Автор: Ирина Филиппова
Беседа со священником Александром Союзовым об оккультизме.
Со времен Адама и Евы, вкусивших по наущению диавола плод познания добра и зла, человечество в основной своей массе живет мыслью использовать это знание в повседневной жизни, то есть стать «как боги» — управлять стихиями, человеческим разумом и эмоциями, предсказывать будущее и т. д. Не имея совершенства в самом себе, в своей душе, человек хочет добиться совершенства и могущества Божества.
В итоге такое страстное желание породило в обществе оккультизм (от лат. Occultus — скрытый, тайный) — учение о тайных знаниях, способе их приобретения и использования. Потеряв со временем истинную связь с Богом, человек не потерял ощущения реального существования потустороннего мира, а значит, и желания общения с этим миром. Однако, одного не учли люди: тот мир, в который они входят, не есть свет и истина, ибо истина может быть только от Бога, и познать ее человек может лишь в случае стремления познать Бога. Все остальное — тьма, наполненная «духами злобы поднебесной», стремящимися увести человека от света, погубить его душу, сделать рабом мнимого всемогущества.
Сегодня проявления «поедания запретного плода» мы можем встретить в нашей повседневной жизни на каждом шагу. Причем оккультизм четко разграничился на две категории: оккультизм для интеллигенции (восточные культы, теософия, антропософия) и оккультизм общий (бабушки-гадалки и целительницы, астрология, хиромантия, увлечение талисманами и амулетами и др.). Каждое из этих направлений имеет свои корни, свое влияние на жизнь людей и последствия этого влияния. Разобраться в этом сложно, поэтому мы и пригласили сегодня для обсуждения данной проблемы священника Александра Союзова.
– Отец Александр, и все-таки, в силу чего оккультизм, фактически, разделился на два направления — интеллектуальное и примитивное?
– Разделение на интеллектуальный и примитивный оккультизм существовало во все времена. Начнем с того, что оккультизм — это искажение духовной жизни. Искажение это появилось тогда, когда люди, вместо того, чтобы вернуться к Богу, начали искать возможность как можно лучше устроиться в этом мире без Бога, так сказать, «осуетились в сердцах своих». Поэтому и стало развиваться язычество, а внутри него появились люди, которым хотелось объяснить сложное устройство мироздания. Основная же масса людей просто желала устроить быт, ничего не изменяя внутри себя: получить помощь в каком-либо деле, навести порчу на своего врага и т. п. Отсюда и разделение. Особенно четко оно прослеживается в индуизме, где существуют так называемые тантрические движения — тантра правой руки и тантра левой руки. В первую, проповедующую якобы светлые идеалы, как правило, входят, возвышенные, интеллектуально одаренные люди. Второе течение — примитивное, явно агрессивное, которое в достижении своих целей не считается ни с какими средствами, вплоть до убийства с применением магических техник. Однако и то и другое — язычество, которое не возвращает человека к Богу, не пытается возвысить человеческую душу, а лишь обустраивает бытие человека в этом мире.
– Почему восточные культы так привлекательны для людей образованных, творческих?
– Восточные культы можно разделить условно на два направления: китайское и индийско-индусское. Китайское направление духовной мысли рассматривает мир, как отображение «небесного Дао», «небесного пути». А поскольку «небесное Дао» совершенно, то и мир оказывается таковым. Отсюда такое любование природой, ее пейзажами, попытка найти в этом отпечаток «Дао совершенного» и через соединение с природой исследовать Дао. Все это для творческих людей очень привлекательно, однако есть одно «но».
Природа после грехопадения человека находится в искаженном состоянии, то есть она далека от совершенства.
Если говорить о индийско-индусской традиции, здесь, с одной стороны, есть четко разработанные аскетические практики, которые позволяют достигать тех или иных состояний сознания: медитации, «выходы из тела», «брожения по иным мирам». Именно этого часто ищут творческие люди, желая принести в мир сверхъестественные впечатления. С другой стороны, имеются и строгие философские школы, которые пытаются объяснить мир, «прояснив» разум человека, также искаженный грехопадением.
Но за этими традициями имеется еще одно, очень привлекающее образованные круги опасное явление — эти культуры предлагают, в первую очередь, четкую методику «самосовершенствования» человека, порой очень льстящую гордыне, особенно творческих людей. Ведь творческая личность зачастую ставит себя вне общего круга людей. Такой человек хочет считать себя генератором мысли, творцом идеи, пастухом над стадом человеческим. Методики восточных культов как раз и воспитывают в людях эту сатанинскую гордыню. И если человек, практикующий восточные традиции, достигает каких-либо высот в аскетике, то он начинает выделять себя из круга людей еще больше, забывая о том, что каждый дар дается от Бога. И если употребить его не во благо, то можно попасть в лапы самого страшного врага человека — гордыни и, значит, стать одиноким.
– Многие увлеченные этим люди говорят, что данное исповедание стимулирует их творчество. Что же происходит на самом деле?
