Image

Женщина в семье и обществе

Автор: протоиерей Борис Балашов

                           Фото: Татьяна Балашова

В Православной Церкви женскому служению Богу и людям посвящается третье воскресенье по Пасхе — святых жен-мироносиц.

Cлужение это проходит в семье и в обществе. Семья — Божие установление. В Священном Писании Ветхого Завета говорится: И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их (Быт. 1, 27). Так в русском тексте Библии, но если обратиться к языку оригинала, то смысл будет несколько другой. В буквальном переводе с еврейского текста получается так: «Сотворил Бог человека… мужчиной и женщиной сотворил его». По-русски это не вполне благозвучно, но понять, о чем здесь идет речь, очень важно. Мужчина и женщина — это разные стороны одного духовно-телесного существа — человека. И далее читаем: И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею (Быт. 1, 28). Размножение людей благословляется именно в райском состоянии.

Мужчина и женщина в равной мере обладают человеческим достоинством. Имя «человек» Бог дает им обоим, к обоим относится и Божие благословение. Такова первая истина. Вторая истина состоит в том, что все люди рождаются по одному образу и подобию, то есть они равны. Эти истины будут потом торжественно подтверждаться и Самим Иисусом Христом в беседе с иудеями: Не читали ли вы, что Сотворивший в начале мужчину и женщину сотворил их? (Мф. 19, 4).

Человек есть образ и подобие Творца, ему предназначено войти в единение с Первообразом. Таков общий смысл всех библейских текстов о сотворении и назначении человека.

Но вот, в результате грехопадения, райское состояние потеряно, однако данную людям заповедь Бог не отменил. Так в чем же она теперь может выражаться? — В том же: возделывать рай в душе, в семье, вокруг себя, созидать отношения и совершать действия, соответствующие Божией воле и заданной Творцом цели — уподоблению Богу. Не только созидать, но и охранять и беречь все то, что носит на себе печать Божией любви.

В райском состоянии человеку было очень хорошо: мир и любовь с Богом, полная гармония с окружающим миром, райская красота. Казалось бы, ни в чем нет недостатка. И как странно звучат Божии слова: Не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему (Быт. 2, 18). И далее снова повторяется эта мысль: И нарек человек имена всем скотам и птицам… но для человека не нашлось помощника, подобного ему (Быт. 2, 20).

Зачем человеку нужен помощник, тот, который делал бы с ним одно дело? Для какого дела? Слово «соответственный» буквально на еврейском языке означает: находящийся «перед ним», «стоящий напротив него». Возьмем пример: если два человека вместе несут стиральную машину, то кто кому помогает? Они помогают друг другу делать одно дело. Но мы нередко слышим хор голосов, говорящих, что главное назначение женщины — продолжение рода. Однако если человек в райском состоянии был бессмертным, вкушая плоды «дерева жизни» (см. Быт. 2, 7; 3, 23), то продолжение человеческой жизни в детях, в потомках не было тогда актуальным. Так для чего же нужно человеку не быть одному?

Обратимся к словам святого апостола Иоанна: Кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? (1 Ин. 4, 20). Возлюбленные! будем любить друг друга, потому что любовь от Бога, и всякий любящий рожден от Бога и знает Бога. Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь (1 Ин. 4, 7-8).

Только любовь человека к другому человеку может сделать его добрее и возвышеннее. Человек есть образ Божий, и, учась любить этот образ в другой личности, можно возрастать в любви к Творцу. Адаму нужно было дорасти до того, чтобы стать подобным Богу в любви. Помочь в этом могли только другие люди. Подобным и соответственным человеку мог быть только другой человек. В духовном совершенствовании только люди могут помочь людям. Согретые любовью ум, сердце, все чувства и силы человека могут достигать своего наивысшего совершенства.

Бог творит человека — мужчину и женщину, — чтобы человек в духовном росте и любви смог уподобиться Богу.

Помощница — значит сотрудница. Помощник, помощница в христианском понимании — это друг, делающий с тобой общее дело.

Сотворение женщины во 2-й главе Бытия изображается символически, как бы во время сна: И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребер его, и закрыл то место плотию. И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку (Быт. 2, 21-22).

