Image

Крещение Руси

Автор: Ирина Филиппова

Россия — очень древнее государство. Конечно, ее историю нельзя сравнить со столь впечатляющей и могучей историей таких цивилизаций, как египетская, римская или греческая, но то влияние, которое оказала Россия на мировую историю, сбрасывать со счетов нельзя. Невозможно отрицать и тот факт, что большую часть своей истории Россия прожила как христианское православное государство, свято хранившее, за исключением смутных времен, свои традиции и веру. Отдельные люди склонны отделять историю Православия в России, историю Церкви от собственно исторического развития страны. Однако это не так.

«Историю Русской Церкви невозможно выделить из истории России, как невозможно отделить ее и от византийского источника. Как Православие есть один из главнейших факторов в истории России, так и судьбы России определяют собою судьбу русского Православия. Поэтому всякая оценка или даже простое описание русского церковного пути поневоле включает в себя и определенное отношение к прошлому России».

Протоиерей Александр Шмеман

В.М. Васнецов. «Крещение Руси» (1885-1896) www.art-catalog.ru

Известный русский богослов и историк Церкви Антон Владимирович Карташев в своих «Очерках» сказал, что «мрак скрывает от нас начало исторической жизни русского народа и вместе с тем — начало его знакомства с христианской религией». Однако, сквозь этот мрак до нас дошли летописные своды и предания, которые позволяют нам довольно четко представить себе исторические границы образования и существования русского государства, понять его политический строй и религиозные мировоззрения. Основным историческим источником русские историки считали «Повесть временных лет», написанную иноком Киево-Печерской обители преподобным Нестором. Конечно, ее много критиковали, но, думается, нельзя ожидать достоверной точности от документа, которому 1000 лет: многое исправляется, теряется, стирается, и, в результате, искажается. Главное, что летопись передает сам дух эпохи, характер русских славян, их чаяния, ожидания и стремления.

Богу было угодно, чтобы всю свою жизнь Россия строила на преемственности от Византийской империи, и основой этой преемственности стала православная христианская вера. «Нужно признать, однако, и быстрое усвоение русскими некоторых существенных черт византийского православия: его общего понимания христианской веры, как присутствия Божия среди людей в красоте богослужения и нравственного идеала монашеской духовности» (прот. Иоанн Мейендорф).

Действительно, в русских летописях мы находим неоднократные упоминания о походах русских князей в Византийские земли. Однако, преследуя чисто материальные цели, такие как захват земель и имущества, русские князья и воины становились невольными свидетелями проявления византийского христианства, которое не могло не повлиять на их жизнь. Многие крестились, принося на Русь начала христианской духовности. Именно тогда уже начала зарождаться Русская Православная Церковь.

«В средние века славяне видели в «Царьграде», имперском городе, всеми признаваемый центр мира, источник их христианской идентичности, образец культуры, в соответствии с которым должны были оцениваться и реалии их собственной культуры», — писал протопресвитер Иоанн Мейендорф. Этим объясняется и факт столь успешной проповеди христианства византийскими миссионерами, деятельность которых началась на Руси еще до святого Владимира. О такой христианизации свидетельствуют факты крещения русских князей. В частности, киевские князья Аскольд и Дир первые подпали под влияние православной Греции и подготовили христианству путь в Россию. В 864 году они предприняли набег на Царьград. После усердной молитвы император Михаил III и патриарх Фотий с крестным ходом вынесли на берег Босфора чудотворную ризу Богоматери и погрузили ее в воду. Поднялась буря и стала топить суда руссов; только немногие из варваров возвратились домой. Пораженные чудом, князья просили крещения. По всей вероятности, тогда же крестились многие руссы, в том числе и княжеского рода, потому что после смерти Аскольда на его могиле была возведена церковь святого Николая. Кстати, церкви строились на Руси и во времена последующего правления князей-язычников Олега и Игоря. Во времена правления последнего, в договорах с греками Русь уже разделялась на крещеную и некрещеную.

