Автор: протоиерей Борис Балашов
Рождество Богородицы. Псковская икона XVI—XVII веков
Новый богослужебный церковный год начинается с 1 сентября по старому стилю. Первым двунадесятым великим праздником в новом богослужебном году является Рождество Пресвятой Богородицы. И это не случайно. В последовательности церковных праздников постепенно раскрывается тайна спасения человеческих душ.
Пресвятая Дева Мария родилась от престарелых родителей Иоакима и Анны. Они более пятидесяти лет прожили в супружестве, в мире и взаимной любви. Их любовь друг к другу не была эгоистичной, направленной только внутрь их семьи. Краеугольным камнем их жизни была живая вера в Бога, и этой верой было пропитано все их существование. Настоящая любовь не может не выражаться в делах человеческих. Будучи людьми состоятельными, родители Пресвятой Богородицы все свои доходы делили на три части: одну – на содержание и потребности храма Божия; другую – бедным и только третью часть они оставляли себе. Все у них было, всем благословил их Бог, не было только детей. Это являлось их постоянной печалью и скорбью. Но не потому, что они хотели иметь утешение от детей в старости – их заветной мечтой было посвятить Богу самое дорогое, что они могут иметь – свое дитя.
По Божию благословению престарелым Иоакиму и Анне дается сила зачать новую жизнь и родить младенца Марию, Которая станет мостом, соединившим мир Небесный с миром земным, Матерью Сына Божия, давшей человеческую плоть Самому Творцу.
Радость Иоакима и Анны о рождении дочери является радостью о начале нашего cпасения. Тот, Которому служат Ангелы, приготавливает Себе престол на земле. Утвердивший Своей мудростью Небеса, Своим человеколюбием созидает одушевленное Небо – такие слова звучат в праздничном богослужении в этот день. Через тысячелетия Бог готовит человечество к появлению Такой Девы, Которая станет достойной послужить всей Своей жизнью вочеловечению Бога.
Чтобы уврачевать, излечить человеческую природу от греха и смерти, Сам бессмертный Бог должен принять ее во чреве Чистейшей Девы, Которая вместит в Себя невместимого Бога. Поэтому Церковь Ее Саму называет Небом одушевленным и Престолом Божества.
Иоаким и Анна своей добродетельной жизнью послужили появлению на свет достойнейшего и чистейшего Человека – Девы Марии. И через их дитя спаслись не столько они – спасение произошло для всего мира.
Существует связь между благочестивой жизнью старшего поколения и духовно-нравственным уровнем детей.
Воспитание детей всегда нужно начинать с себя. Если хотим иметь детей только для себя, то рано или поздно мы их потеряем, потеряем общение с ними, они замкнутся в себе, в своей жизни, в своих детях. Если ставим цель привести детей к Богу, то сможем и детей спасти, и нам радость от них будет. Если же по всей стране льется кровь миллионов неродившихся детей, то кроме адского кошмара в нашей жизни рассчитывать ни на что не приходится.
Если жизнь наша стала адом, если греховные раны бередят душу, то давайте вспомним: Сын Пречистой Девы Господь Иисус Христос с любовью к каждому из нас протягивает с Креста Свои руки, Он – Врач наших душ, Церковь – духовная лечебница, а Пресвятая Дева Богородица – заботливая Мать всякому ответившему на любовь Ее Сына, всякому кающемуся грешнику.
Рождество Пресвятой Богородицы, принесшей миру Спасителя, – семейный праздник для всякого христианина. Это праздник начала нашего спасения.
Из книги протоиерея Бориса Балашова «На камне или на песке», с. 66–68 (Издательство «Христианская жизнь», 2009 г.).