Автор: протоиерей Борис Балашов
Бог сотворил мир прекрасным. Вершиной всего сотворенного был человек — образ Божий. Райское состояние для человека естественно. Когда его нет — человеку плохо, он тоскует о потерянном Рае. В грехопадении не Бог отвернулся от человека, а сам человек по своей собственной воле избрал жизнь без Бога, предал любящего Бога и Отца. Бог всегда любил и любит Свое высшее творение. Отношения взаимного доверия и любви разрушены со стороны человека, следовательно, со стороны человека и должны быть восстановлены. Но природа человека искажена, сам он стал рабом греха и не в состоянии восстановить эти отношения. Вспомним, как часто у нас не хватает сил, чтобы восстановить прекрасные человеческие отношения, которые мы сами же и разрушаем. Более того, сделав ближнему гадость, мы обычно начинаем себя оправдывать, а про обиженного нами — думать все хуже и хуже, как бы мотивируя задним числом свой неблаговидный поступок.
Человек, искаженный грехом, смотрел на Бога уже грешными глазами и не мог, а может, и побоялся употребить силы для лечения своей поруганной предательством любви.
Бог наделил человека, в отличие от животных, даром свободы воли. Это был, можно сказать, риск со стороны Бога, но без свободы невозможна любовь. Бог есть Любовь, и человек, как образ, портрет Божий, по замыслу творца должен был стать таким же, как Бог — чтобы и про человека можно было бы твердо сказать, что он есть любовь. Любить нельзя заставить, в любви может быть только добровольный выбор. Идя на этот риск, даруя свободу человеку, Бог дает ему возможность реального выбора жизненного пути. Человек, зачастую, как блудный сын в евангельской притче, считает правильным идти по жизни самому, без Бога, по тому пути, где Бога нет, где человек сам себя делает богом с маленькой буквы: «Все во благо человека, все во имя его». При этом забывается, что самым драгоценным в человеке является его бессмертная душа. А когда о душе и о вечной жизни не вспоминаешь, то главным становится забота о теле, то есть человек становится лишь телесным существом, потребляющим земные блага.
На этом пути в поисках истины и настоящего счастья тысячелетиями метался человек. Все было опробовано: магия, разврат, роскошь, пресыщение земными благами, искусство, труд ради самого труда. Но ничто не давало сердцу покоя, ничто не приносило безмятежного и крепкого счастья. Поняв, что он в жизненном тупике, человек стал разными путями искать истину, порой ценой больших ошибок. И именно в этом поиске он и обрел Того, Кто уже давно ищет его самого, просит откликнуться на Свой призыв отеческой любви.
Древние христиане в символической живописи изображали Иисуса Христа в образе легендарного героя Орфея, который своей великолепной игрой на лире умирял всех, даже злых и хищных животных, и все они собирались к его ногам. Спаситель — Пастырь Добрый, Который оставляет Свое большое стадо и идет искать отбившуюся овечку, которую в горах похитил лютый хищник. Отбив у врага найденную овцу, Он на Своих плечах несет ее домой. Отбившаяся овечка — это человек, а хищник — диавол. Только вернувшись к Богу, человек обретет свободу, свободу жить вечно, в нескончаемой радости, согревая Божией любовью свою земную любовь.
Чтобы вернуть человека к его призванию и настоящей свободе, Бог замыслил Сам стать человеком, чтобы люди в Нем увидели Бога и поняли Его, чтобы их сердца услышали дивную музыку Божией ласки и любви. Только тогда человек, осознав свое безумное блуждание в мире греха, сможет вернуться в дом своего Отца как родной сын. Совершить это нужно, живя на земле, пока есть возможность что-то изменить в своей жизни.
В течение тысячелетий человеческой истории Бог подготавливал мир к принятию Спасителя. Сын Божий мог стать человеком, лишь родившись от земной матери. Он идет на землю не для того, чтобы Ему служили люди, а для того, чтобы Самому послужить им. Он смиряется, уничижая Свою славу и достоинство. Даже родился Он не в царском дворце, а в хлеву!
И когда Богочеловек был еще Младенцем грудного возраста, враги, для которых Бог был и всегда будет помехой в жизни, уже искали Его погибели.
Мы, христиане, празднуем Рождество Христа Спасителя и как событие всемирно-историческое: Творец стал творением, чтобы спасти людей от бессмыслицы жизни, греха и смерти; и как событие сугубо личное: рождение Христа в глубине собственного сердца, когда душа и тело наши становятся храмом живущего в нас Бога. Тогда наша жизнь начинает наполняться небесным светом и Христовой любовью, в сердце начинает звучать дивная музыка Небесного Царства. И пусть даже по нашей слабости и немощи этот прекрасный голос в душе мы заглушаем суетой и мелочностью жизни, тем не менее, мы верим и знаем, что Бог нас ждет и любит. Христианин об этой любви узнает не только из книг и церковного богослужения. Собственно, и христианином человек становится не тогда, когда поймет слова Христовы, а когда на них трепетно отзовется его собственное сердце.
Иисус Христос родился в стойле для скота. Не брезгует Он и нашей грязи, грязи человеческого греха. И как родная мать с любовью умоет запачкавшееся дитя, так с отеческой любовью Христос Спаситель идет в грязную человеческую душу, чтобы отмыть ее от греха и из грязного сарая сделать святой, прекрасный храм. Христос хочет и готов это сделать, но дверь в человеческое сердце открывается только изнутри. Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему и буду вечерять с ним, и он со Мною (Откр. 3, 20), — слышим мы слова Богочеловека в Священном Писании. Вечеря — праздничный ужин. Ведь в душе наступает праздник, когда туда приходит Иисус Христос. И наша задача — открыть дверь и услышать призывный стук Спасителя в сердце человека.
Наступает Рождественский пост. Это время духовной подготовки к великому празднику, такой подготовки, чтобы от встречи с Богомладенцем радостно запела наша душа и обновилась наша жизнь. Когда мы ждем дорогого гостя, мы комнату свою выметем и приберем. Также и ожидая Рождения Иисуса Христа в нашем сердце, мы должны душу свою очистить покаянием и делами любви: примириться с близкими, помочь нуждающимся, напитать душу Словом Божиим и Святым Причащением. Это нужно для того, чтобы Христос увидел, что мы Его ждем, и дверь нашего сердца для Него открыта. Тогда радость Встречи со Спасителем будет взаимной. Это мы знаем и свято в это верим.
Фото: Татьяна Балашова