Автор: протоиерей Борис Балашов
В Неделю 30-ю по Пятидесятнице, по Рождестве Христовом.
Цель воплощения Божиего Сына, Его Рождества и Воскресения – подарить людям победу над грехом и смертью, а также восстановить человеческую природу в ее безгрешном и бессмертном состоянии. Поэтому закономерно, что мир не может не воевать против Христа и Его Церкви – так было и будет всегда. Тёмной силе нужно погубить человека любой ценой, сделать так, чтобы он утратил подлинный смысл своей жизни. Цель бесовских сил – сделать из людей общество потребления, укрепляя в человеке стремление жить, как животное, только земными интересами, направляя все физические и душевные силы на получение максимально возможного количества житейских благ. Как аналогия: откармливая борова, хозяин ставит задачу максимально напичкать его едой, чтобы сало было лучше и колбасы получилось больше. Однако у человека другое предназначение, нежели у свиньи!
Иногда, чтобы дискредитировать веру, говорят, якобы христианство учит: терпи, терпи при жизни, а потом помрёшь и спасёшься. Христиан упрекают в том, что они живут только мыслями о будущем. Нормальному человеку в будущее смотреть необходимо, любой здравомыслящий, как минимум, думает о том, что ему нужно иметь специальность, жильё, зарабатывать деньги, чтобы прокормиться самому, содержать семью, растить и воспитывать детей. Однако для полноценной жизни этого недостаточно.
Человек не должен уподобляться животным, смотрящим только под ноги и живущим, следуя своим инстинктам. Люди видят не только землю под ногами, но и небо, и солнце, которое несёт свет на эту землю. И именно существование мира Небесного преображает наше восприятие земной жизни.
Мы рождаемся не только для того, чтобы прожить несколько десятков лет и уйти безвозвратно в небытие. Люди призваны к жизни вечной, но вечная жизнь начинается не после смерти, а здесь и сейчас! Об этом говорил Христос Своим ученикам: Царство Божие открылось, и люди могут входить в него. И более того: Царство Божие внутрь вас есть (Лк.17:22) – то есть оно должно быть в нашем сердце, в наших семьях, в наших взаимоотношениях с другими людьми.
Христос – Бог, ставший Человеком, – хочет преобразить наше земное существование, чтобы оно было не просто потреблением земных благ, а жизнью осмысленной, целеустремленной, вечной и светлой.
После празднования тысячелетия Крещения Руси, примерно в 1989 году, по телевидению показывали фильм «Храм». Его сюжет уже стёрся из памяти, но запомнился один эпизод, который я приводил в пример уже множество раз, потому что он поразил удивительной правдой жизни.
Одну молодую женщину лет тридцати в монастыре репортёр спросил: «Вы стали верующей, теперь Вы счастливы?» И она очень интересно ответила: «Я не то чтобы счастлива. Но раньше я существовала, а теперь – я живу!» Так может сказать человек, который жил без Бога, вне Церкви, а в какой-то момент с Богом встретился, сроднился и понял, сколь многое изменилось: в него вошла жизнь вечная!
Нужно понимать, что вечное и бесконечное – не одно и то же. Вечность не измеряется количеством и чередой прожитых лет. Вечен только Бог, сотворивший пространство, время и весь этот мир.
Бесконечность – это количество чего-то, никак не кончающееся. Можем ли мы понять, что такое вечность? Мы можем её принять, почувствовать сердцем, но в логических формулировках изобразить её не в состоянии, потому что это категория не нашего земного мира и у нас нет слов, чтобы ее объяснить. Так, к примеру, нельзя логически объяснить, что такое любовь.
Вечная жизнь – это наше сроднение, соединение с Богом через Христа, когда мы, граждане земного государства, становимся гражданами Неба и Божьими детьми. Когда живём не только земными ценностями, но Сам вечный Бог в нас пребывает, общается с нами, укрепляет нас, помогает и открывает в нас такие глубины, которые смерть победить никогда не сможет!
Я говорю об этом, потому что мы читали сегодня в Евангелии, как Ирод стремился уничтожить Того Христа, который принёс вечную жизнь людям. По понятиям царя Ирода (как и по логике современных иродов), человек должен жить только земными ценностями. Это удобно, ведь в таком случае людьми легко управлять – как осликом, запряженным в телегу, которому по бокам возле глаз делают ограничивающие обзор щитки, а впереди на палке подвешивают морковку. Бедняга бежит в надежде её съесть, а морковка как была от его рта на расстоянии метра, так и остаётся. Подобной морковкой являются для человека земные ценности, которые обещают радость и наслаждение, но подлинного счастья так не приносят.
Настоящее счастье возможно, если мы умеем любить Бога. Тогда эта любовь согревает нашу человеческую жизнь и всё вокруг нас преображает. Присутствие Бога в нас – самое драгоценное, что есть на земле! И мы видим в Евангелии множество примеров такой любви. Когда Ирод искал возможность погубить Младенца, Иосиф, престарелый вдовец, имевший своих взрослых детей, напротив, прилагал огромные усилия, чтобы Его спасти.
Казалось бы, зачем ему нужен этот Ребёнок, Сын Девы Марии? Но, получив откровение во сне, Иосиф принял на себя служение спасения этого Младенца для всего мира. Глубокой ночью праведный Иосиф бежал с Иисусом и Девой Марией в Египет – чужую страну, где их никто не ждал.
