Автор: протоиерей Борис Балашов
Дорогие братья и сестры, сегодня мы отмечаем величайший христианский праздник – день Святой Троицы – Пятидесятницу. Это День Сошествия Святого Духа на апостолов, день рождения Церкви. Пятидесятницей его называют потому, что сошествие Святого Духа произошло на 50-й день по Воскресении из мертвых Господа нашего Иисуса Христа.
С этого дня люди еще на земле стали соединяться с Богом, принимая в свою душу Божественную благодать Святого Духа. Сам по себе человек слаб, силы его ограничены, но вместе с Богом он силен. Христос сказал, что, имея веру, человек может горы передвигать, то есть делать даже то, что кажется невозможным: Все возможно верующему (Мк. 9, 23).
Перед нами теперь открыт духовный источник живой воды – Духа Святого. Преподобный Серафим Саровский говорил, что цель жизни христианина – стяжание Духа Святого, то есть соединение с Богом. Святым Духом всяка душа живится, – поет Святая Церковь за богослужением. Оживотворение нашей души – это действие благодати Всесвятого Духа. Пока в нас царствует грех, наша душа мертва для Бога и для жизни в Боге. Спаситель начал Свое служение на земле благовествованием покаяния. И первое слово из уст апостолов, по принятии Святого Духа, было: Покайтесь (Деян. 2, 38). Покаяние открывает возможность для дальнейших действий в нас Духа Божия, а нераскаянность препятствует этому. Сухая земля неплодородна, и в сердце, не омытом слезами покаяния, плоды духовные расти не будут.
Святым Духом всякая душа оживотворяется в покаянии и чистотою возвышается. Оживотворение души, которое происходит вследствие ревности об угождении Богу с готовностью на любые жертвы, – это только начало духовной жизни. Это то горчичное зерно, которому нужно еще вырасти в дерево.
Сердце, сокрушенное в покаянии и смиренное в трудах и подвигах, Бог не уничижит. Как старательный садовник охраняет, поливает и очищает дерево, от которого ждет плодов, так и Дух Святой питает и очищает душу человека, трудящегося для Господа. Постепенно под действием Духа Божия злые страсти слабеют и исчезают, а на их месте укореняются добро и любовь. Ветхий, греховный человек тлеет, и созидается новый: человек внутренне обновленный, в котором черты образа Божия открываются яснее и яснее, пока, наконец, по словам апостола Павла, человек не станет неукоризненным и чистым, чадом Божиим среди строптивого и развращенного рода, в котором он сияет, как светило в мире. И тогда-то оживотворенная и очищенная Святым Духом душа святится Троическим единством священнотайне.
Начало всему – покаяние, в котором наш дух обращается к Богу, загорается ревностью об угождении Господу и о спасении. Середина – труды и подвиги в очищении сердца от злых страстей и насаждении в нем добродетелей. Конец – священнотайное общение с Пресвятой Троицей.
Где равнодушие, нерадение, беспечность, там нет Духа Святого. Духовно спящему нужно пробудиться, чтобы начать действовать. Святой апостол Павел говорит: Встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос (Еф. 5, 14). Большинство из нас пребывает в греховном сне. Посему, – говорит святой апостол Павел, –будем опасаться, чтобы, когда еще останется обетование войти в покой Его, не оказался кто из вас опоздавшим (Евр. 4, 1). Будем всегда помнить апостольское предупреждение: Что посеет человек, то и пожнет: сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную (Гал. 6, 7–8).
Из книги протоиерея Бориса Балашова «На камне или на песке», с. 414–416 (Издательство «Христианская жизнь», 2009 г.).