Автор: Протоиерей Игорь Гагарин

Музей Бенаки, Афины.
Когда один из 12-ти апостолов, Филипп, встретил Иисуса и уверовал в Него как в долгожданного Мессию, он захотел привести к Нему своего друга — Нафанаила. Но Нафанаил усомнился в том, что Филипп не ошибся: Из Назарета может ли быть что доброе? (Ин. 1, 46). Филипп не стал спорить. Он просто предложил: «Пойди и посмотри». Нафанаил пошел и посмотрел. Его встреча со Христом обернулась тем, что он воскликнул: Ты — Сын Божий, Ты — Царь Израилев (Ин. 1, 49).
Рассказ об этой встрече читается в Церкви каждый раз в первое воскресенье Великого поста. В этот день празднуется Торжество Православия. Мы вспоминаем победу над ересью иконоборчества, последнего из великих смут, колебавших Церковь изнутри. Вспоминаем и о преодолении других еретических учений.
Но скажем с горечью, что в современном мире, кроме православного, единственно чистого и верного понимания христианской веры, существует и бесконечное множество других. И их проповедь нередко бывает сильнее и действенней нашей, и очень многие люди оказываются в так называемой «Церкви Христа», у «Свидетелей Иеговы» и т. д. И часто это далеко не худшие люди.
Как же уберечь братьев от заблуждений, вернуть их «домой», привести к истинному, а не искаженному Христу? Есть только один способ — тот же, каким привел ко Христу Нафанаила Филипп: «Пойди и посмотри».
Любой иностранный миссионер действует специально подобранными цитатами из Библии и логическими доводами. И нам есть что ответить. Найдутся и цитаты, и не менее веские, чем у них, доводы. Но цитатная дуэль и упражнения в мастерстве полемики — путь мало действенный. Православие не доказывается, а показывается. «Пойди и посмотри».
А есть ли у нас, что показать? Самое первое, что приходит на ум, — красота православного богослужения. Действительно, и пение, и убранство храма, и иконы, и облачения духовенства, и благоухание ладана — все это воистину прекрасно и способно пробудить от духовного сна. Именно это, как свидетельствует история, оказало решительное влияние на князя Владимира, выбиравшего веру. Когда его послы посетили Константинополь и были на службе в храме Святой Софии, они так передали князю свое восхищение: «Мы не знали: то ли были на земле, то ли на небе».
Но все же не это главное. Недавно со мною вступил в спор один член «Церкви Христа». Он пытался доказать мне, что Православие утратило благодать, Дух Святой ушел из нашей Церкви. И доказывал он это цитатой из Евангелия: По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою (Ин. 13, 35). «У вас, православных, я этой любви не вижу», — сказал он.
Я спросил, на основании чего он сделал такие выводы. Оказалось, что он наблюдал за поведением верующих в храме. Ну тут мне было нетрудно объяснить, что не все, кто входит в храм, — верующие. Гораздо больше просто суеверных, не знающих почти ничего о православной вере, заходящих с целью поставить свечку или сделать еще что-нибудь такое, что должно, как они думают, принести какое-то благоприятное (сродни магическому) действие на их жизнь. Среди тех, кто пребывает в храме, далеко не всегда большинство — сознательно православные, и поэтому очень трудно говорить о наличии любви, опираясь на внешние наблюдения. Судить надо по тем, кто действительно православен, кто вчитывается в Евангелие, вникает в учение Церкви, искренне исповедается, регулярно причащается, молится дома и в церкви, соблюдает посты — словом, живет жизнью Церкви, а не только посещает храм время от времени.
На этом разговор закончился, и мы расстались. Я же сначала был удовлетворен своим ответом, а потом совесть стала задавать мне вопросы не менее серьезные. А ведь совесть — куда более суровый обличитель, чем самый критичный и натасканный член той или иной секты.
Легко списать все темные стороны церковной жизни на «захожан» и отделить от них людей Церкви. Но вот у нас, кто в Церкви не первый год и кто в ней человек не случайный, у тех, кто служит в храме, несет то или иное послушание, регулярно посещает богослужения, участвует в Таинствах, — что, у нас с любовью все в порядке? Всегда ли она торжествует в отношениях между нами?
«По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою». По тому же и мы сами можем судить о себе — ученики мы Христовы или нет.
Я и теперь повторю любому вопрошающему, что в Православной Церкви любовь жива, и в православном сердце именно она — владычица и хозяйка. Но вот насколько сами мы — в ней, в Православной Церкви, и насколько сердце наше православно — это выяснится до конца на том Суде, на котором все мы рано или поздно предстанем. И там главным критерием будет она — любовь.
Нигде и никогда любовь к Богу и к ближнему не сияла так ярко, как в лоне Православной Церкви. Об этом свидетельствуют жития и писания православных святых. Я не знаю людей более прекрасных, чем они. Но если в этих светильниках любви мы действительно видим торжество Православия, то это не снимает с нас ответственности. Христос требует подлинной и нелицемерной любви от каждого Своего ученика. И если мы в этой земной жизни не сумеем ей научиться, если между нами, христианами, любви нет, то наш ли это праздник — Торжество Православия?
И чтобы Православие действительно торжествовало в этом духовно заблудившемся мире, нам надо не столько водить людей по храмам, вести богословские дискуссии, сколько являть свет Христовой любви. Вы — свет мира (Мф. 5, 14), — говорит Христос.
И свет во тьме светит, и тьма не объяла его (Ин. 1, 5). Этого света ищет мир, и этот свет должны явить мы, православные.