Автор: протоиерей Борис Балашов
Сын Божий стал сыном Человеческим, чтобы открыть людям тайну Божественной любви и вернуть человека к Богу и Вечной Жизни. Приближаясь к итогу земного пути, Иисус Христос начал посвящать Своих учеников в великую тайну: Его победа над грехом и смертью должна пройти через страдания и Крестную Смерть. Чтобы апостолы смогли лучше понять Божий план спасения людей, Господь приоткрывает им, а через них и нам, Свою славу и красоту Божиего Небесного Царства.
Незадолго до Своих страданий и Крестной Смерти Иисус Христос взошел на гору для уединенной молитвы. Церковное предание указывает на гору Фавор, которая находится в южной части Галилеи. Лишь трое из учеников: Петр, Иаков и Иоанн поднялись с Ним, остальные остались у подножия горы.
На вершине горы, в тиши ночной, молился Христос. Перед Его взором прошло все совершившееся за эти годы — проповеднический путь, исцеление больных, изгнание бесов — и все предстоящее Ему в будущем. Еврейский народ, которому было обещано пришествие Мессии и с которого должно было начаться спасение рода человеческого, отверг своего Спасителя. Руководители этого народа, желавшие видеть Мессию великим царем-завоевателем, вначале относились к Иисусу с нескрываемым презрением, а затем и с явной ненавистью. Народ, видя чудеса, творимые Христом, шел за Ним, но считал Его не более, чем пророком.
Иисус молится Отцу, беседуя с Ним о предстоящих страданиях. И когда Христос молился, вид лица Его изменился, и одежда Его сделалась белою, блистающею (Лк. 9, 29).
До того, как это случилось, Его ученики задремали, потому что была ночь. Проснулись они, оттого что все было объято необыкновенным сиянием ярче солнечного света, а одежды Христа сверкали так, как не сверкает даже снег на солнце. Рядом со Христом они увидели двух людей. Сердца учеников, озаренные невечерним светом, узнали их: это были два величайших пророка древности — Моисей, получивший на Синае от Бога Закон, по которому жили евреи, и Илия. И вот, два мужа беседовали с Ним, которые были Моисей и Илия; явившись во славе, они говорили об исходе Его, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме (Лк. 9, 30-31). Они беседовали со Христом о Его смерти на кресте и Его Воскресении. Петр же и бывшие с ним отягчены были сном; но, пробудившись, увидели славу Его и двух мужей, стоявших с Ним (Лк. 9, 32). Петр от лица других апостолов, не зная, что сказать в этот момент, чтобы хоть как-то продлить эти радостные минуты, воскликнул: Господи! хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии (Мф. 17, 4) (кущи — это палатки из древесных ветвей). Апостолам хотелось остановить эти минуты, чтобы они длились вечно. Почему? Потому что на Фаворе воссиял тот Свет, который будет сиять в обновленном мире после Второго Пришествия Христова. В Откровении Иоанна Богослова говорится, что в мире, преображенном Богом, не будет ни солнца, ни луны, ни звезд, никакого внешнего источника света, но Сам Бог будет его Светом (см. Откр. 22, 5).
Иисус ничего не ответил Петру на его слова. В момент Преображения на горе Фавор Он явился им как Царь и Бог. Пророки Моисей и Илия, явившиеся во время Преображения Господа, обращались к Нему именно как к Царю и Богу. Мир Небесной Славы Божией открылся людям. Как они повели себя? Они захотели остаться в нем, остановить время. Когда Петр еще просил Христа продлить этот момент, облако светлое осенило их; и се, глас из облака глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте (Мф. 17, 5).
Облако — символ и знамение присутствия Божия. Из этого облака раздался громовой голос Бога Отца, услышав который ученики пали на лица свои и очень испугались (Мф. 17, 6). Тот же голос с неба, говоривший те же слова, слышал Иоанн Креститель, когда Иисус выходил из реки Иордан. Поэтому присутствовавшие при Преображении апостолы Петр, Иаков и Иоанн поняли, что это был голос Самого Бога. В страхе и благоговении они преклонились перед невидимым Богом. Но Иисус, приступив, коснулся их и сказал: встаньте и не бойтесь. Возведя же очи свои, они никого не увидели, кроме одного Иисуса (Мф. 17, 7-8).
Христос показал им Славу Своего Божества незадолго до Страстной Недели, чтобы они поняли, что Его грядущие страдания добровольны, и не убоялись, когда это страшное время наступит. Апостолы тоже преобразились, потому что они оказались способными увидеть Славу Божию.
За неделю до этого Петр исповедал Его Сыном Бога Живого. Своим Преображением Христос показал, что это действительно так. Но другим знать об этом было пока преждевременно: И когда сходили они с горы, Иисус запретил им, говоря: никому не сказывайте о сем видении, доколе Сын Человеческий не воскреснет из мертвых (Мф. 17, 9).
Ученики, размышлявшие о том, что они видели и слышали, спросили Его: Как же книжники говорят, что Илии надлежит придти прежде? (Мф. 17, 10). Христос ответил им, что правильно говорят книжники, но Илия уже пришел, и не узнали его, а поступили с ним, как хотели; так и Сын Человеческий пострадает от них (Мф. 17, 12). Апостолы поняли, что Он говорил об Иоанне Крестителе. По пророчеству Малахии, Илия должен явиться перед Вторым Пришествием Христа. Приготовить же путь Господу для первого пришествия должен был Иоанн, который по свидетельству Архангела Гавриила, явится в духе и силе Илии (Лк. 1, 17).
Насколько апостолы, бывшие на горе Фавор, были духовно подготовлены, настолько они и стали свидетелями Славы Божией и дивной радости и красоты Горнего мира.
Через свое богослужение Святая Церковь призывает своих чад устремить свой жизненный путь не на кладбище, а в мир Вечной Жизни. Этот мир сияет славой и величием, в нем царит святая Божия Любовь. И когда человек старается выполнять Христову волю и соединять свою жизнь с нашим Спасителем, то свет Мира Небесного начинает согревать душу, а молитвы Божией Матери помогают христианину очищать сердце от духовной грязи.
Будущая радость Царства Небесного уже на земле может входить в наши сердца, если мы в них с помощью Христа и Его Церкви наводим порядок, искореняя грех и насаждая христианскую веру, согретую любовью. Господь хочет войти в нашу жизнь и преобразить ее, а мы должны для Него очищать свою душу.
И именно тогда наш холодный и духовно больной мир начнет становиться иным, отражающим на себе красоту и свет Мира Небесного. И здесь очень многое зависит от нас — от того, какие отношения в нашей семье, с нашими близкими, что происходит в наших душах.
Куда приходит Христос, там и может водворяться мир Христов.