Image

Быть, а не казаться!

Автор: протоиерей Александр Союзов

Фото: www.pravda-nn.ru

Мы уже миновали середину поста, прошла Крестопоклонная седмица. Если целостно смотреть на то, что происходит в храме, то даже на примере Великого поста можно увидеть такую богослужебную и смысловую красоту, что просто дух захватывает.

От начала поста до Пасхи шесть воскресений, в принципе, осталось еще два воскресенья, и начнется Страстная седмица. И вот нас Церковь постепенно-постепенно-постепенно к этому готовит.

Сначала мы празднуем Торжество Православия, когда утверждается, что Церковь непобедима, какие бы тяжёлые времена ни наступали. Потому что, если вдруг праведники на земле исчезнут, то исчезнет весь мир.

Следующее воскресенье после Торжества Православия посвящено нетварному свету и великому святому Григорию Паламе. В этот день Церковь напоминает нам о смысле христианской жизни, и неслучайно это происходит именно в великопостное время. А заключается смысл жизни христианина в том, чтобы уже здесь и сейчас, на земле, соединиться с той самой благодатью, с тем самым нетварным светом, который меняет человека и из простого животного, пускай и умного, делает ангелом, небожителем. То есть человек становится не просто биологическим, а духовным существом благодаря соединению с Богом.

Дальше идёт Крестопоклонное воскресенье, когда мы выносим Крест, и Церковь говорит: ну вы уже половину-то поста прожили. И что, сделали что-нибудь за это время? А, не сделали, да? Вот вам Крест на серединочку, давайте, подумайте. Осталось три недельки у вас!

И дальше ещё два воскресенья, которые нам дают образцы духовного подвига. Это минувшее воскресенье, когда мы вспоминали житие Иоанна Лествичника и его труды, и предстоящий день памяти Марии Египетской. Эти святые очень разные, но в установленном Церковью времени их почитания есть логика и глубокий духовный смысл.

Кто такой Иоанн Лествичник? Мы его представляем таким бородатым, серьёзным игуменом горы Синайской. А парень в 16 лет ушёл в монастырь и очень долго жил уединенно, то есть не в общежитии с братией, а в пустыне. Если посмотреть фотографии тех мест, диву даешься, потому что это реально пустыня, каменная, безжизненная. Келья, которая вырублена в скале… Вот в этой пустыне Иоанн Лествичник жил с 16 лет, и только два последних года жизни он был игуменом, когда его пригласили в монастырь на Синае стать настоятелем и попросили, чтобы он поделился опытом, описал его.

Этот опыт изображен на иконе «Лествица райская», где мы видим поднимающихся в небо монахов. Кто-то устремляется вверх, а кто-то падает с этой лестницы, иногда и с очень высоких ступенек.

Мария Египетская – совершенно другой человек, ни о каком благочестии до времени она и не помышляла, но тем не менее и её жизнь, несмотря на то, что начиналась неправильно, стала в итоге удивительным примером духовной высоты и покаяния. Мы видим и удивляемся, как человек сумел так переменить себя.

Какая же нам польза от прочтения жития этой великой подвижницы? Прошла половина поста, и, возможно, кто-то не успел даже начать то, что задумывал. Потому что, как правило, с наступлением поста мы себе такие планы строим, что ух! «За этот пост я точно себя подтяну и духовнее сделаю»! Но проходят первые два дня: ой как тяжело. Потом начинается привыкание, а потом — ну ладно, первая неделя прошла. И сами того не замечая, мы снова погрузились в свой быт и живем как прежде. А эти два жития вспоминаемых Церковью святых являют нам подлинные примеры борьбы за свою душу.

В среду вновь читался Покаянный канон святого Андрея Критского, чтобы мы вспомнили, к чему призваны, зачем мы вообще здесь.

Давайте не будем терять время, его осталось не так много. И вообще жизнь драгоценна, дни летят, иногда думаешь, что их впереди еще много, а ведь может быть иначе! И нужно пользоваться теми дарами, которые нам Бог дает, впитывать примеры и смыслы, которые Церковь предлагает, и воплощать их в своей жизни.

Есть удивительная фраза, которую я, как ни странно, на перетяжке в одном из городов нашей необъятной Родины прочитал. Меня она пробила, прям до мурашек: «Быть, а не казаться».

Быть, а не казаться. То есть мы «кажемся» себе, «кажемся» другим. Вообще «кажемся», мы хотим казаться, приукрашивая себя, обманывая себя, обманывая других. Нам хочется быть лучше. Это естественно. Каждому человеку хочется быть лучше, потому что райская память в каждом из нас сидит. Мы помним, что человек — образ Божий, и поэтому нам хочется всё приукрасить. Но приукрашивая, мы лжем. А когда мы лжем, мы становимся орудием в руках дьявола.

И потому эта коротенькая фраза должна у нас глубоко в сердце сидеть, это то, что нас должно подталкивать к покаянию. Ведь если человек хочет «быть», то тогда вся эта шелуха показная должна быть отброшена. Только тогда человек сможет идти к Богу, быть с Богом. И тогда люди будут видеть, что он действительно такой, он не прикидывается, не приукрашивает себя, а действительно являет тот самый свет, ту самую благодать, о которой Церковь постоянно говорит. Аминь.

 


Материалы по теме:
 

 


 

Последние новости

Христос раждается, славите!

Как добрый пастырь, оставив в горах девяносто девять овец, идет искать лишь одну овцу заблудшую, так Господу недостаточны…

Янв 7, 2025

Рождество Христово изменило ход человеческой истории. Почему это событие так значимо?

Этот Ребенок должен был принести радость, избавление от смерти, тленности и страстей всем людям, живущим на земле, и…

Янв 6, 2025

Новый приказ Минздрава по допуску священников в медицинские учреждения обсудили на онлайн-семинаре по больничному служению

Синодальный отдел по благотворительности и Правовое управление Московской Патриархии провели онлайн-семинар по больничному служению. В мероприятии приняли участие…

Янв 5, 2025

Паломничества: поездки и планы

В канун Рождества и Нового года принято подводить итоги года уходящего – каким он был, что удалось, что…

Янв 4, 2025
Быть, а не казаться! — Клин православный