Автор: Протоиерей Борис Балашов
Русская Православная Церковь совершает празднование Казанской иконы Божией Матери 4 ноября (22 октября по старому стилю).
Этот праздник установлен в благодарность Богу и Пресвятой Богородице за избавление Москвы и России от захватчиков — польских интервентов — в 1613 году и прекращение Смутного времени и кровавых междоусобиц на русской земле.
К защите своей святой веры и Отечества призывал православный народ Святейший Патриарх Гермоген, которого поляки посадили в тюрьму. Его грамоты-послания облетели всю Россию. Они призывали русских людей ополчиться на защиту Москвы и Православия от агрессии польского католицизма. Одну из таких грамот Патриарх Гермоген в августе 1611 года направил в Нижний Новгород, призывая «крепко стоять за веру, унимать грабеж, сохранять братство» и спасти Москву. Воззвания читались на сходках и воодушевляли народ. Земский староста Козьма Минин поднял Нижний Новгород на защиту Москвы и Отечества от врагов. За Новгородом поднялась вся русская земля. Собралось ополчение под предводительством князя Пожарского.
Отряды ополченцев из Казани принесли с собой чудотворный образ Казанской Божией Матери. Эта икона стала духовным знаменем ополченцев — освободителей России. Перед выступлением в поход на освобождение Москвы наши благочестивые предки наложили на себя трехдневный пост и обратились к Господу и Пресвятой Богородице, усердно молясь перед Казанским образом Пречистой Девы Марии. Бог услышал молитвы скорбящих о своем Отечестве. В это время в плену у поляков находился греческий митрополит Элассонский Арсений, который по церковным делам приехал в нашу страну. Ему явился в видении преподобный Сергий Радонежский и объявил, что Господь по молитвам Божией Матери и великих российских чудотворцев Петра, Алексия и Ионы на следующий день низложит врагов, а первопрестольный российский град Москву возвратит православным христианам. Во время этого видения архиепископ Арсений исцелился от болезни, которая мучила его в заточении. Через верных людей ему удалось сообщить о видении, известие о нем быстро дошло и до воинов-освободителей. Ободренные ополченцы с молитвами перед Казанской иконой Богородицы приступили к Москве и стали успешно освобождать город от захватчиков. Гетмана Хоткевича с отрядами, шедшими на помощь полякам, прогнали от Москвы. Окружили и взяли в кольцо польские отряды в столице. 22 октября 1613 г. был освобожден Китай-город. Потеряв всякую надежду удержать остальную часть города, поляки сами сдали без боя Кремль и униженно просили у князя Пожарского пощады.
В следующий воскресный день с участием воинов-освободителей был совершен крестный ход с Казанской иконой Божией Матери на Красную площадь к Лобному месту, где состоялся торжественный молебен. А в 1649 году было установлено празднование Казанской иконы Богородицы по всей России. Очень быстро Казанская икона сделалась одной из самых почитаемых святынь русского православного народа. Во всех храмах и во многих православных домах есть списки и копии этого святого образа.
То, что мы сейчас рассказали, это всего лишь внешняя канва событий. За ней есть великая тайна Любви Бога и Пресвятой Богородицы к русской земле и ее православному народу.
На Казанской иконе, написанной по иконописному типу Одигитрии (Путеводительницы), изображены вместе, прижавшись друг к другу, Пресвятая Дева и Ее Божественный Сын Иисус Христос в виде Отрока. Мы видим, с какой любовью Мать и Сын относятся друг к другу.
Православная Церковь с первого века своей истории свято верит, что у Креста на Голгофе Сын Божий Иисус Христос через усыновление Своей Пречистой Матери апостола Иоанна усыновил Ей и всех Своих верных чад — детей Святой Христовой Православной Церкви.
Церковь — семья Христова — это живой организм. Святой апостол Павел уподобляет Церковь человеческому телу, где Иисус Христос — Глава (по-русски «Голова»), а мы — христиане — разные члены и органы этого тела Церкви. В Святой Церкви все подлинные (а не только по имени) христиане находятся в тесной связи со своим Главой — Господом Иисусом Христом. А уже через Него — со всеми остальными членами этого тела Церкви — православными христианами.
Все мы — православные христиане — через Церковь и ее Главу Иисуса Христа являемся друг другу родными во Христе братьями и сестрами. Все мы на Литургии причащаемся святых Тела и Крови Христовых. Когда мы вместе соединены одним духом и одной любовью, с нами пребывает Бог.
В Смутное время неоднократно собирались народные ополчения, были попытки освободить столицу и Русскую землю от захватчиков. Но это не удавалось. Мешали вполне объективные причины — разномыслия людей по государственным и иным вопросам. Даже любовь к Отечеству не смогла объединить разных людей в один крепкий и боевой отряд. Дело освобождения страны сдвинулось с места только тогда, когда Минин и Пожарский по благословению скончавшегося в темнице Патриарха Гермогена стали собирать новое ополчение с крепкой верой Богу и молитвой. Именно тогда, когда православные люди — члены Святой Православной Церкви — осознали себя родными во Христе братьями и сестрами, с молитвой, постом и покаянием испросили у Господа и у Его Пречистой Матери благословение на ратный подвиг и, тем самым, соединились в одну духовную семью, только тогда была одержана решительная победа над врагами…
Православные христиане, соединенные единой верой и братской любовью, являются подлинно Телом Христовым. Поэтому в них во всей полноте может быть действенной Материнская любовь и забота Пресвятой Богородицы. И тогда становится возможным одерживать великие победы и решать, казалось бы, неразрешимые проблемы.
Наши предки умели соединяться вместе друг с другом через Христа и Его Церковь и побеждать. Тем более, что Первой Помощницей в этом является Пресвятая Дева. Это было раньше, это нужно и теперь. Христос — Тот же, Церковь — Та же, Пречистая Богородица — Та же. А Ее святые образы, в том числе и Казанская икона, — символ и помощь нам в добрых делах. Поэтому нам следует учиться у наших благочестивых предков и строить свое единство друг с другом через Любовь Христа и Его Пречистой Матери. Тогда никто не одолеет нас.