Автор: протоиерей Борис Балашов
Через две недели после дня Светлого Христова Воскресения празднуется неделя (по-русски: воскресенье) святых жен-мироносиц. В этот день Святая Церковь еще молитвенно вспоминает и память праведных Иосифа и Никодима.
Иисус Христос вместе со Своими учениками проповедовали Евангельскую Весть о Пришествии на землю Божественного Посланца – Мессии и о приближении Царства Божьего.
Ежедневная проповедь, постоянные беседы с народом, многочисленные исцеления и даже воскрешение мертвых. И так все три с половиной года проповеднической деятельности Богочеловека.
При этом Иисус Христос со Своими апостолами не имели никакой возможности заботиться о собственном пропитании, одежде и ночлеге. Но всегда находились заботливые руки любящих сердец, которые возлагали все эти труды на свои плечи. Большинство из этих тружеников были женщины, которых впоследствии Церковь назовет женами-мироносицами.
Бывая в Иерусалиме, Господь со Своими учениками всегда находили теплый прием в Вифании, в доме, где жил Лазарь со своими сестрами Марфой и Марией. Такие люди были во многих городах и селах. Они считали для себя радостью заботу о земных потребностях Христовой общины. Однако при этом они были как бы в тени и никогда не пытались выставлять свои труды напоказ. Но без их помощи Спасителю с учениками было бы гораздо труднее совершать мессианское служение.
Иосиф с Никодимом также были учениками Христовыми, но занимали видное положение в иудейском обществе и были достаточно богаты. Они боялись явно общаться с Иисусом Христом, ходить за Ним и быть слушателями Его вдохновенных проповедей. Тайком, подчас под покровом ночи, чтобы никто не увидел, приходили они побеседовать с Господом.
Казалось, робость и трусость никогда не дадут им стать верными последователями Христова учения.
Но вот настало страшное время для друзей Спасителя. Иисуса, Галилейского Пророка, Которого ученики считали Мессией и Христом, арестовали, беззаконно и нечестно судили и предали позорной и мучительной казни – распятию на Кресте.
Все близкие друзья и апостолы в ужасе и отчаянии разбежались. Евангелист Иоанн пишет: При кресте Иисуса стояли Матерь Его и сестра Матери Его, Мария Клеопова, и Мария Магдалина (Ин. 19, 25) и юный апостол Иоанн (Ин. 19, 26–27). Это обстоятельство подтверждает и церковная иконопись, изображая всех этих людей, стоящими у Креста Христова.
Жены-мироносицы с Матерью Иисуса Христа и апостолом Иоанном Богословом ничем не могли помочь Распятому Спасителю, но они молча сострадали Ему, глубоко трагично и болезненно переживая происходящее. Их любовь к Иисусу Христу оказалась сильнее всякого страха.
Иисус, Учитель из Назарета умер на Кресте. И вот, завеса в храме раздралась надвое, сверху донизу; и земля потряслась; и камни расселись (Мф. 27, 51). Сотник, стоявший напротив Его, увидев, что Он, так возгласив, испустил дух, сказал: истинно Человек Сей был Сын Божий. Были тут и женщины, которые смотрели издали: между ними была и Мария Магдалина, и Мария, мать Иакова меньшего и Иосии, и Саломия, которые и тогда, как Он был в Галилее, следовали за Ним и служили Ему, и другие многие, вместе с Ним пришедшие в Иерусалим (Мк. 15, 39–41).
Теперь им нечего ждать от своего Учителя. Он умер на их глазах. Это произошло около девятого часа (Мф. 27, 46), то есть около девятого часа после восхода солнца, как считали время иудеи. По нашему современному счету времени – это около трех часов дня. Оставалось всего три часа до наступления пасхального вечера. Если до наступления праздника Тело Иисуса Христа не похоронить, то враги сами снимут Его Тело с Креста и выбросят в нечистое место. Что же можно сделать за три часа?
И вот теперь из тени осторожности и страха выходит некогда робкий и тайный ученик Иосиф, любовь ко Господу сделала его смелым и решительным.
Как сообщает евангелист Марк: пришел Иосиф из Аримафеи, знаменитый член совета, который и сам ожидал Царствия Божия, осмелился войти к Пилату, и просил тела Иисусова (Мк. 15, 43).
Он член синедриона и просит Тело Того, Кого синедрион признал недостойным жизни на земле: по закону нашему Он должен умереть… (Ин. 19, 7).
Иосиф понимал, что иудеи ему этого никогда не простят и что он этими действиями подвергает себя смертельной опасности.
Пилат удивился, что Он уже умер… (Мк. 15, 44). Представителю римского императора необходимо было констатировать факт смерти Иисуса из Назарета. Прокуратор, чувствуя свою вину в смерти Спасителя, идет навстречу просьбе Иосифа. Он призывает римского офицера, который после проверки сообщает о смерти Господа. Получив удостоверение от сотника, Пилат выдает разрешение отдать Иосифу Тело Иисусово. А время неумолимо бежит.
