Автор: протоиерей Александр Союзов
Богослужебные тексты для нас являются текстами вероучительными, если мы, конечно, их слышим, это задача нашего внимания.
Восприятие любого языка, в том числе церковно-славянского, в первую очередь зависит от количества прочитанных текстов. Когда читаешь текст, в первый раз может быть ничего не понятно, во второй раз – что-то проясняется, а в третий и четвертый церковно-славянский язык становится тебе как родной.
Церковно-славянский язык выверялся Церковью, его старались выстраивать так, чтобы произнесенный звук передавал не только смысл, но и формировал духовно-поэтический ритм.
Мы живём с разными ритмами: у человека есть ритм сердца, ритм дыхания. Когда человек ровно дышит и у него ровно бьётся сердце – значит, он здоров, и это очень важно. А когда сердце бьётся то быстрее, то медленнее, дыхание становится сбивчивым, это показывает нездоровое состояние. И вот православное богослужение выстраивается так, чтобы мы с вами погружаясь в его ритм, мелодию, улавливая его смысл, оздоравливались и духовно, и душевно, и физически.
Сегодня Церковь предлагает нам осмыслить икос1 2-го гласа:
Ты еси́ Свет омраче́нным, Ты еси́ Воскресе́ние всех, и Живо́т челове́ков, и всех совоскреси́л еси́, сме́ртную держа́ву, Спа́се, разо́рь, и а́дова врата́ сокруши́вый, Сло́ве: и ме́ртвии ви́девше чу́до, чудя́хуся, и вся́ка тварь сра́дуется о Воскресе́нии Твое́м, Человеколю́бче. Те́мже и вси сла́вим и пое́м Твое́ снизхожде́ние, и мiр, Спа́се мой, воспева́ет Тя при́сно.
Ты еси́ Свет омраче́нным. В русском переводе предлагается заменить «еси», означающее «Ты есть», словами – «Спаситель Слово», то есть фраза звучит как «Ты – Спаситель Слово, Свет для омраченных». Хотя исходный текст, на мой взгляд, более благозвучен, и, когда поётся медленно, тоже понятен. Омраченные – это люди, живущие во грехе.
Ты еси́ Воскресе́ние всех, и Живо́т челове́ков, и всех совоскреси́л еси́. Ты Воскресение и жизнь всех людей и всех воскресил с Собою (совоскресил). Вроде бы всё здесь ясно, но как понять слова о том, что Христос всех воскресил, если мы знаем, что люди умерли и не воскресли, и не вознеслись, подобно Ему?
Нужно понимать, что в первую очередь мы говорим о воскресении душ наших и душ умерших. А когда воскресает человеческая душа? Во время Крещения, потому что она рождается в жизнь вечную. Другое дело, что мы не осознаем это так глубоко. Для нас зачастую крестины проходят почти незаметно: конечно, стол мы соберём и родственников позовём, а сам смысл Таинства как соумирания со Христом и совоскресения с Ним же, мы порой упускаем и не воспринимаем его серьёзно.
Я часто привожу пример серьёзного отношения к памяти смертной. На северо-западе Индии в штате Пенджаб проживает народ – сикхи, они очень храбрые воины. Эти люди носят на голове огромную скрученную из ткани чалму – дастар, десять метров ткани. Глядя на них, многие думают о том, что, наверное, это красиво и торжественно, но на самом деле это их погребальный саван. Сикхи – воины, они знают, что рано или поздно погибнут, и чтобы не утруждать близких, друзей и соратников, они имеют при себе эти десять метров ткани, в которые можно завернуть тело человека и, в случае Индии, сжечь.
А у нас с вами нет этого понимания: мы не хотим, не желаем, и всем своим существом сопротивляемся мыслям о смерти. Мы не хотим понимать, что эта черта наступит. Мы только говорим о том, что страх смертный должен постоянно в нас присутствовать. Да не присутствует он в нас – мы живём так, как будто будем жить всегда! Если бы мы жили так, как нам заповедано в Святом Крещении, когда мы сочетались смерти Христа и Его Воскресению, всё было бы иначе. Воскресению Христа мы все согласны сочетаться, а смерти – ну, нет, давайте подождём немного! Подождём, поживём, может, потом, когда клюнет куда-нибудь жареный петух… А дальше ждать уже нечего, мы уже у черты, и это нужно принять, тогда страха не будет!
Какой воин непобедим? Тот, который решил для себя, что он уже погиб, как сикх. Так же и христианин, приняв Святое Крещение, должен всё решить для себя здесь, на земле. Как схимники принимают схиму или монахи – монашество? Они умирают для мира. А ведь христианин по сути от монаха мало чем отличается: каждый из нас в Крещении принимает со-умирание и со-воскресение.
И всех совоскреси́л еси́, сме́ртную держа́ву, Спа́се, разо́рь, и а́дова врата́ сокруши́вый, Сло́ве: и ме́ртвии ви́девше чу́до, чудя́хуся, и вся́ка тварь сра́дуется о Воскресе́нии Твое́м, Человеколю́бче – и всех совоскресил, смертную державу разорив, и врата ада сокрушил, Слово: и мертвые, увидев это чудо, удивлялись; и все творение вместе радуется о воскресении Твоем, Человеколюбец.
Ме́ртвии – души людей, умерших до сошествия Христа во ад, которые увидели чудо схождения Христа в адские чертоги.
На самом деле, ад уже здесь, а не когда-то потом наступит, и рай – Царствие Божие – тоже здесь, а не когда-то потом придёт. То есть, что ты в своей душе наработал? Радуешься ты, благодаришь Бога, значит ты уже в Царствии Божием! Недоволен всем, раздражаешься, боишься всего – ты уже в аду.
У тебя есть шанс на покаяние, но если ты большую часть своей жизни находишься с обидами, раздражением, недовольством, то ты, соответственно, приобретаешь навык жизни в аду, и покаяться сложно. Христос-то может протянуть тебе руку, но ты и этим будешь недоволен: «Можно, я ещё позлюсь на соседа, не могу успокоиться? Он же по забору стучит ходит, спать не даёт. Вот я позлюсь сейчас, а потом, Господи, обязательно Твою руку приму…» Нам же нужно «пар выпустить», а это состояние непрощения. Только это не Бог нас не прощает, а мы не прощаем ближних и за это непрощение цепляемся, приобретая навык жизни во грехе, в аду. Мы уже там, Христос нас оттуда вырвать не сможет, потому что половина души останется там, мы настолько прилепились ко греху, что не можем от него отделиться.
Те́мже и вси сла́вим и пое́м Твое́ снизхожде́ние, и мiр, Спа́се мой, воспева́ет Тя при́сно – потому все мы прославляем и воспеваем Твое снисхождение, и мир непрестанно прославляет тебя, Спаситель мой.
Икос – песнопение, которое поётся после 6-ой песни канона, который подводит некоторую черту в богослужении накануне праздника и содержит песнопение дня. Есть ветхозаветные и новозаветные богослужебные тексты. Новозаветные тексты зачастую составлялись святыми специально для богослужения, нельзя просто написать такой текст и исполнять в храме, он должен быть утвержден Церковью. Тексты канона прославляют праздничный день, и икос 2-го гласа, который мы с вами сейчас разбирали, был посвящен Воскресению Христа.
[1] И́кос (др.-греч. οἶκος – дом) – церковное песнопение, восхваляющее и прославляющее чествуемого святого и церковное событие. Икос образует составную часть утреннего канона, в котором помещается после 6-й песни (непосредственно вслед за кондаком). Автором первых икосов был, согласно церковному преданию, св. Роман Сладкопевец (V–VI века) (Википедия).