Image

4 декабря — Введение во храм Пресвятой Богородицы

Автор: протоиерей Борис Балашов

Благочестивые родители Пресвятой Богородицы Иоаким и Анна на старости лет получили исполнение своих молитв — у них родилась Дочь Мария. И вот, самое дорогое, что у них было, — свое долгожданное Дитя — они решили посвятить Богу.

Дева Мария три года воспитывалась родителями, а затем по их обету (то есть по обещанию, данному родителями Богу) Ее отдали в Иерусалимский храм, где такие девочки могли жить до четырнадцати лет. За те три года, которые Мария прожила со Своими родителями, Иоаким и Анна смогли привить Ей такую любовь и доверие к Богу, что трехлетняя девочка спокойно оставила родителей и Сама пошла в храм. Родители и девушки с зажженными свечами сопровождали Ее до храмового порога.

В храм вела лестница из пятнадцати больших ступеней. Когда трехлетнее Дитя поставили на первую ступень, ведущую в храм, Она, как на крыльях, быстро поднялась по всем пятнадцати ступеням, потому что Ее душа стремилась к Богу. По преданию к святыням храма Ее ввел сам первосвященник (то есть священнослужитель, возглавлявший службу в храме).

Всем нам хорошо известно, что малыш может остаться лишь с тем человеком, которого хорошо знает и кому доверяет. Чаще всего это мама, папа, бабушка, дедушка или другой родной, близкий человек. А для маленькой Марии близким стал Сам Бог и Его храм.

Живя при храме, Она училась читать, писать, изучала Священное Писание, занималась рукоделием, выполняла разные работы по храму. Там же Она училась углубляться в молитву, там же постигла тайну общения с Богом. Так проходила Ее жизнь лет до четырнадцати.

Когда престарелые родители умерли, Девочка осталась круглой сиротой. Но у Бога сирот нет. Любящий Бог заменил для Девы Марии отца и мать, а храм стал родным домом.

В честь события, когда Иоаким и Анна исполнили свое обещание Богу, приведя в храм Божий свое Дитя, Церковью установлен праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы. Этот праздник великий, двунадесятый. Он отмечается 4 декабря по новому стилю или 21 ноября по старому.

В тропаре праздника Церковь воспевает: «Днесь благоволения Божия предображение, и человеков спасение проповедание, в храме Божии ясно Дево является, и Христа всем предвозвещает, Той и мы велегласно возопиим: радуйся, смотрения Зиждителева исполнение».

На русский язык этот тропарь можно перевести так: «Сегодня начинает приоткрываться любовь Божия и возвещает спасение людей; в храм Божий приходит чистая Дева и всем возвещает будущее пришествие Христа. И мы громко будем Ей восклицать: радуйся, замысла (плана) Создателя о спасении исполнение».

Слово «днесь» происходит от слова «день». Оно означает «сегодня». Но ведь событие Введения во храм Девы Марии произошло очень давно, более двух тысяч лет назад. А теперь Пресвятая Богородица обитает в вечном мире Славы Божией. Почему же мы поем в молитве «сегодня»?

Православная Церковь связывает мир временный, земной с миром вечности. В нашем богослужении мы соприкасаемся с вечностью и становимся духовными участниками священных событий. Мы не только вспоминаем их, но и духовно, по милости Божией, участвуем в них.

Слово «благоволение» происходит от слов «благий», то есть «добрый» или «любящий», и «воля». На русский его можно перевести как «святая воля» или еще, в данном случае, как «любовь».

Очень трудно понимаются слова: «смотрения Зиждителева исполнение». Слово «смотрение» означает «чертеж», «проект» или «план» строительства дома. В него внимательно смотрят при строительстве и строят в соответствии с этим проектом. План спасения людей — «смотрение» — продуман Создателем, по-славянски — «Зиждителем». Это слово родственно слову «созидать» или «строить».