– В определенных кругах творческой интеллигенции очень часто используется тезис: «Красота спасет мир». Но когда Федор Михайлович Достоевский говорил, что «красота спасет мир», он говорил, конечно, о красоте Божественной. Мы знаем то, что «диавол является обезьяной Бога» и всегда любую мудрую фразу передергивает в свою пользу. Понятие красоты сатанизируется, то есть сатанизм облекается в очень красивую оболочку, которая привлекает людей с первого взгляда.
Художественная культура может оказывать огромное влияние на психику человека. Посредством оккультных практик творчество стимулируется, но оно и оказывает серьезное воздействие на людей. Прослушиванием медитативной музыки, рассматриванием медитативных картин, другими зрительными, звуковыми впечатлениями можно буквально подчинить и подавить человека. Например, показать картину, после просмотра которой он будет плохо спать, просыпаться ночью, находиться в подавленном состоянии. Эта картина может запечатлеться у него в мозгу настолько сильно, что в конце концов произойдет расстройство психики. То же можно сказать и в отношении музыки.
– Опасно ли иллюзорное восприятие мира Ричарда Баха и увлечение произведениями этого писателя?
– В свое время произведения этого писателя были мною прочитаны и, в какой-то мере, даже произвели переворот в сознании. Но тогда в этом сознании не было Христа и не было Его Евангелия. И если речь идет о том, что выбрать: Ричарда Баха или Евангелие, то, конечно же, мы должны выбрать Евангелие. Но если человек еще не приступил к Евангелию, если человек еще очень далек от Бога, а таких людей много, и если этот человек искренне ищет истины, то и Ричард Бах, в конце концов, может ему указать на Христа. Ричард Бах в своих произведениях исповедует очень непростой тип религиозного мировоззрения: это своеобразный, почти невозможный синтез буддизма и христианства. С одной стороны, весь мир представляется им как одна некая большая иллюзия, которую нельзя изменить, но можно время от времени подчинять себе. С другой стороны, здесь присутствует искреннее желание человека, исповедующего истинную религию, изменять мир, не соглашаться с миром, какой он есть. То есть, если буддизм в чистом виде предлагает уйти из этого мира, оставить его, то Ричард Бах в своих произведениях предлагает совершенствование личности. Он не соглашается с трагедийностью этого мира, поэтому здесь в Ричарде Бахе просыпается и живет необузданное стремление человека к истине, к возвращению в райское состояние. Все это в гораздо более полной мере дает человеку Православие, поэтому людям, которые уже давно читают Евангелие, которые давно живут церковной жизнью, не стоит тратить время на произведения этого автора.
В итоге может показаться, что мы делим весь мир на хороших христиан и всех остальных — плохих. На самом деле это не так. В любой культуре и в любой традиции существует много мудрого. Но, сталкиваясь с чем-либо, человек всегда должен оставаться в здравом уме и в трезвой памяти, чтобы не обольститься и не попасть под влияние того или иного духа, стоящего за той или иной культурой. Как говорил святой апостол Иоанн Богослов в своих посланиях: «Не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они» (1 Ин. 4, 1), то есть — не обольщайтесь. Если предлагается что-то красиво упакованное, это не значит, что оно полезно для вашей души и вашего здоровья.
– Отец Александр, хотелось бы поговорить и о том виде оккультизма, который мы можем определить как примитивный или бытовой. Одним из переходных этапов от увлечения интеллектуальным оккультизмом к бытовому является занятие восточными единоборствами. Может ли православный христианин заниматься такими видами боевых искусств?
– Когда человек занимается восточными единоборствами, то в определенный момент, чтобы достичь высоких результатов, перед ним ставят задачу — стать единым с боевым духом, отключить сознание, действовать на «автомате». Тогда этот «боевой» дух начинает владеть человеком и превращает его в инструмент, боевое орудие, что может привести к необратимым последствиям. Человек, стремясь удержать боевой дух, становится способен убить другого человека, и ничто уже не может его остановить.
В русской культуре издревле существовали боевые искусства. Они отличались от восточных, в первую очередь, своим духовным содержанием. В Православии есть такая добродетель, как трезвение. Трезвение не в смысле неупотребления алкогольных напитков, а трезвость ума, то есть умение давать объективную оценку происходящему. Так, даже во время поединка православный воин не должен терять головы. Результаты нам известны из истории: достаточно вспомнить русских богатырей, которые выходили один на один с представителями восточных культур и побеждали как в единоборстве, так и в бою «стенка на стенку». Ведь чем отличается мысль восточная, или языческая, от мысли христианской: в христианстве человек воспринимается как самодостаточная бесценная личность, которая стремится к установлению общения с Богом и с другими людьми. В восточной культуре человек не воспринимается как личность, а, в лучшем случае, как частичка мира, задача которой — включиться в общение с окружающими энергиями и стать, по сути дела, безличным исполнителем той или иной воли. Происходит как бы растворение и уничтожение человека. Поэтому православному христианину, если у него есть такое желание, нужно заниматься не восточными единоборствами, а русскими боевыми искусствами, которые сейчас возрождаются.