Наиболее яркой представительницей христианства в дохристианской России была святая благоверная княгиня Ольга, жена рано ушедшего из жизни князя Игоря. Она была матерью сына Игоря — Святослава — и, пока он был во младенчестве, исполняла функции регента — правителя до совершеннолетия наследника. Ольга, будучи варяжкой и язычницей по происхождению, сама пожелала креститься. По мнению профессора П.В. Знаменского, она еще до поездки своей в Константинополь в 957 году была «оглашена евангельским учением от православных пастырей Киева; одного из них, именем Григорий, мы видим даже в числе ее спутников. Крещение ее совершено было патриархом Полиевктом; восприемником был император Константин Багрянородный. С княгиней в Царьграде были ее племянник, многие знатные женщины, служанки, послы, гости, переводчики; многие из них тоже крестились».

Вернувшись в Киев, княгиня Ольга усердно занялась проповедью Христовой веры. Архимандрит Аверкий в своей книге о Крещении Руси приводит следующие слова из Степенной книги: «Многие, дивясь о глаголах ее (Ольги), ихже николиже прежде слышаша, любезно принимали из уст ее Слово Божие — и крестились». Конечно, основной целью Ольги, скорее всего, было Крещение народа на государственном уровне, но ей просто не хватило времени. «Ольге не удалось использовать срок своего регентства для проведения общего Крещения Руси без насилия сверху и революций. Не успев в своем последнем предприятии провести Крещение всего народа под знаком династического союза с Царьградом, Ольга должна была довольствоваться уже тем эволюционным результатом, что самого Святослава, ведомого языческой партией, она воспитала в духе полной терпимости к неограниченному росту христианства в населении» (А.В. Карташев).

Крещение Руси началось с крещения самого князя Владимира. «Повесть временных лет», повествуя о событиях обращения князя, передает нам красочную историю выбора веры. Е. Поселянин так пересказывает это событие: «Тогда к нему собрались проповедники. Из Болгарии пришли магометане, но их обряды не понравились князю. Послам папы он сказал: «Идите обратно; отцы наши не принимали веры от папы». Когда явились иудеи, он спросил, где их отечество. «В Иерусалиме, — ответили они, — но Бог во гневе Своем расточил нас по землям чуждым». «И вы, — сказал тогда Владимир, — дерзаете учить других? Не хотим, подобно вам, лишиться своего отечества». Пришел греческий проповедник. В немногих словах он опроверг другие веры и стал говорить Владимиру о сотворении мира, первом грехопадении и искуплении, Христе и Его учении, и, в заключение, показал картину Страшного Суда с изображением праведных, идущих в рай, и грешных, осужденных на муку. Пораженный Владимир со вздохом сказал: «Благо добродетельным и горе злым!» «Крестись, — отвечал проповедник, — будешь в раю с первыми».

Некоторые церковные историки воспринимают эту часть летописи как позднюю вставку, носящую скорее былинный характер. Но есть и другие мнения. В частности, В.И. Петрушко считает, что этот факт вполне мог иметь место: «В действительности рассказ «Повести временных лет» о выборе веры вовсе не выглядит неправдоподобным. Аналогичные диспуты при дворах средневековых государей происходили нередко. Достаточно вспомнить хотя бы диспут при дворе хазарского кагана, в котором участвовал святой равноапостольный Кирилл. Известны подобные диспуты и при дворах европейских государей. Почему же было не устроить такой диспут при дворе государя Киевской Руси?»

