В ожидании Рождества

Автор: протоиерей Борис Балашов

                              В.А. Макаров. «Морозное утро». 1999 г.

Бог сотворил мир прекрасным. Вершиной всего сотворенного был человек — образ Божий. Райское состояние для человека естественно. Когда его нет — человеку плохо, он тоскует о потерянном Рае. В грехопадении не Бог отвернулся от человека, а сам человек по своей собственной воле избрал жизнь без Бога, предал любящего Бога и Отца. Бог всегда любил и любит Свое высшее творение. Отношения взаимного доверия и любви разрушены со стороны человека, следовательно, со стороны человека и должны быть восстановлены. Но природа человека искажена, сам он стал рабом греха и не в состоянии восстановить эти отношения. Вспомним, как часто у нас не хватает сил, чтобы восстановить прекрасные человеческие отношения, которые мы сами же и разрушаем. Более того, сделав ближнему гадость, мы обычно начинаем себя оправдывать, а про обиженного нами — думать все хуже и хуже, как бы мотивируя задним числом свой неблаговидный поступок.

Человек, искаженный грехом, смотрел на Бога уже грешными глазами и не мог, а может, и побоялся употребить силы для лечения своей поруганной предательством любви.

Бог наделил человека, в отличие от животных, даром свободы воли. Это был, можно сказать, риск со стороны Бога, но без свободы невозможна любовь. Бог есть Любовь, и человек, как образ, портрет Божий, по замыслу творца должен был стать таким же, как Бог — чтобы и про человека можно было бы твердо сказать, что он есть любовь. Любить нельзя заставить, в любви может быть только добровольный выбор. Идя на этот риск, даруя свободу человеку, Бог дает ему возможность реального выбора жизненного пути. Человек, зачастую, как блудный сын в евангельской притче, считает правильным идти по жизни самому, без Бога, по тому пути, где Бога нет, где человек сам себя делает богом с маленькой буквы: «Все во благо человека, все во имя его». При этом забывается, что самым драгоценным в человеке является его бессмертная душа. А когда о душе и о вечной жизни не вспоминаешь, то главным становится забота о теле, то есть человек становится лишь телесным существом, потребляющим земные блага.

На этом пути в поисках истины и настоящего счастья тысячелетиями метался человек. Все было опробовано: магия, разврат, роскошь, пресыщение земными благами, искусство, труд ради самого труда. Но ничто не давало сердцу покоя, ничто не приносило безмятежного и крепкого счастья. Поняв, что он в жизненном тупике, человек стал разными путями искать истину, порой ценой больших ошибок. И именно в этом поиске он и обрел Того, Кто уже давно ищет его самого, просит откликнуться на Свой призыв отеческой любви.

Древние христиане в символической живописи изображали Иисуса Христа в образе легендарного героя Орфея, который своей великолепной игрой на лире умирял всех, даже злых и хищных животных, и все они собирались к его ногам. Спаситель — Пастырь Добрый, Который оставляет Свое большое стадо и идет искать отбившуюся овечку, которую в горах похитил лютый хищник. Отбив у врага найденную овцу, Он на Своих плечах несет ее домой. Отбившаяся овечка — это человек, а хищник — диавол. Только вернувшись к Богу, человек обретет свободу, свободу жить вечно, в нескончаемой радости, согревая Божией любовью свою земную любовь.

Чтобы вернуть человека к его призванию и настоящей свободе, Бог замыслил Сам стать человеком, чтобы люди в Нем увидели Бога и поняли Его, чтобы их сердца услышали дивную музыку Божией ласки и любви. Только тогда человек, осознав свое безумное блуждание в мире греха, сможет вернуться в дом своего Отца как родной сын. Совершить это нужно, живя на земле, пока есть возможность что-то изменить в своей жизни.

В течение тысячелетий человеческой истории Бог подготавливал мир к принятию Спасителя. Сын Божий мог стать человеком, лишь родившись от земной матери. Он идет на землю не для того, чтобы Ему служили люди, а для того, чтобы Самому послужить им. Он смиряется, уничижая Свою славу и достоинство. Даже родился Он не в царском дворце, а в хлеву!

И когда Богочеловек был еще Младенцем грудного возраста, враги, для которых Бог был и всегда будет помехой в жизни, уже искали Его погибели.

Мы, христиане, празднуем Рождество Христа Спасителя и как событие всемирно-историческое: Творец стал творением, чтобы спасти людей от бессмыслицы жизни, греха и смерти; и как событие сугубо личное: рождение Христа в глубине собственного сердца, когда душа и тело наши становятся храмом живущего в нас Бога. Тогда наша жизнь начинает наполняться небесным светом и Христовой любовью, в сердце начинает звучать дивная музыка Небесного Царства. И пусть даже по нашей слабости и немощи этот прекрасный голос в душе мы заглушаем суетой и мелочностью жизни, тем не менее, мы верим и знаем, что Бог нас ждет и любит. Христианин об этой любви узнает не только из книг и церковного богослужения. Собственно, и христианином человек становится не тогда, когда поймет слова Христовы, а когда на них трепетно отзовется его собственное сердце.

Иисус Христос родился в стойле для скота. Не брезгует Он и нашей грязи, грязи человеческого греха. И как родная мать с любовью умоет запачкавшееся дитя, так с отеческой любовью Христос Спаситель идет в грязную человеческую душу, чтобы отмыть ее от греха и из грязного сарая сделать святой, прекрасный храм. Христос хочет и готов это сделать, но дверь в человеческое сердце открывается только изнутри. Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему и буду вечерять с ним, и он со Мною (Откр. 3, 20), — слышим мы слова Богочеловека в Священном Писании. Вечеря — праздничный ужин. Ведь в душе наступает праздник, когда туда приходит Иисус Христос. И наша задача — открыть дверь и услышать призывный стук Спасителя в сердце человека.

Наступает Рождественский пост. Это время духовной подготовки к великому празднику, такой подготовки, чтобы от встречи с Богомладенцем радостно запела наша душа и обновилась наша жизнь. Когда мы ждем дорогого гостя, мы комнату свою выметем и приберем. Также и ожидая Рождения Иисуса Христа в нашем сердце, мы должны душу свою очистить покаянием и делами любви: примириться с близкими, помочь нуждающимся, напитать душу Словом Божиим и Святым Причащением. Это нужно для того, чтобы Христос увидел, что мы Его ждем, и дверь нашего сердца для Него открыта. Тогда радость Встречи со Спасителем будет взаимной. Это мы знаем и свято в это верим.

Фото: Татьяна Балашова


Читайте также:

Последние новости

День трезвости в Клинском благочинии

11 сентября, в день памяти Усекновения главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, в храмах Клинского благочиния после…

Сен 14, 2024

Православное образование: pro et contra (Телепередача «Дорога к храму»)

В новом выпуске программы «Дорога к храму» поговорим о православном школьном образовании. Гости студии: благочинный церквей Клинского округа…

Сен 7, 2024

Нагорная проповедь. По плодам узнаете их (Воскресная школа онлайн, «Изучение Священного Писания», лекция 51)

Продолжаем публикацию занятий во взрослой группе воскресной школы при Скорбященском храме г. Клина по курсу протоиерея Бориса Балашова…

Сен 6, 2024

Престольный праздник в Вознесенском храме села Борщево (фоторепортаж)

4 сентября 2024 года в Вознесенском храме села Борщево отметили престольный праздник. Предлагаем вашему вниманию фоторепортаж Галины Акуловой.…

Сен 6, 2024
 
В ожидании Рождества — Клин православный