Image

Смысл земной жизни

Автор: протоиерей Борис Балашов

Человек рождается на земле, живет определенное время и умирает.

Часто случается так, что люди достигают очень хорошего материального положения, высоких ступеней карьерной лестницы, славы, общественного признания, и при всем том кончают жизнь самоубийством, спиваются и разочаровываются в жизни. Почему? А потому, что, если всё, что делаешь, строишь и имеешь, кончается разрушением и смертью, то какой во всем этом смысл? Я говорю именно о СМЫСЛЕ, а не о целях, которые мы можем ставить, достигать или не достигать.

«А со мной-то что будет? — задумываемся мы. — Кусок земли и лопух на могиле? И это всё?»

С тех пор, когда Бог воплотился, умер по плоти, сошел во ад душой и победил его, воскрес, вознесся и основал Свою Церковь, что же теперь происходит с душой человека после смерти?

Мы видим, что православные христиане и неверующие люди совершенно по-разному относятся к смерти. Неверующие люди не то, что говорить о смерти, но даже и думать подчас о ней боятся.

Иное отношение к жизни и смерти у христиан. Светлая музыка заупокойного кондака вызывает уныние у неверующего и согревает верующие сердца: «Со святыми упокой (дай мир вместе со святыми), Христе, душу раба Твоего, идеже (где) несть (нет) болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь бесконечная». Только Вечная Жизнь и делает земную жизнь осмысленной, потому что христианин живет не для смерти, а для жизни.

Для верующей души Христос — воскресение, жизнь и покой в Вечном Царстве Божией любви.

Христианское понимание жизни и смерти не вытекает из анализа окружающей нас действительности и не добыто эмпирическим путем. Оно — Откровение Бога людям о том, что такое Настоящий Человек.

Это Откровение — сокровищница христианской мудрости и силы, побеждающей саму смерть. Человек, даже далекий от Христианства, способен эти истины ощущать, просто ему часто кажется удобным для себя многое не видеть. Это его право.

В Божие Царство ничто скверное войти не может. Христианская вера — это та основа, на которой только и может происходить чудо — очищение души человека.

Для христианина важно то, что все, совершаемое в земной жизни, имеет вечный смысл, ведь и тело воскреснет в момент Второго Пришествия Христова. Но в радость телесного воскресения войдут именно те, кто были Христовыми на земле. Спортсмены получают награду за хорошо пройденную дистанцию, а ученики Христовы в Царстве Небесном получают великую награду в Вечной Жизни.

Человек, обновленный в таинстве Крещения и строящий жизнь на вере Христу, живет для вечной радости: Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь… Наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия; и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло — в воскресение осуждения (Ин. 5, 24, 28-29).

Смерть — это не конец всего, а завершение земного этапа пути и начало нового пути, но уже вечного. Древние христиане называли день смерти верующего человека днем рождения для вечности. Особенно ярко это видно на примере жизни Божией Матери. Церковный богослужебный год, начинающийся с 1 сентября (по старому стилю), завершается последним днем августа (по старому стилю). Первым великим праздником богослужебного года является Рождество Богородицы, а последним, итоговым — Успение Божией Матери. Весь церковный год являет разные этапы жизни Пресвятой Девы: Ее Рождество, Благовещение, страдания у Креста, облагодатствование в Пятидесятнице, духовное возрастание и обожение в подвиге Своей жизни. Итог Ее земной жизни мы называем не смертью, а Успением, и отмечаем его как великий праздник, которому предшествует двухнедельный строгий Успенский пост, который символически изображает труды и духовный подвиг Пресвятой Богородицы. Именно событие Успения явило Божию Матерь великой Заступницей рода христианского и доброй Матерью всякой души, искренне преданной Ее Божественному Сыну.

Итогом человеческой жизни должна стать святость. Святость учеников Христовых показывает путь к святости человека, и наиболее ярко эта святость видна в Божией Матери. Во время молитвы в церкви мы обращаемся к Ней: Честнейшая Херувим и Славнейшая без сравнения Серафим… Она — Богородица — стала выше всех Сил Ангельских.

