Image

«И за них Я посвящаю Себя…»

Автор: протоиерей Борис Балашов

 

Фото: Галина Акулова

 

В воскресный день после праздника Вознесения Господня Святая Православная Церковь предлагает Своим чадам осмысление совершившегося события прославления Человечества Христова. На Литургии читается Евангельское повествование, в котором описано удивительное и величайшее событие: мы, грешные люди, наряду с апостолами становимся свидетелями общения Двух Лиц Святой Троицы: Бога Отца и Бога Сына. Эту молитву Богочеловека обычно называют Первосвященнической, так как в ней Господь молится Богу Отцу как Великий Архиерей – Первосвященник, Сам Себя приносящий в жертву, которая имеет величайшее, грандиознейшее значение для всего мира.

После сих слов Иисус возвел очи Свои на небо и сказал: Отче! пришел час, прославь Сына Твоего, да и Сын Твой прославит Тебя (Ин. 17, 1).

Спаситель последние часы жизни до ареста был вместе со Своими друзьями. Несмотря на то, что Ему, как человеку, было тяжело, прежде всего в эти минуты Он думал об учениках, о том, как им будет тяжко, старался их укрепить и наставить. Иисус обращается к Своему Отцу с молитвой.

Ее первая часть – о спасении людей, ради которых Сын Божий стал Сыном Человеческим. Слова прославь Сына Твоего, очевидно, относятся к двум разным событиям: к прославлению в любви – распятию на Кресте и прославлению во славе – Вознесению. Прославление Сына в Вознесении, как и на Кресте, – это прославление не только Божественных любви и всемогущества, но и прославление человеческой природы Спасителя. Человек взошел на небо, туда, где был Бог, но где никогда не было человека с его духовно-телесной природой. Через дела Христовы нам являются слава и величие Бога Отца: Да и Сын Твой прославит Тебя, так как Ты дал Ему власть над всякою плотью, да всему, что Ты дал Ему, даст Он жизнь вечную (Ин. 17, 1–2).

Слова всякая плоть в евангельском тексте означают как одного человека, так и весь род человеческий в целом.

Но так как не всё человечество, не всякая плоть хочет пользоваться плодами смерти и Воскресения Богочеловека, то эти плоды будут даны только тем, кого Отец дал Сыну или, другими словами, кого Отец привлечет к Сыну (см. Ин. 6, 44). Эти люди, поверившие Своему Богу, получат жизнь вечную.

Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа (Ин. 17, 3). В этих словах Иисус Христос говорит о глубоком и органичном единении человека со своим Первообразом.

Я прославил Тебя на земле, совершил дело, которое Ты поручил Мне исполнить. И ныне прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира (Ин. 17, 4–5).

Сын обращается к Отцу Небесному: Он исполнил то, что хотел Отец и на что Его послал. Учение, Крест и Воскресение прославляют Отца: во-первых, открывая Его любовь и мудрость; во-вторых, множество новых усыновленных через Крещение людей начинает прославлять Бога Отца своей святой жизнью.

Как Бог Сын Божий никогда Неба не оставлял. Логос (Слово) воспринял человеческую природу, соединившись с ней навсегда. Теперь Его Личность Богочеловеческая. И именно о прославлении человеческой природы – Человека – молитва Иисуса Христа. К Божественной славе в Царстве Небесном должен приобщиться Сын Девы Марии, Иисус, чтобы открыть путь к этой небесной славе и другим людям, которые пойдут за Ним.

Окончив молитву о Себе, Господь молится дальше о Своих учениках, о тех, кому Он теперь передает дело распространения и утверждения на земле Своего Царства: Я открыл имя Твое человекам, которых Ты дал Мне от мира; они были Твои, и Ты дал их Мне, и они сохранили слово Твое. Ныне уразумели они, что все, что Ты дал Мне, от Тебя есть, ибо слова, которые Ты дал Мне, Я передал им, и они приняли, и уразумели истинно, что Я исшел от Тебя, и уверовали, что Ты послал Меня (Ин. 17, 6–8).

Открыть имя Бога – то же, что открыть Самого Бога. Святой апостол Павел скажет об этом: Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, в последние дни сии говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего, чрез Которого и веки сотворил (Евр. 1, 1–2). Никто так не знает Отца, как Сын. Открыть имя Божие – не только показать, каков Бог, но и объяснить путь спасения людей через смерть и Воскресение Его Сына. Но эти истины явлены ученикам Христовым, а для мира неверия и греха остаются тайной. Спаситель молится только о Своих учениках, которые сохранили слово Божие в вере и делах.