Богородица приходит на четвертом году Своей жизни в храм Божий, чтобы там духовно созреть и возрасти до такой нравственной высоты, что Творец сможет доверить Ей стать земной Матерью Божиего Сына. Это событие подготавливает воплощение Бога Сына, пришедшего спасти нас от греха и смерти. По этой причине, начиная с праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы, в храмах поют некоторые рождественские песнопения, а именно — рождественские ирмосы: «Христос раждается, славите. Христос с небес, срящите. Христос на земли, возноситеся. Пойте Господеви вся земля, и веселием воспойте, людие, яко прославися». По-русски этот ирмос можно перевести так: «Христос рождается — славьте! Христос с небес — встречайте! Христос на земле — возноситесь! Пой Господу, вся земля, и с веселием воспойте, люди, ибо Он прославился».

Храм, в который вступает юная Дева Мария, есть место особого присутствия Божия.

Праздничная стихира передает напутствие праведной Анны своей трехлетней Дочери: «Вниди в невходимая», — то есть войди туда, куда не ведет ни одна дверь, — в таинственную глубину жизни любящей души с Любящим Богом.

Само слово «вера» в житейском смысле означает не только веру в существование кого-то, но и веру как полное доверие кому-то. Так же и в отношениях человека с Богом. На примере праведных Иоакима и Анны мы можем увидеть, как они с верой Богу шли по жизни и какой дивный плод для судеб всех людей принесла их вера — они дали миру Матерь Божию.

Когда Пресвятой Деве пошел четвертый годик, а родители были уже старыми, они не поколебались вверить свое Дитя в руки Божии, так как ни на минуту не сомневались в промысле Божием о каждом человеке.

Сама трехлетняя Отроковица, нисколько не боясь, уходила от родителей, казалось бы, в неизвестность. Но если человек доверяет Богу и строит с Ним живую связь веры, то никакие испытания и трудности не страшны.

«Ну, то когда было, — могут возразить мне. — Сейчас все по-другому. Мы живем в трудную эпоху, наполненную разными испытаниями, экономическими и политическими проблемами! Разные опасности угрожают нам, кажется, со всех сторон». Да ведь дело-то не в трудностях, а в том, есть ли в нашей жизни Бог как верный Друг и Любящий Отец?

Если у нас есть действительно искреннее общение с Богом, нам никто не страшен и ничто не страшно, даже смерть. С Богом все трудности и опасности преодолимы. Поэтому не давайте возможности запугать себя угрозами грядущих испытаний. Боящийся человек не доверяет Богу, а, значит — удаляется от Его помощи. Когда трудно, надо как можно ближе прижаться с доверием и любовью к нашему Спасителю и усердно исполнять Его волю. Это мы ясно видим на примере Пресвятой Богородицы и Ее праведных родителей.

Крайне важно не только самим приобщаться к духовному опыту Православной Церкви, но и вводить в этот таинственный мир веры наших детей и внуков. Это очень поможет нам всем в преодолении испытаний. Еще раз вспомним о том, какой прекрасный плод принесла вера Иоакима и Анны — Матерь Божию, соединившую Небо и землю!


Последние новости

Православное образование: pro et contra (Телепередача «Дорога к храму»)

Автор: Инга Филиппова» В новом выпуске программы «Дорога к храму» поговорим о православном школьном образовании. В Клинском округе…

Сен 7, 2024

Воскресная школа онлайн. Изучение Священного Писания. Нагорная проповедь. По плодам узнаете их («Изучение Священного Писания», лекция 51)

Автор: Инга Филиппова Продолжаем публикацию занятий во взрослой группе воскресной школы по курсу протоиерея Бориса Балашова «Изучение Священного…

Сен 6, 2024

Престольный праздник в Вознесенском храме села Борщево г.о. Клин (+фото)

Автор: протоиерей Евгений Мальков 4 сентября 2024 года в Вознесенском храме села Борщево отметили престольный праздник одного из…

Сен 5, 2024
4 декабря — Введение во храм Пресвятой Богородицы — Клин православный