Святое Семейство отправилось в путь ночью, чтобы никто не видел, в какую сторону они пошли, ведь Вифлеем находился недалеко от Иерусалима, всего километрах в семи, и ищейки Ирода могли настигнуть их в любой момент.
Живя в Египте, Иосиф, уже пожилой человек, вынужден был как-то зарабатывать, чтобы прокормить семью. Он был строитель и плотник, но мастерская осталась дома, инструмент – тоже. Конечно, им пригодилось золото, принесенное в дар волхвами, и, к счастью, с отцом пошёл старший сын Иаков, который был гораздо старше Девы Марии и помогал отцу, заботясь о Богородице и о Младенце Иисусе. Его память мы тоже сегодня празднуем. Апостол Иаков, брат Господень, чье Послание есть в Библии – Священном Писании Нового Завета, – стал впоследствии самым близким другом Христа, хотя между ними была большая разница в возрасте.
Но для чего же Иосиф со своим сыном преодолевали все эти трудности? Просто ради того, чтобы сохранить Младенца Деве Марии? Нет, ведь Мария родила Сына, чтобы отдать Его нам! И Иосиф выполнял свое служение, не зная ничего о том, что будет делать Иисус, когда вырастет, не ведая о грядущем Воскресении. Но Бог сказал ему: «Надо!» – поэтому он и выполнял волю Божью. Удивительную веру мы видим в этом человеке!
Иакову Бог никакого откровения не давал, но он понимал, что его отец выполняет какое-то крайне важное служение. Иаков осознавал, что так нужно, и просто помогал отцу.
Сколько же сил они приложили, чтобы спасти жизнь Христа для мира! А кровожадный Ирод, желая Его уничтожить, в своей злобе не пощадил даже невинных младенцев. Поняв, что волхвы перехитрили царя, обойдя Иерусалим другой дорогой, чтобы не выдать местонахождение Христа, Ирод велел уничтожить всех детей младше двух лет в районе Вифлеема. Из этих слов следует, что Младенцу Иисусу было тогда не более двух лет.
Как же можно не пожалеть этих детей? Конечно, их жалко, но давайте подумаем. Когда человек отдаёт свою жизнь за Христа, он теряет ее или обретает во всей полноте в Небесном Царстве? Невинные младенцы отдали жизнь за Христа, чтобы быть в вечной радости с Ним, и Церковь прославила их как первых святых мучеников.
Слово «мученик» буквально переводится как «свидетель». Мученик – это свидетель Христа, а не просто человек, претерпевший страдания. Все пострадавшие за Христа свидетельствуют нам об Его истинности, важности, чтобы и мы понимали: самое драгоценное в этой жизни – это Христос. Ему мы должны приготовить место в сердце, поселить Его там и хранить как величайшее Сокровище. Поэтому мы тщательно готовимся к Причастию, а после принятия Святых Таин благодарим Бога и просим Христа, чтобы эта встреча никогда не заканчивалась, чтобы мы всегда были с Ним и Он – с нами.
Я сейчас вспомнил одну женщину, нашу прихожанку Клавдию, которая уже давно умерла. У нее была онкология, боли были сильными, а Клавдия жила одна, и наши прихожане приходили ей помогать – дров наколоть, принести воды, и так, через христиан, она ощущала любовь Божью. Господь её не оставлял! Спросишь её: «Как дела, Клавдия?» Она всегда отвечала: «Всё хорошо, батюшка!» Бывает, человек заболеет чуть-чуть и уже «расклеивается», а она держалась, потому что ощущала, как хорошо жить вместе со Христом, даже в бедности и болезни.
С точки зрения обывателя, ее жизнь была кошмаром, а она утверждала обратное, потому что было самое главное – Господь с ней, а в сердце – Царство Божие. Вот так и нужно жить, устраняя все преграды, чтобы не погибла жизнь Христа в нас!
Иосиф после смерти Ирода не сразу покидает Египет, потому что следующий царь, сын Ирода Архелай, – злодей ещё почище папы. Но, вновь получив откровение свыше, Иосиф возвращается на родину и поселяется в Назарете, крошечном захолустном городке. Там проходят детство и юность Иисуса. Иосиф, Дева Мария и Иаков сделали всё, чтобы сохранить жизнь Христа. Как вы думаете, они что-то потеряли или приобрели для себя? Например, Иосиф, которого потом хоронил Сам Христос? А Дева Мария, которая уже на земле сроднилась с Господом так, что не только душой, но и телом сейчас пребывает вместе со Христом в Царстве Небесном? А сын Иосифа Иаков, ставший апостолом и мучеником за Христа?
Миллионы людей обрели Христа, эту Драгоценность, и берегли, хранили, несмотря на все испытания! Это показывает и пример новомучеников, которые страдали в большевистских застенках. Казалось бы, отрекись от Церкви и живи спокойно, но нет! Они понимали, что, если Христос уйдёт из их жизни, она превратится в унылое бессмысленное существование.
Как важно приобрести Христа и беречь Его, чтобы Он не ушёл из нашей жизни, чтобы она была действительно светлой, полноценной, вечной – такой жизнью, которую ни смерть, ни болезнь разрушить не смогут. Аминь.