Автор: протоиерей Евгений Мальков
В Седмицу 21-ю по Пятидесятнице, Димитриевскую родительскую субботу.
Ин. 5:25–26.
Сегодня мы слышали за богослужением небольшой отрывок из Евангелия от Иоанна, в котором говорится о будущем нашего мира. Христос приоткрывает нам тайну о том, что ждёт человечество: Истинно, истинно говорю вам: наступает время, и настало уже, когда мертвые услышат глас Сына Божия и, услышав, оживут. Ибо, как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе (Ин.5:25–26).
Для тех, кто окружал Христа было очень важно услышать именно эти слова, потому что люди всегда думали о том, что наступит время, когда нужно будет переходить по ту сторону бытия. И что же будет после земной жизни?
Можно, конечно, отодвигать от себя эти мысли, но рано или поздно земная жизнь пройдёт, и мы должны понимать, какова её цель, куда мы движемся. Если мы – христиане – последователи Богочеловека Иисуса Христа, то слова Его для нас являются непреложной истиной.
Господь открывает, что всё имеет логическое завершение. Наступает время, когда мертвые услышат глас Сына Божия и, услышав, оживут (Ин.5:25) – то есть оживут все люди, рожденные с момента создания мира. Они будут иметь тела, в которых и произойдёт последний Суд.
Господь не будет судить человека по каким-то внешним или внутренним критериям, потому что Он видит каждого из нас, знает наши души – все причины и следствия. Суд Его будет не такой, как суд человеческий, каждый наш грех будет виден всем как через увеличительное стекло. Каждый будет как на ладони: одному это покажется страшным, а другой воспримет происходящее как должное.
Но милость Божья и заключается в глубоком понимании и любви к человеку. Чем дальше человек уходит от Бога, тем сильнее попечение о нём Бога, чем больше мы заболеваем грехом, тем обильнее Бог изливает на нас Свою любовь. Чем больше ребёнок болеет, тем больше времени проводят родители у его постели, так и Бог относится к человеку. И если есть хоть какая-то надежда, что человек покаялся, что возможны изменения к лучшему, за это стоит бороться. Как бы мы ни падали, как бы ни грешили, всегда есть возможность покаяния.
А как же усопшие, за которых мы с вами сегодня усиленно молимся? Есть ли у них возможность покаяться? Есть ли у них возможность переосмыслить свою жизнь, понять, в чём они были неправы? Нас связывает с усопшими чувство любви, ведь они нам дороги, они нам близки. Это чувство дано нам Самим Богом, оно живёт и будет жить внутри нас в вечности – вне времени, вне пространства. Во время молитвы, добрых воспоминаний и дел оно становится более явственным, согревает нас и души умерших людей.
И они понимают, что могут надеяться на живущих. Наша искренняя молитва, обращенная к Богу, пусть даже несовершенная, приносит усопшим утешение.
Здесь начинается самое главное – чудо преображения. Оно становится возможным, если мы сами стараемся быть с Богом, исполнять Его волю и очищать свою душу покаянием. Для душ наших умерших близких, пребывавших в угнетённом состоянии, возможен исход из этого адского плена.
Когда мать или отец молится за своих детей, или дети молятся за родителей, супруги друг за друга, неужели глубина этой молитвы не может вознести душу из ада? Конечно, молитва может многое! И пусть мы не можем в точности знать, что произойдёт, все мы слышали евангельские слова Христа о том, что будет в конце человеческой истории.
Сейчас всё ещё можно изменить! Пусть те, кого мы любим, оступались и согрешали в своей жизни, для них возможно возвращение назад – к Богу – с нашей помощью. Согретые нашей любовью, они непременно захотят этого, но главное, чтобы мы сами этого захотели. Чем больше искренности будет в наших словах, тем сильнее мы сможем воздействовать на их души.
Откликнутся они или нет, мы не знаем. Но любовь существует, значит люди всегда будут стремиться друг к другу, будут вместе даже за гранью земной жизни. Пока мы существуем, есть и надежда, которую у нас отнять невозможно. Аминь.