучит ходит, спать не даёт. Вот я позлюсь сейчас, а потом, Господи, обязательно Твою руку приму…» Нам же нужно «пар выпустить», а это состояние непрощения. Только это не Бог нас не прощает, а мы не прощаем ближних и за это непрощение цепляемся, приобретая навык жизни во грехе, в аду. Мы уже там, Христос нас оттуда вырвать не сможет, потому что половина души останется там, мы настолько прилепились ко греху, что не можем от него отделиться.

Те́мже и вси сла́вим и пое́м Твое́ снизхожде́ние, и мiр, Спа́се мой, воспева́ет Тя при́сно – потому все мы прославляем и воспеваем Твое снисхождение, и мир непрестанно прославляет тебя, Спаситель мой.

Икос – песнопение, которое поётся после 6-ой песни канона, который подводит некоторую черту в богослужении накануне праздника и содержит песнопение дня. Есть ветхозаветные и новозаветные богослужебные тексты. Новозаветные тексты зачастую составлялись святыми специально для богослужения, нельзя просто написать такой текст и исполнять в храме, он должен быть утвержден Церковью. Тексты канона прославляют праздничный день, и икос 2-го гласа, который мы с вами сейчас разбирали, был посвящен Воскресению Христа.

[1] И́кос (др.-греч. οἶκος – дом) – церковное песнопение, восхваляющее и прославляющее чествуемого святого и церковное событие. Икос образует составную часть утреннего канона, в котором помещается после 6-й песни (непосредственно вслед за кондаком). Автором первых икосов был, согласно церковному преданию, св. Роман Сладкопевец (V–VI века) (Википедия).


 

Последние новости

Православное образование: pro et contra (Телепередача «Дорога к храму»)

В этом выпуске программы расскажем о православной гимназии «София» и о школе святителя Димитрия Ростовского.

Сен 7, 2024

Воскресная школа онлайн. Изучение Священного Писания. Нагорная проповедь. По плодам узнаете их («Изучение Священного Писания», лекция 51)

Заканчиваем цикл лекций, посвященных Нагорной проповеди Иисуса Христа разбором стихов 21-29 7-ой главы Евангелия от Матфея.

Сен 6, 2024

Престольный праздник в Вознесенском храме села Борщево (фоторепортаж)

Престольный праздник в Вознесенском храме села Борщево в фотографиях Галины Акуловой

Сен 6, 2024

Престольный праздник в Вознесенском храме села Борщево г.о. Клин (+фото)

4 сентября 2024 года в Вознесенском храме села Борщево отметили престольный праздник одного из приделов храма, посвященного Грузинской…

Сен 5, 2024
«Ты еси Свет омраченным…» — Клин православный