По вере во Христа ученики убеждаются не только в истинности Евангельской вести, но и во всем плане спасения людей, который осуществлял Сын Девы Марии. Хотя пока еще им не все до конца было ясно, а многое и не открыто, но дело Божие они уже понимали, и это было немало. Остальное им будет открыто Спасителем после Воскресения и Духом Святым после Пятидесятницы.

Я о них молю: не о всем мире молю, но о тех, которых Ты дал Мне, потому что они Твои. И все Мое Твое, и Твое Мое; и Я прославился в них (Ин. 17, 9–10).

Господь молится о Своих учениках, чтобы Отец Небесный взял их под Свое особое покровительство в этом враждебном для них мире.

Я уже не в мире, но они в мире, а Я к Тебе иду. Отче Святый! соблюди их во имя Твое, тех, которых Ты Мне дал, чтобы они были едино, как и Мы (Ин. 17, 11).

Спаситель оставляет земной мир, поэтому просит, чтобы после Его отшествия Бог Отец сохранил дорогих Господу учеников в чистоте, святости и духовном единении веры и любви. Образец такого единения – единство Бога Отца и Бога Сына.

Когда Я был с ними в мире, Я соблюдал их во имя Твое; тех, которых Ты дал Мне, Я сохранил, и никто из них не погиб, кроме сына погибели, да сбудется Писание. Ныне же к Тебе иду, и сие говорю в мире, чтобы они имели в себе радость Мою совершенную (Ин. 17, 12–13).

В этом мире, живя на земле, Господь берег и ограждал учеников от падения, а теперь просит об этом Небесного Отца. Никто из них не отошел от истины и не обратился ко лжи и греху, то есть никто из них не погиб, кроме того человека, который потерял Жизнь Вечную и земную по собственной вине. На нем сбылось древнее пророчество о предателе (см. Пс. 40, 10).

Спаситель просит о Своих учениках, потому что больше Он не будет находиться непосредственно с ними и оберегать их. Ученики – в данном случае предмет и свидетели этой молитвы – будут знать, что они Богом хранимы, что будут радоваться той же радостью, какой радуется Богочеловек перед лицом Голгофы, зная и видя за ней великую победу жизни над смертью.

Я передал им слово Твое; и мир возненавидел их, потому что они не от мира, как и Я не от мира. Не молю, чтобы Ты взял их из мира, но, чтобы сохранил их от зла. Они не от мира, как и Я не от мира (Ин. 17, 14–16).

Молитва о соблюдении учеников завершилась. Теперь Учитель молится об освящении учеников. Евангельское учение, которое Господь передал Своим ученикам и которое они проповедовали впоследствии, вызвало против них ненависть мира так же, как и против Него Самого. Продолжать дело Христово им предстояло в этом враждебном мире. Поэтому Спаситель не молится о том, чтобы Бог Отец забрал их из озлобленного мира, но о том, чтобы сохранил от того зла, которое может им причинить мир греха во главе с сатаной.

И за них Я посвящаю Себя, чтобы и они были освящены истиною (Ин. 17, 19).

Ученики приняли и по мере своих сил поняли истину – Евангельское учение, уверовали в Иисуса Христа как Мессию. В этом – суть христианской веры. Освятить истиною – означает выделить из числа остальных людей, призванных на служение Богу. В другом смысле – помочь на пути духовного совершенствования в достижении святости.

Принятие в ум и сердце слова Божиего делает человека духовно близким к Всесвятому Богу.

Сын Божий исполнил Свое посланничество в мир Богом Отцом – явил истину в словах, делах и всей Своей жизни. Теперь Сын Божий посылает в грешный мир продолжать это посланничество – апостольство – Своих учеников, чтобы являть людям святость Божию и приобщать их к ней. Сами ученики нуждаются в благодатном укреплении, освящении Духом Святым. Такое благодатное освящение они получат в День Пятидесятницы. Послание апостолов на всемирную проповедь и произойдет в этот день рождения Церкви.

