Архитектура храма

В 40-х годах XIX века на западной окраине города Клина было устроено новое кладбище. Одновременно с его возникновением появился замысел выстроить кладбищенский храм, в котором будут отпевать умерших и совершать по ним церковные поминовения. Однако до конца 50-х годов XIX века это намерение осуществлено не было, вероятно, в связи с недостатком средств. Наконец, нашелся щедрый благотворитель, пожертвовавший большую часть средств, необходимых для постройки этого храма — клинский купец Николай Александрович Кудрявцев.

Строительство каменной церкви на городском кладбище было начато в 1846 г., завершено в 1860 г., а в 1861 г. храм была освящен в честь иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость». Ведь именно Ей, по словам праведного Симеона Богоприимца, открываются помышления многих сердец. Ведь именно Она, как любящая Мать, утешает верующие сердца в скорбях и в печальную душу вселяет радость…

Строительство здания храма велось по проекту, присланному из Санкт-Петербурга еще в конце 40-х годов XIX века. Храм псевдорусского стиля сложен из кирпича, в плане крестообразный. Над средокрестием поставлен восьмигранный световой барабан, увенчанный рядом кокошников и декоративным шатром, несущим небольшую главку. Над западной папертью поднимаются два восьмигранных яруса стройной шатровой колокольни. Декоративные детали — карнизы, наличники окон — выложены из белого камня. Во внешнем убранстве храма использованы декоративные формы московского барокко: наличники с разорванными фронтонами, угловые колонки. Автор проекта Скорбященской церкви до настоящего времени не установлен. Облик храма наиболее близок к постройкам знаменитого в те годы архитектора Константина Андреевича Тона, автора проектов Храма Христа Спасителя и Большого Кремлевского Дворца.

С момента постройки архитектура церкви не подвергалась существенным искажениям. В 1879 г. к храму с запада пристроили небольшую паперть, а также, для большего простора, расширили внутренние арки. Несколько раз церковное здание ремонтировалось.

Здание Скорбященской церкви имеет небольшие размеры. Интересной особенностью храма является его световой барабан, который снаружи производит впечатление восьмигранного, а внутри имеет круглую форму. Трехъярусный резной иконостас церкви с позолоченными столбцами исследователи датируют концом XIX века. Росписи, выполненные в храме во второй половине ХIХ века, были существенно обновлены в 1907 г. и послевоенные годы. Определенные изменения внутреннего убранства церкви происходили и в XX веке. После революции в храм была передана часть утвари и образов из закрывавшихся в эти годы церквей Клина, а возможно, и его окрестностей. В Скорбященскую церковь перенесли все святыни, которые удалось спасти, в том числе и храмовый образ святителя Тихона Задонского, писанный в рост на холсте, из разоренного и поруганного храма святителя Тихона Задонского, построенного в начале ХХ века и закрытого в 1930 г. На левой солее был сооружен маленький алтарь в честь святителя Тихона Задонского, освященный в 1947 г.

Известно, что уже в 1880 г. при храме существовала небольшая богадельня, опекавшаяся причтом Троицкого собора. По состоянию на 1913 г. в ней призревалось 11 человек. После революции в здании богадельни находилась столовая. В 80-х гг. ХХ столетия здание было снесено. На этом месте сейчас устроен мемориал, посвященный героям Великой Отечественной войны, павшим в боях в Клинском районе.