Иосиф снимает мертвое Тело с Креста. Судя по сохранившейся Туринской Плащанице, Тело Господа было омыто. Никодим, приходивший ночью к Иисусу Христу (см. Ин. 3, 1–21) принес необходимые для погребения ароматические вещества. Иосиф отдает приготовленный и высеченный в скале новый гроб (то есть гробовую пещеру).
Где-то находится кусок холста, в который надо завернуть мертвое Тело перед погребением. Но даже обернуть Тело уже нет времени. На одну часть холста кладут Тело Иисуса Христа, другим покрывают и так кладут на смертное ложе в каменной пещере. Только успели привалить камень к двери гроба, как наступил пасхальный вечер.
Жены-мироносицы были рядом и видели, как мертвое Тело их Учителя скрылось в гробовой пещере. Помимо смертельной скорби о смерти своего Любимого Учителя, их печалило и то, что они сами ничего не сделали для погребения, даже не принесли ароматов, необходимых по обычаю для похорон. Пришлось дожидаться, пока кончится пасхальный день. И уже вечером после пасхальной субботы, когда открылись лавки, приготовили благовония и масти (Лк. 23, 56).
Страшные две ночи и субботний день пришлось пережить всем друзьям и ученикам Господа. С одной стороны, в них жила горячая любовь ко Христу. С другой стороны, как совместить веру словам Христовым, что Он – Мессия, с неумолимым фактом Его смерти и погребения. А ведь Мессия, по народному верованию, не может умереть, так как должен основать Свое Царство.
Любовь жен-мироносиц оказалась сильнее и выше всех доводов разума. Они ночью перед рассветом через послепраздничный город идут к гробовой пещере, которая находилась рядом с Голгофой. У них в руках миро – ароматическое вещество. Поэтому за ними и закрепилось это прозвище «жены-мироносицы».
Зачем они идут? Ведь ко гробу их не пустят: воины охраняют опечатанную пещеру. Даже если бы им и разрешили подойти, первосвященники и старейшины иудейские приложили к камню печать (Мф. 27, 66), то есть опечатали вход в пещеру, и стража не позволила бы им эту печать снять.
Кроме того, ко входу пещеры привален тяжелый камень, который им уже никак не отвалить. Кто же им поможет? Какой же смысл в этом их путешествии? Но ими движет любовь!
Когда жены-мироносицы пришли ко гробу, никаких воинов уже и в помине не было после их панического бегства при явлении ангелов. Камень отвален, а гроб пуст. Ангел указал женщинам на пустые пелены: Не ужасайтесь. Иисуса ищете Назарянина, распятого; Он воскрес, Его нет здесь. Вот место, где Он был положен. Но идите, скажите ученикам Его и Петру, что Он предваряет вас в Галилее; там Его увидите, как Он сказал вам (Мк. 16, 6–7).
И мироносицы стали апостолами для апостолов. Они возвестили ближайшим ученикам Христовым о Его Воскресении, а это значит, принесли весть о Его победе над смертью, грехом и адом.
Подвиг величайшей любви ко Христу Иосифа с Никодимом и жен-мироносиц заключается в том, что они не только создавали своими руками и за свой счет необходимые условия для Иисуса Христа и Его учеников, чтобы те могли выполнять свое служение людям для их спасения, но и в самых трагических условиях оставались верными своему Спасителю, даже тогда, когда, казалось бы, надеяться уже было не на что. И такая любовь, любовь сильнее смерти, побеждает все!
Это служение мироносиц было в Христовой Церкви всегда. И в прошедшем двадцатом веке такие преданные Христу души сохраняли веру в гонениях, храмы от разорения, святыни от поругания. Эти люди согревали своей верой другие заледеневшие сердца.
Эти люди учили и учат своих детей и внуков вере, восстанавливают и поддерживают в порядке храмы, воспевают хвалу Богу на богослужениях.
Нам всем надо учиться такому служению Богу, которым движет подлинная и пламенная любовь, не за выгоду, а за верность.
Церковь в воскресенье жен-мироносиц прославляет специфически иное женское служение Церкви и Богу, начало которому положено в подвиге жен-мироносиц. Это служение милосердия, сострадания и возвещение веры в Воскресшего Господа самой своей жизнью.
В таком служении Господь и Его Церковь на земле нуждаются всегда. Ведь Спаситель ждет от нас живого ответа на Свою любовь. Нам нужно почаще заглядывать в собственные души и испытывать свою совесть по отношению ко Христу, Его Святой Православной Церкви, людям, которые живут вокруг нас. Постараемся понять, что движет нами в духовной жизни? Если это горячая и пламенная любовь, как у жен-мироносиц, верное в любви сердце, как у Иосифа и Никодима, то такая любовь к Богу преодолеет все трудности и испытания на пути к бессмертию.
Если же у нас только крепкие убеждения и холодное сердце, то надо усиленно просить у Господа такой любви, которая способна разогреть наше сердце, чтобы Вечная Жизнь в Царстве Любви была открыта для нас.
Из книги протоиерея Бориса Балашова «На камне или на песке», с. 341–347 (Издательство «Христианская жизнь», 2009 г.).
Прочитать эту и другие книги прот.Бориса Балашова можно на нашем сайте в разделе «Электронная библиотека».