Автор: Инга Филиппова

Второе рождение
Вот что пишет о Таинстве Крещения известный проповедник ХХ века протопресвитер Александр Шмеман в своей книге «Водою и Духом»: «Христианин прошлого знал не только умом, но и всем своим существом, что, принимая крещение, он вступает в радикально новые отношения со всеми аспектами жизни и с самим «миром», – что вместе с верой он получает новое понимание жизни. Крещение было для него отправной точкой, равно как и основанием христианской «философии жизни», стержнем, направляющим всю его жизнь, дающим ответы на все вопросы, разрешающим все проблемы».
К сожалению, по словам отца Александра, в наше время ситуация в корне изменилась. «Христианин прошлого знал, что в этом акте возрождения и обновления, которым новые члены вводятся в «обновленную жизнь», вновь открывается и подтверждается Воскресение Христа. Но теперешний христианин не связывает ни свою жизнь, ни жизнь Церкви с крещением. Он, разумеется, знает, что он был крещен и что крещение есть необходимое условие принадлежности к Церкви. Но это его знание остается абстрактным. Оно не относится к Церкви как к общине, состоящей из тех, кто умер со Христом и кому поэтому дана новая жизнь в Нем. Его благочестие более не связано с крещением, как это было у первых христиан. Крещение перестало быть для него постоянной реальностью и опытом, освящающим всю его жизнь, вечным источником радости и надежды. Это событие зарегистрировано где-то в его свидетельстве о крещении, но отнюдь не в его христианской памяти. И он уже не воспринимает Пасху и Пятидесятницу, Рождество и Крещение Господне и все церковное богослужение в их непосредственной связи с его собственным крещением, как реальности, которые обретают свое значение и действенность в крещении и через него».
Хочется каждому православному христианину порекомендовать прочитать эту книгу.
Фото: Ирина Ермакович