Автор: Наталья Волкова
Фото: Ирина Ермакович
Самая трудная битва
«Дьявол с Богом борется, а поле битвы – сердца людей», – писал Ф. М. Достоевский в романе «Братья Карамазовы». Каждый год, начиная с подготовительных недель к Великому посту, вспоминаю эти слова, потому что каждый пост – это реальные «боевые сражения» в твоем сердце с врагом Бога и людей, и, к сожалению, из них не всегда выходишь победительницей.
Как некогда враг искушал Иисуса Христа хлебами, так и поныне его излюбленные нападки начинаются с самого слабого звена человека – с тела. Что вкушать, когда каждое утро тебя прессуют в автобусе, а затем в переполненном вагоне метро? И вот налетают мысли о том, что строгие посты были установлены отцами Церкви в то время, когда женщины в основном находились дома и мирно занимались домашним хозяйством, а не преодолевали в день 60-80 километров на визжащем и скрежещущем транспорте, заправив себя горстью гречневой каши, сваренной на воде без масла, молока и даже без соли и сахара. Враг тут же навевает мыслишки съесть что-нибудь повкуснее, при этом нарушить пост.
Но если ум и займется самобичеванием, клеймя собственное слабоволие, то враг пускает в ход оружие посерьёзнее – естественно возникшее раздражение как ответ на полуголодное состояние, подкрепленное «транспортным синдромом». И вот тут держитесь, окружающие! Потому что моему раздражению должен быть дан ход, «мой праведный гнев» должен вылиться на всех вас, непостящихся. Ну и, естественно, он может принять форму ядовитого обличения всех и вся, укоров по всевозможным пустякам и грозным осуждением. Вот уж враг ликует и, вероятно, в радости потирает руки: «Она моя!»
И бывает, в такой борьбе проходит практически вся Четыредесятница. Только к Страстной неделе приходишь в себя и понимаешь, что подходишь к светлому празднику Пасхи не омытая слезами покаяния, а как тот человек, который пришел на брачный пир не в брачных одеждах: вся в струпьях грехов, в расплавленных муках дробящегося сознания, стоя на краю пропасти торжествующего уныния.
И как за спасительную соломинку хватаешься за скорбные богослужения Страстной седмицы. Начиная с Великого Четверга, ходишь в храм на все богослужения, погружаешься в глубину страданий Иисуса Христа, Который, как некогда вытянул из бушующих вод тонущего апостола Петра, вытягивает и тебя из бушующих в твоем сердце страстей и проводит на Свой светлый праздник Пасхи – торжества Жизни над духовной смертью.
На Божественной литургии в Великую субботу поётся песнопение: «Да молчит всякая плоть человеча, и да стоит со страхом и трепетом, и ничтоже земное в себе да помышляет», – и чувствуешь, что побеждены терзания души от осознания своего несовершенства, потому что в благоговении замолкает и природа, и твоя душа накануне величайшей тайны Воскресения Христова. Как обычно вечером, часам к одиннадцати, приходишь в храм. Полумрак, горят лампады перед иконами, чтец читает Деяния святых апостолов… И наконец начинается крестный ход в море свечей. Нарастает ощущение радости и восторга, усиливающееся с возгласом священника: «Христос Воскресе!» – и ответным: «Воистину Воскресе!» Всеобщее ликование, праздничные песнопения и причастность к жизни со Христом придают смысл и полноту бытия и нашей жизни.
Христос Воскресе!