Автор: протоиерей Борис Балашов
Протоиерей Борис Балашов о значении Креста Христова.
В Великий Четверг, после того, как Иисус Христос освятил Хлеб и Вино и причастил Своих апостолов, состоялась прощальная беседа Господа с собравшимися учениками: Да не смущается сердце ваше; веруйте в Бога, и в Меня веруйте. В доме Отца Моего обителей много (Ин. 14, 1-2).
Ученикам Господа не было до конца понятно, зачем их Учитель готов предать Себя на Крестную Смерть. Спаситель не раз говорил апостолам, что путь к победе над грехом и смертью лежит через страдания и Крест Самого Творца мира — Сына Божиего. Друзья Христовы были готовы видеть славу Господа в величии, силе и блеске, но не в Его жертвенной любви, отдающей Себя за других. Иисус Христос всем Своим ученикам открывает тайну, что подлинное величие человека не в высоте и значимости его положения в обществе, а в силе жертвенной и самоотверженной любви. И на собственном примере показывает путь к подлинному величию и славе.
Иисус Христос говорит: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня (Ин. 14, 6). Есть только один путь к вечной радости и бессмертию — Он Сам.
Люди часто с готовностью говорят о своей любви к Богу. Как же Сам Бог оценивает любовь человека к Нему? На это Иисус Христос отвечает так: Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди (Ин. 14, 15). Как возлюбил Меня Отец, и Я возлюбил вас; пребудьте в любви Моей. Если заповеди Мои соблюдете, пребудете в любви Моей, как и Я соблюл заповеди Отца Моего и пребываю в Его любви. Сие сказал Я вам, да радость Моя в вас пребудет и радость ваша будет совершенна (Ин. 15, 9-11).
В христианской вере громадное значение принадлежит человеческому подвигу, напряжению всех душевных, духовных и физических сил человека для достижения соединения со Христом и обретения Царства Небесного. И при этом, что крайне важно, христианство — религия радости. Радости не мимолетной и поверхностной, а глубокой, светлой и нескончаемой. Радости, которая согревает души в скорбях и испытаниях; радости, которая делает полноценной и земные радости, сообщая им измерение вечности. Именно во Христе земные радости могут достигать совершенства.
Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас. Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих (Ин. 15, 12-13).
Сын Божий открыл миру Свою жертвенную любовь: исцеляя, вразумляя людей и даже добровольно умерев за них, чтобы в результате Его смерти они ожили и вечно жили. Все Свои человеческие силы Иисус отдал за нас. Он не просто говорил о любви. Он явил ее нам. И… ждет такой же жертвенной любви от каждого Своего ученика.
Если бы Сын Божий не стал Человеком, если бы Он не явил в Себе любви до смерти, если бы не было написано Евангелие, если бы не существовало Церкви Христовой, если бы христианским духом не была пропитана вся наша культура… Одним словом, если бы Христос не оставил за два тысячелетия столько следов Своего могущества и Своей любви, можно было бы говорить: «А где ваш Бог?» Человек вправе противиться истине, но себе во вред.
Непринятие Христа и Его Евангелия есть отторжение себя самого от Бога и от бессмертия, есть погружение во тьму бессмысленного существования и безрадостного бытия.
Истинно, истинно говорю вам: вы восплачете и возрыдаете, а мир возрадуется; вы печальны будете, но печаль ваша в радость будет (Ин. 16, 20).
Смерть Господа на Кресте — ужас и скорбь для Его учеников, но радость для Его врагов. Печаль друзей Христовых завершится сильнейшей светлой радостью при Воскресении и Вознесении Спасителя, но принесет ужас и страх врагам Христовым.
Враги Христовы с помощью денег и интриг добиваются ареста и осуждения на казнь ненавистного им Галилейского Учителя. Иисус Христос одним дуновением мог бы в порошок стереть всех Своих врагов. Но Он пришел не губить людей, а спасать. Кроме того, насилием и злом зла не победить и не искоренить. Христос не с людьми воюет, а за людей. Он вступает в сражение с носителем зла — диаволом — и последствиями греха — страданием и смертью. Для того, чтобы эту победу совершить, Иисусу Христу необходимо Самому, как Божиему Сыну, стать через Деву Марию Сыном Адама. И, как человеку, вкусить страдания и опуститься на самое дно человеческой боли: и в предательстве друга, и в неблагодарности народа, и в страхе и растерянности друзей, и в мучительной смерти на кресте.
Крест — орудие позорной казни — через принятие на нем смерти Богочеловеком становится орудием победы. На нем и им, как выражением
жертвенной любви Бога, побе
ждены ад, диавол со своим царством и смерть. Но эта победа достигается очень дорогой ценой. Поэтому Крест, на котором был распят Иисус Христос, стал тем жертвенником, на котором была принесена жертва любви Божиего Сына. Теперь Крест — орудие, которым
совершена победа Христова, стал нашим верным оружием в нашей личной битве за спасение и за победу света и любви в нашей земной жизни.
В IV веке, после духовной победы христианства, святая равноапостольная царица Елена искала в Палестине крест, на котором был распят Иисус Христос. Было найдено у Голгофы три креста. Но какой из них — Крест Христов? Формы-то одинаковые, а суть разная. Испытав духовную силу этих трех крестов, сразу поняли, какой — Христов. Когда на больного, а потом на покойника воз
ложили поочередно разные кресты, то, после возложения третьего креста, и больной выздоровел, и покойник воскрес.
Множество христиан собралось к горе Голгофе с горячим желанием увидеть крест Христов и приложиться к нему. Иерусалимский Патриарх Макарий взял Крест Христов и поднимал его, благословляя им народ на все стороны. Народ с благоговением взывал: «Господи, помилуй!»
Жизнь без подвига любви не имеет вечного измерения. Поэтому верующие люди любят Крест Христов и стараются отвечать на любовь Божию своей любовью.
«Кресту Твоему покланяемся Владыко, и святое Воскресение Твое славим», — поют христиане в день Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. Поклоняться Христовой любви — значит и самому стать таким же любящим в нашем земном мире.
- Воздвижение Честнаго и Животворящаго Креста Господня. История праздника
- Поучение в день Воздвижения Креста Господня