Image

«И соберутся пред Ним все народы…»

Автор: протоиерей Борис Балашов

В Неделю мясопустную, о Страшнем суде.

Сегодня мы читаем притчу Христову, которая в понятных образах открывает, каков будет итог нашей земной жизни. Человек – особое существо, он сотворен по образу Божьему и призван достичь богоподобия, таков замысел Творца о своем любимом творении. Человек обладает не только телом, но и бессмертной душой, и её жизнь с нашим последним вздохом отнюдь не кончается.

Часто люди приходят и спрашивают: «Что нужно сделать, чтобы Бог был ко мне милостив?» или «Какая молитва самая действенная и сильная?», – как будто молитвы – это снаряды, имеющие разную мощность. Такие люди абсолютно не понимают сути молитвы и служения Богу, путая их с какими-то оккультными действиями.

Если мы разговариваем с близким человеком, он услышит и поймет нас в любом случае, независимо от формулировки. Так и с Богом: во время молитвы мы открываем Ему душу, высказываем свои просьбы. Конечно, мы пользуемся и молитвословами, но ведь в них содержатся те тексты, которые родились в сердцах святых людей, поэтому, конечно же, мы используем их опыт, который был серьезным и глубоким. Но это не исключает того, что мы и своими словами можем обращаться к Богу.

Вопрос не в том, что и в каком количестве прочитать, сколько раз в месяц причаститься – дело не в количестве. Все это важно, но это средства достижения цели, это лекарства, которыми мы должны лечить душу и тело от греховной искаженности. Но к каждому лекарству обычно прилагается подробная обширная инструкция, в которой указаны в том числе и противопоказания.

Пока человек не живет с Богом, нет шансов, что он сможет исцелить свою душу. Но духовными лекарствами тоже надо пользоваться разумно: и молитва, и покаяние, и Причастие, и наши добрые дела должны живительно воздействовать на нашу душу, делать ее светлее, наполнять любовью к Богу и к людям.

В притче о Страшном Суде сказано, что все люди предстанут перед Христом в разном виде – и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов — по левую (Мф. 25:32–33). В земной жизни каждый призван научиться любить – не себя самого, а Бога и Его образы – других людей. На это Господь и будет смотреть, отделяя овец от козлищ. В отличие от животных, человек может и должен становиться другим, лечить свою душу, духовно выздоравливать.

Правая и левая сторона – символика, хорошо понятная современникам Христа. Справа царь сажал тех, кто был ему наиболее близок, кому он доверял наиболее важные дела, наделял серьезными полномочиями. Слева располагались те, кто в его глазах имел гораздо меньшее значение.

В притче говорится, что к праведникам, которые окажутся по правую сторону, Господь обращается так: Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира.И далее Он поясняет, почему: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне.

Праведники останутся в недоумении от этих слов, ведь они никогда в своей жизни Господа не встречали. Но Он поступает подобно матери, которая воспринимает все хорошее и плохое, сделанное ее ребенку, как добро или зло, сделанное ей самой. И поэтомуЦарь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне.

А те, что стоят слева, как не исполнявшие в своей жизни заповедь о любви к ближним, услышат от Господа прямо противоположное: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его (см. Мф.25:34–45).

Проклятые – значит отделенные от Бога как Источника жизни. Кто же нас от Него может отлучить? Только мы сами! 

Не сделать чего-то хорошего – это тоже грех. Когда человек говорит на исповеди: «Я сижу дома и ничего плохого никому не делаю…», – он не понимает, что и хорошего он ничего не делает тоже! Такие люди действительно Христа не видели, потому что смотрели только на себя любимых и замечали только свои проблемы.

Один священник сказал как-то про людей, которые ставят в центр жизни себя: «Они подобны красивой завитой древесной стружке, внутри которой пустота», то есть лишены того содержания, которое делает человека человеком и позволяет войти в вечность. Это происходит не потому, что Бог не хочет. Человек сам должен откликнуться на призыв Божий всеми силами души, ума и сердца. И когда он откликается, начинает устанавливаться эта живая связь между человеком, часто уже совершенно иссохшим духовно, и Источником воды живой. Под действием Божественной силы человек постепенно начинает духовно оживать.

У нас на приходе много искренне верующих людей. Однако, когда я начинал служить, здесь не было никого из тех, кто сейчас стоит в храме. Это говорит о том, что в какой-то момент Господь постучался в сердце каждого, и у вас начался путь к Богу – иногда быстрый, иногда более долгий, и когда мы обернемся назад, то поймем, что мы изменились. Хотя ещё и далеки от святости, но уже совсем не те, что были раньше. И это семя вечной жизни, посеянное в нашу душу не должно погибнуть, напротив, как цветок, эта жизнь должна раскрыться в нас во всей полноте и красоте, потому что сам Бог есть красота.

Мы видим эту красоту в сотворенном Им мире – в голубом небе, цветах и во многом другом. Но самое прекрасное, что есть в мире – это человеческая душа. И самое отвратительное – тоже человеческая душа. По молодости люди склонны больше ценить внешнюю красоту, но обычно с возрастом это проходит. А Господь всегда смотрит на красоту настоящую.

Сейчас продолжается праздник Сретения Господня. Господь Младенцем пришел в мир. Кто же изображен на иконе праздника? Божья Матерь. Кто Она? В тот момент – девочка двенадцати-четырнадцати лет, безродная сирота. Нигде не сказано об Ее особой образованности или удивительной женской красоте. Господь избрал Ее по красоте душевной.

Какое же качество особенно выделил в Ней Бог? Смирение. Это не значит, что Дева Мария была какой-то «забитой». Смиренные и смирённые – не одно и то же. Смирёнными бывают солдаты и заключенные, а смирение – это способность любить и правильно видеть себя. Почему это так важно?

Допустим, у женщины сын стал генералом или мэром, поэтому она очень горда собой. Даже матери отличников иногда пребывают в этом состоянии эйфории. А Дева Мария должна была дать земную жизнь Самому Богу и не возгордиться.

Рядом с Богородицей мы видим на иконе старца Симеона, которому было более ста лет, и пророчицу Анну, восьмидесяти четырех лет. Какая уж тут внешняя красота!? А Бог увидел их души красивыми и поэтому призвал к Себе.

Господь видит людские сердца, и наша задача не оставаться такими, какие мы есть, а расти и дорастать духовно до Бога, обретать максимально возможную духовную красоту и силу.

Даже мы можем видеть внутреннюю красоту в глазах человека, которая идет из глубин его души, воспринимать красоту его образа жизни. А Бог красив и ждет нашей красоты, и ничто отвратительное жизни вечной не наследует. Будем помнить это! Аминь.


 

Последние новости

Христос раждается, славите!

Как добрый пастырь, оставив в горах девяносто девять овец, идет искать лишь одну овцу заблудшую, так Господу недостаточны…

Янв 7, 2025

Рождество Христово изменило ход человеческой истории. Почему это событие так значимо?

Этот Ребенок должен был принести радость, избавление от смерти, тленности и страстей всем людям, живущим на земле, и…

Янв 6, 2025

Новый приказ Минздрава по допуску священников в медицинские учреждения обсудили на онлайн-семинаре по больничному служению

Синодальный отдел по благотворительности и Правовое управление Московской Патриархии провели онлайн-семинар по больничному служению. В мероприятии приняли участие…

Янв 5, 2025

Паломничества: поездки и планы

В канун Рождества и Нового года принято подводить итоги года уходящего – каким он был, что удалось, что…

Янв 4, 2025
«И соберутся пред Ним все народы…» — Клин православный