Итак, князь Владимир остановился на Православии. Но, в то же время, он не спешил делать окончательный выбор. Он посылает послов в разные страны для изучения различных религий и вер. Послы побывали на православном богослужении в Константинополе и были очарованы красотой византийской Литургии. По возвращении в Киев они рассказывали, что в греческом храме константинопольской Софии они не знали, где стояли — на небе или на земле: «Мы поехали в греки, — сообщали они, — и греки ввели нас туда, где служат они Богу своему, и не знали — на небе или на земле мы: ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой, и мы не знаем, как рассказать об этом, — знаем мы только, что пребывает там Бог с людьми, и служба их лучше, чем во всех других странах. Не можем мы забыть красоты той…» [«Повесть временных лет»]. Так повлияло на души русских людей церковное искусство. Об этом говорит и протопресвитер Иоанн Мейендорф в своей работе «Рим-Константинополь-Москва». Упоминая и о восхищении послов византийской Литургией, и о речи некоего анонимного греческого философа, которая, по мнению Иоанна Мейендорфа, возымела решающее воздействие на окончательное решение князя Владимира, богослов утверждает, что «летописное повествование об этих событиях… отражает историческую и психологическую реальность — культурное, эстетическое и интеллектуальное восхищение, испытываемое Киевской Русью перед превосходящей ее древностью цивилизацией христианской Византии».

Однако, даже после положительного ответа послов Владимир не спешил принимать крещение. Многие историки утверждают, что первой причиной такого промедления были обострившиеся отношения между Русью и Византией. Владимир идет войной на греков, осаждает крымский форпост Византии Херсонес (Корсунь) и требует в обмен на город руку обещанной ему в жены принцессы Анны. И вот тут-то к русскому князю приходит окончательное вразумление: перед прибытием невесты он ослеп. Царевна, приехав, посоветовала ему немедленно креститься. И, когда он выходил из купели, совершилось чудо: он прозрел душевно и телесно и в восторге воскликнул: «Теперь я увидел Бога истинного!» Пораженные чудом, крестились и русские бояре. Святой Владимир наречен в крещении Василием. Так об этом рассказано в «Повести временных лет».

988 год принято считать годом Крещения Руси. Как же оно происходило? Первым делом Владимир решил окрестить киевлян. Киев был густонаселенным городом, а потому привести всех к крещению было делом нелегким. Сначала князь крестил двенадцать своих сыновей и многих бояр, «потом велел истреблять идолов; Перуна привязали к конскому хвосту и потащили в Днепр, по дороге били его палками. По истреблении идолов духовенство и князь ходили по городу с проповедью. Многие киевляне крестились с радостью; другие не хотели и слушать проповеди; третьи колебались, как колебался прежде и сам князь. Тогда Владимир выдал повеление, чтобы на другой же день все некрещеные явились к реке, а кто не явится, будет противником князю» [«Повесть временных лет»]. Кто не хотел креститься, ушли из Киева. В итоге массовое крещение киевлян все-таки состоялось на реке Почайне, одном из притоков Днепра. Летописец донес до нас слова молитвы, произнесенной Владимиром во время крещения своего народа: «Боже великий, сотворивший небо и землю! Призри на новые люди сия и даждь им, Господи, увидети Тебе, истинного Бога, якоже увидеша страны христианския, и утверди в них веру праву и несовратну».


Последние новости

Православное образование: pro et contra (Телепередача «Дорога к храму»)

В этом выпуске программы расскажем о православной гимназии «София» и о школе святителя Димитрия Ростовского.

Сен 7, 2024

Воскресная школа онлайн. Изучение Священного Писания. Нагорная проповедь. По плодам узнаете их («Изучение Священного Писания», лекция 51)

Заканчиваем цикл лекций, посвященных Нагорной проповеди Иисуса Христа разбором стихов 21-29 7-ой главы Евангелия от Матфея.

Сен 6, 2024

Престольный праздник в Вознесенском храме села Борщево (фоторепортаж)

Престольный праздник в Вознесенском храме села Борщево в фотографиях Галины Акуловой

Сен 6, 2024

Престольный праздник в Вознесенском храме села Борщево г.о. Клин (+фото)

4 сентября 2024 года в Вознесенском храме села Борщево отметили престольный праздник одного из приделов храма, посвященного Грузинской…

Сен 5, 2024
Крещение Руси — Клин православный