И за них Я посвящаю Себя (Ин. 17, 19) – освященный от Отца перед посланием в мир Господь Сам совершает во времени это освящение принесением Себя в жертву спасения людей. Это освящение отличается от освящения апостолов. Спаситель есть Сам и Первосвященник, и Жертва, потому Сам освящает Себя. Апостолы получают освящение от Духа Святого, ученики Христовы должны приносить в жертву Богу на служение истине свою любовь, свое усердие, свои силы, свое здоровье, а если потребуется, и свою жизнь. Это есть новая и совершенная жертва любви: Чтобы и они были освящены истиною. Не о них же только молю, но и о верующих в Меня по слову их, да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино, – да уверует мир, что Ты послал Меня (Ин. 17, 19–21). Теперь Господь молится об учениках всех времен, верующих по слову их, то есть апостолов. Таким образом, мы можем говорить, что в Церкви совершается благодатное преемство веры от апостолов через Священное Писание Нового Завета и благодатный опыт понимания и исполнения воли Божией. Нельзя истинную веру придумать самим или взять ее с иной стороны, минуя преемство спасительной веры от апостолов, как живой поток благодатной Евангельской жизни, напояющей человеческий мир во все времена последующей истории.

Эта молитва не о братском единении верующих между собою, но о единении всего духовно-телесного организма Тела Церкви с Ее Главою Иисусом Христом и через Него в Духе Святом с Богом Отцом.

Наше единение со всей Церковью и Богом хотя и недостижимо, как единство Лиц Святой Троицы, но должно строиться по этому образу и подобию: да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе (Ин. 17, 21).

Святые отцы Иоанн Златоуст и Феофилакт Болгарский считают: «Частица как опять не означает совершенного равенства. Ибо нам невозможно объединиться друг с другом так, как Отец с Сыном».

Такой живущий благодатной жизнью на земле духовно-телесный организм Церкви будет уникальным явлением и самой внутренней духовной жизнью своей будет свидетельствовать об истинности дела Христова и приводить людей к спасительной вере.

И славу, которую Ты дал Мне, Я дал им: да будут едино, как Мы едино. Я в них, и Ты во Мне; да будут совершены воедино, и да познает мир, что Ты послал Меня и возлюбил их, как возлюбил Меня. Отче! которых Ты дал Мне, хочу, чтобы там, где Я, и они были со Мною, да видят славу Мою, которую Ты дал Мне, потому что возлюбил Меня прежде основания мира (Ин. 17, 22–24).

Если в предыдущих стихах Тело Церкви имелось в виду в мире земном, то теперь слова Спасителя говорят о Церкви в Ее небесной славе, в единении с Богом в вечном Царстве Мессии. И в этой небесной славе ученики Христовы будут едины между собой и с Лицами Святой Троицы.

Спаситель молит Бога Отца, чтобы все Его верные ученики пришли туда, куда возносится Сын Человеческий, чтобы итогом их жизни было участие в славе Христовой в Его Царстве.

А основание для этого – любовь Бога Отца к Сыну и верующим в Него.

Отче праведный! и мир Тебя не познал; а Я познал Тебя, и сии познали, что Ты послал Меня. И Я открыл им имя Твое и открою, да любовь, которою Ты возлюбил Меня, в них будет, и Я в них (Ин. 17, 25–26).

Эти слова Спасителя являются заключением Первосвященнической молитвы, в которой Он обращается к Отцу как к Праведному Судии. Господь указывает на превосходство верующих над остальным миром в том, что они познали Бога, а потому и стали способными воспринимать дары Божественной любви. Я открыл им имя Твое, то есть по их вере и по их возможностям дал максимально полное познание о Боге. Что пока они не в состоянии вместить, потом, после Сошествия Святого Духа, будет открыто полнее, когда их умы и сердца будут благодатно просвещены.

Становясь учениками Христовыми и чадами Святой Православной Церкви, люди становятся возлюбленными Божиими детьми и наследниками Царства Вечного.

 

Из книги протоиерея Бориса Балашова «На камне или на песке»с. 392–399 (Издательство «Христианская жизнь», 2009 г.).


 

Последние новости

Анонс епархиальной конференции посвященной противодействию неоязыческой угрозе на Дмитровской земле.

Янв 13, 2025

Христос раждается, славите!

Как добрый пастырь, оставив в горах девяносто девять овец, идет искать лишь одну овцу заблудшую, так Господу недостаточны…

Янв 7, 2025

Рождество Христово изменило ход человеческой истории. Почему это событие так значимо?

Этот Ребенок должен был принести радость, избавление от смерти, тленности и страстей всем людям, живущим на земле, и…

Янв 6, 2025

Новый приказ Минздрава по допуску священников в медицинские учреждения обсудили на онлайн-семинаре по больничному служению

Синодальный отдел по благотворительности и Правовое управление Московской Патриархии провели онлайн-семинар по больничному служению. В мероприятии приняли участие…

Янв 5, 2025
«И за них Я посвящаю Себя…» — Клин православный