В чем же тайна Ее святости? Только ли в том, что Бог поручил Ей стать Матерью Своего Сына, дать Сыну Божиему человеческую плоть? Не только. Тайну Пречистой Девы приоткрывает нам Евангелие: мы находим в нем объяснение, как Она, поистине райский человек, достойный такого глубинного личного общения с Богом, достигла той высоты, на которой явился первозданный человеческий образ. Когда в Евангелии говорится о словах и действиях Иисуса Христа, то указывается, что Божия Матерь сохраняла все слова сии в сердце Своем (Лк. 2, 51). В Богородичные праздники на Литургии мы слышим из Евангелия такие слова: Одна женщина, возвысив голос из народа, сказала Ему: блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие! Христос же ответил: Блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его (Лк. 11, 27-28). Вот в чем великая тайна приближения к Богу — слушать слово Божие — Евангелие, слагать Его святые слова в своем сердце, жить ими и исполнять их, как это делала Пресвятая Богородица!

Выше родства телесного является родство духовное, которое основано на слышании и исполнении слова Божия. Человек, вникающий в слова Божии и исполняющий их, становится Христу близким, родным. Таким человеком всегда была Божия Матерь, родная Ему не только телесно, но и духовно.

Приняв веру в Евангелие, став членом Церкви, душа Богородицы расцвела прекрасным цветом. Поэтому и конец Ее земного жития мы называем не смертью, а Успением. Она уснула здесь, чтобы пробудиться там, в Жизни Вечной.

Божией Матери заранее было возвещено о Ее кончине, и Церковь свято верит в то, что Сам Христос принял Ее душу в Свои объятья. Когда после погребения Богородицы прибыл с опозданием на три дня апостол Фома, не успевший к погребению, открыли гроб — пещеру в Гефсимании, где было погребено тело Божией Матери, и… гроб оказался пуст. Все недоумевали, не понимая, что произошло, и вот, небо как бы раскрылось перед ними, и они увидели Пресвятую Богородицу с собором Ангелов и святых и услышали дивное пение. Обращаясь к ученикам Христовым, Она сказала: Я с вами во все дни.

Богородица — член Христовой Церкви, поэтому через Христа Она — родная всем нам. В общении с Богом Пречистая Дева смогла достигнуть вершины святости. Это путь, которым должны идти мы все. Благодать Божия помогла Ей бороться со всякими нечистыми помыслами. Поможет она и нам. Благодать Божия помогла раскрыться Ее душе в удивительной красоте. Поможет она и тому, кто будет у Нее этому учиться.

Успение Пресвятой Богородицы — великая радость для христиан, потому что мы празднуем победу жизни над смертью, победу святости над грехом. Пречистая Дева Мария достигла вершины святости в единении со Своим Творцом и величайшей христианской высоты, обновившись Духом Святым. Переход Божией Матери в мир райский показывает, для чего мы живем, куда идем. Для нас, земнородных и грешных, утешение и ободрение в том, что этот путь уже пройден не только Христом, но и Божией Матерью и святыми Божиими. Господь поможет идти этим путем всякому, кто захочет откликнуться на Его Любовь.


Последние новости

«Пасха, двери райские нам отверзающая…»

Клирик Скорбященского храма протоиерей Александр Союзов отвечает на наши вопросы о Пасхе

Апр 22, 2025

Вход Господень в Иерусалим

Ликующий народ с ветвями финиковых пальм в руках приветствует Христа. Все ждут Его как царя-освободителя. Все радуются. Не…

Апр 13, 2025

Смерть и воскрешение Лазаря

Из-за жаркого климата евреи хоронили своих умерших в день смерти. Гробами, то есть местами захоронения, служили естественные или…

Апр 12, 2025

Встреча чудотворной иконы свт. Николая Японского в Клин

9 апреля 2025 года в Троицком соборе торжественно встретили чудотворную икону святителя Николая Японского с частицей его мощей.

Апр 11, 2025
Смысл земной жизни