– Пожалуй, самое популярное сегодня оккультное увлечение — это увлечение гороскопами. Зачастую люди пытаются с помощью звезд устроить свою судьбу, решить семейные вопросы. А на самом деле — о чем «говорят» звезды?
– Астрология — учение о звездах и о том, как звезды влияют на человеческую жизнь, — является очень древним учением. Когда-то из него родилась астрономия. Сегодня астрология является очень популярным видом оккультной деятельности. Например, во Франции по статистике люди на разные астрологические услуги тратят денег больше, чем на здравоохранение. В других странах этот процент также достаточно велик. Насколько же правы люди, увлекающиеся астрологическими предсказаниями? В этом мире Бог наделил человека свободой, благодаря которой он, опираясь на веру, может преодолевать самые сложные препятствия. А если человек пленяется разного рода предсказаниями и прорицаниями, он очень часто отдает себя во власть явлений природы или того духовного мира, который мы называем миром темных сил. И тогда, вычерчивая или вырисовывая всевозможные звездные карты судеб, люди напрямую начинают черпать информацию от ангелов тьмы. Но не будем забывать, что повелителем судеб является Господь, и если человек сопрягает свою волю с Его волей, то он в состоянии преодолеть любое препятствие, в том числе и увиденное астрологами. Проиллюстрирую это примером из жизни древнего святого Агапита Печерского. Один раз он получил прорицание о своей скорой смерти. К нему пришел незадачливый астролог и пообещал, что преподобный Агапит через три дня умрет, на что святой ответил, что нельзя использовать власть предсказывать судьбы, обрекая людей на смерть. Он сказал: «Чтобы доказать, что предсказания твои бессильны, я, вопреки предсказанию, умру через три недели. Если ты скажешь, что я умру через три недели — я умру через три месяца». Правда, конечно, была на стороне святого. И астролог, увидев силу христианского Бога, увидев, что христианский Бог стоит над законами астрологии, принял монашество и отказался от своей оккультной деятельности.
– Другое пристрастие современного человека — так называемые бабушки-целительницы, которые готовы взяться за излечение любой болезни, применяя при этом свечи, молитвы, иконы. Можно ли их деятельность отнести к разряду оккультной?
– Если у бабушки-целительницы в качестве атрибутики на столе будут лежать черепа и кости, то есть предметы явно сатанинские, то к такой бабушке вряд ли кто пойдет лечиться. Поэтому так называемые «целительницы» и обставляют себя иконами, свечами, читают молитвы. Хотя, если анализировать тексты этих молитв, то наряду с именами Спасителя и Божией Матери там будут использоваться заклинания, обращенные к темным силам. Естественно, такое целительство происходит не по благословению Божиему. В языческих культурах во все времена существовали целители. Другое дело — какова цена этого целительства. Современным людям говорить о продаже души диаволу — только вызывать их усмешки, потому что они не знают и не верят, что есть диавол и есть душа.
Для них главное, чтобы исчез серьезный недуг, либо произошло исцеление от страсти пьянства или курения. Недуг, действительно, может пройти, человек может прекратить пить, но цена этого, как правило, — или другая болезнь, или расстройство душевное, появление которого человек обычно не связывает с предыдущем «лечением». Конечно, людям, обращающимся к такого рода «целителям», решать самим, что им дороже — душа или тело. Если человек делает выбор только в пользу тела и ему все равно, что будет с его душой, то это его право. Мы помним рассказ Оноре де Бальзака «Шагреневая кожа» и знаем, что человек, заключающий союз с темной силой, получает от нее «помощь» и поддержку. Но эта «помощь» является палкой о двух концах, так как, приобретая что-то таким образом, человек обязательно теряет что-то более ценное.
– Еще один бич нашего времени — вера в приметы. Причем в приметы верят даже те люди, которые ходят в церковь, считают себя православными. Появился даже целый разряд церковных примет. Как нужно относиться к этому явлению?
– Человек материален и общается с материальным миром. В этом материальном мире он окружен различными предметами, за которыми постоянно наблюдает. Эти наблюдения формируются в устойчивые приметы, и часто человек становится их рабом. Происходит это потому, что вера в приметы бывает у человека сильнее веры в Бога. Отсюда и желание обустроить свою жизнь как какую-то систему видимых явлений, которые указывали бы ему ту или иную дорогу. Поэтому человек очень часто цепляется за какой-то оккультно-бытовой или околоцерковный обряд и, основываясь на нем, строит свою жизнь. Что касается народных примет, связанных с погодой, то их, скорее, надо отнести к разряду метеорологии. Однако сегодня изменилось все, в том числе и климат, и мы видим, что многие приметы уже не сбываются. В заключение можно сказать одно: приметы срабатывают для тех людей, которые находятся у них в плену.
Подводя итог нашей беседы, хотелось бы отметить, что из двух рассмотренных нами течений оккультизма — интеллектуального и бытового, нельзя выделить более или менее опасное. И то и другое в одинаковой мере пагубно, потому что пленяет и разрушает сначала восприятие человеком себя самого, потом восприятие окружающего мира и, в конце концов, приводит к полному пленению человеческой души.