История храма

история

В XIX веке Клин был небольшим уездным городом Московской губернии. Хоть и невелик был город, но в нем было все необходимое. И величественный Троицкий собор, и монастырь с храмом XVI века, и церковь для заключенных, о духовной жизни которых заботились горожане. Своя больница, свое Духовное училище, своя гимназия. Школы были не только в Клину, но и в каждом селе.

Купцы обильно снабжали своими товарами горожан и сельских жителей. Торговые ряды, построенные ими, функционируют до сих пор. Старое городское кладбище было за рекой Сестрой, где сейчас находится деревня Праслово. В середине прошлого века встал вопрос об устройстве нового городского кладбища: горожане выделили под него участок земли за чертой города, за огородами. И, как положено было в городах, при кладбище решили построить кладбищенский храм, в котором будут отпевать умерших и совершать по ним церковные поминовения.

Кому посвятить новый храм? Кладбище для христианина – это место, где встречаются скорбь с радостью. Расставание с близкими – это всегда трагедия, скорбь – мы теряем тех, кто нам дорог. Но для самого умершего, если он христианин, смерть – это дорога в вечность, это подведение итогов и встреча с Тем, к Кому он стремился всю свою жизнь. Сам чин христианского погребения очень светлый и исполнен радости. «Радостен тот путь, которым ты идешь, душа, потому что это место твоего покоя», – так возглашает Церковь, провожая усопшего. «Дай мир вместе со святыми, дай покой душе умершего христианина», – молится Церковь о новопреставленном. А что может быть лучше для верующей души, чем Вечная жизнь в радости и постоянном общении со святыми душами и с Самим Небесным Отцом? Первые христиане называли день смерти днем рождения для Вечной жизни. Поэтому искренно верующий человек готовится ко дню смерти – дню встречи со Христом, как невеста готовится ко дню свадьбы.

На могиле умершего православного человека ставится крест. Ведь именно крестом был поражен диавол и разрушена сила ада над человеком. Христианская душа, жившая на земле со Христом, не разлучается с Ним и после смерти. А после Второго Пришествия Христова, когда будет окончательно подведен итог жизни каждого человека, все люди снова обретут свои тела, но только уже в новом виде. Священное Писание говорит о том, что для одних это будет воскресение жизни, а для других – воскресение осуждения, и уже навсегда.

Христиане – это грешники, воюющие с грехом. А воюющим Сам Христос дает победу.

Именно поэтому кладбище для христианина – место не только скорби, но и радости. Скорби – о потере близкого, радости – о его будущей славе в Царстве Небесном. По этим причинам и решили посвятить новый кладбищенский храм Божией Матери в честь Ее иконы «Всех скорбящих Радость». Ведь именно Ей, по словам праведного Симеона Богоприимца, открываются помышления многих сердец. Ведь именно Она, как любящая Мать, утешает верующие сердца в скорбях и в печальную душу вселяет радость…
Освящение новой кладбищенской церкви состоялось в 1861 году. Она была приписана к Троицкому собору Клина.

Кладбище занимало большую территорию. Теперь на костях наших предков располагаются жилые дома, клуб Стекольного завода с постоянно проводимыми там дискотеками, автостоянка, рынок. На том участке кладбища, который удалось отстоять верующим, почти все надгробные памятники были осквернены и изуродованы, с них сбиты кресты.

Уцелело небольшое количество надгробий второй половины XIX — начала XX веков, хотя утверждать, что сейчас они стоят в точности над захоронениями, нельзя. Сохранились памятники именитым клинчанам — Воронковым, Истоминым, Ершовым, Рек и др. У стены храма упокоился его строитель — Николай Александрович Кудрявцев (сконч. 08.10.1876 г. в возрасте 70 лет). Наиболее почетные места вокруг церковного алтаря были отведены для захоронений клинского духовенства. Известно, что у южной стены алтаря упокоился протоиерей Иоанн Иаковлевич Смирнов (сконч. 30.10.1880 г.), а у восточной — протоиерей Иоанн Иоаннович Озерецковский (сконч. 15.10.1915 г.).

В послереволюционные годы Скорбященская церковь стала приходом. Сюда ходили молиться православные. Остальные церкви города с помощью гражданских властей перешли к обновленцам.

Некоторое время Православие на всей территории современного Клинского района сосредотачивалось почти только в этом небольшом кладбищенском храме. Казалось, что обновленчество восторжествовало. Православные викарии в Клину – архиепископ Иннокентий и епископ Гавриил – недолго оставались на своих кафедрах и закончили жизнь мученически. Обновленческий лжеепископ Николай, опять-таки с помощью властей, сумел около 1924 года отобрать у православных кладбище.

Умер Святейший Патриарх Тихон. Казалось, наступил конец Православию. Но все обернулось иначе. Обновленческий лжеепископ Клинский Николай сетует в своем годовом отчете за 1925 год, что священники и приходы стали сразу после смерти Патриарха возвращаться к «тихоновцам», то есть к Русской Православной Церкви. Оплот Православия в Клину – церковь «Всех скорбящих Радость» – сумела с Божией помощью пережить все бури и выстоять. Церковь никогда не закрывалась, хотя попытки ее закрыть были даже в 50-х годах XX столетия.

После закрыия привокзальной часовни верующие спасли из нее чтимый образ Божией Матери, называемый Клинским. Из закрытого тюремного храма святителя Тихона Задонского был перенесен храмовый образ этого святителя. На левой солее сооружен маленький алтарь в честь святителя Тихона Задонского, который был освящен в 1947 году. И из других закрытых храмов верующие приносили спасенные иконы в ставшую соборной бывшую кладбищенскую церковь.

После празднования 1000-летия Крещения Руси, когда появилась возможность открытия новых храмов, группы прихожан Скорбященской церкви стали организовываться в новые приходские общины, открывать и восстанавливать разоренные церкви. Вокруг этих людей вырастали новые приходы. Множество пришедших к вере людей стали наполнять и вновь открытые храмы, и Скорбященскую церковь.

Теперь в Клину живут и действуют вновь открытые приходы в честь святителя Тихона, Патриарха Всероссийского, Успенская церковь на улице Папивина, Воскресенская церковь, Успенская церковь в Демьянове, церковь святой Ксении Петербургской в 6-м микрорайоне. Больничные церкви существуют в доме-интернате для инвалидов и престарелых (во имя святой мученицы княгини Елисаветы) и в Клинской городской больнице (в честь святой великомученицы Варвары). Домовая церковь есть в Православной классической гимназии «София». И при этом верующим Клина не хватает храмов – в большие праздники в Скорбященскую церковь, например, трудно войти.