Слово «цела», переведенное на русский язык как «ребро», в еврейском языке имеет разные значения: ребро, грань, бок, половина чего-либо. В данном контексте это слово следует понимать как половину или иную грань бытия человека. Женщина — половина Адама и половина всего человеческого рода. Ребро чувствует каждое биение близкого ему сердца. Ребро — это и еще более развитая у женщины, по сравнению с мужчиной, эмоциональная сфера.

В литературе, в поэзии, в песнях мы можем услышать великолепные оценки женщины. Воспевают глаза, волосы, губы, талию и т. д. Однако обычно восхищаются лишь чем-то в женщине. В связи с этим будет интересно услышать оценку женщины мужчиной в райском состоянии: Вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа [своего](Быт. 2, 23). Смысл этих слов такой: «Жена — это я сам, это органичная часть меня самого». Это первая и лучшая песнь любви!

Жена дана человеку Богом, т. е. она есть нечто священное для мужчины. Она приведена к мужу одна, и в этом ясное утверждение моногамии. На основании этого Откровение Божие — Священное Писание — утверждает: Оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут [два] одна плоть (Быт. 2, 24). Одна плоть — это живой организм, независимо от того, какой жизнью он живет: возвышенной или низменной.

Жизнь человека в раю мыслилась Творцом как гармоничное единение мужского и женского пола (половин). Ни мужчина, ни женщина не имеют сами в себе полноты бытия. Брак установлен в раю, это благословение любви двух душ, двух жизней. Образ Божий в человеке виден в красоте человеческой души, совершенстве тела, возможности творчества, любви, духовном возрастании и во многом другом… И ещё в одном — в том, что человек — существо соборное. Бог есть Святая Троица — Бог Отец, Бог Сын, Бог Святой Дух. И человек замыслен таким, что полноту бытия он обретает в соборности, когда люди соединяются в одну семью, в одну жизнь, в одну судьбу, чтобы составить единство по образу Святой Троицы.

Совершенно естественно, что семейное служение женщины, в том числе и воспитание детей, является существенной частью ее призвания.

В состоянии мира согрешившего особенно важно побеждать зло и грех и стремиться к духовному возрастанию. Это возможно только тогда, когда люди учатся любить и отдают свои силы тем, кого они любят. Способность женщины любить мужа и детей, действительно, совершает чудеса. Кем был бы Пушкин без Арины Родионовны? Этой теме — любви женщины к детям — посвящена одна интересная книга, вышедшая сто лет назад: «Матери великих людей». Название говорит само за себя.

Женщины и мужчины — разные по своему устроению физическому и душевному, но они соответствуют друг другу и друг друга дополняют, и, конечно, они равны перед Богом.

Женщины трудятся в разных сферах общества и добиваются высоких результатов. А по таланту и мастерству в работе с людьми женщинам вообще нет равных. Без них невозможно представить себе такие сферы деятельности, как образование и медицина. Они почти целиком легли на женские плечи.

В деле самом драгоценном — служении Богу на пути святости — роль женщины особая. У Креста Христова, в самое тяжелое время для Спасителя и Его учеников, были Его Мать и Его ученицы-женщины, а из апостолов — только Иоанн. Первыми о Воскресении Христа узнали жены-мироносицы и возвестили эту весть апостолам. А Своей святостью Божия Матерь превзошла не только всех людей, но и Ангелов.

Труд и любовь женщин сохранили Православную Церковь в годы коммунистического лихолетья.

Чтение и пение на богослужениях, чистота в храмах, труд по воспитанию детей в вере дома, в воскресных школах и православных гимназиях — все это, в основном, делают женщины.

Как важно в наше духовно тяжелое время, чтобы женщины обращались со всей искренностью и горячностью своих сердец ко Христовой вере, чтобы с Божией помощью совершали героический труд по спасению наших детей и семей, да и всего Отечества в целом!

Без веры и любви побеждать зло невозможно. Но Христос Воскрес, а значит вместе с Ним любая победа становится возможной. Христос Воскресе!


Последние новости

Православное образование: pro et contra (Телепередача «Дорога к храму»)

В этом выпуске программы расскажем о православной гимназии «София» и о школе святителя Димитрия Ростовского.

Сен 7, 2024

Воскресная школа онлайн. Изучение Священного Писания. Нагорная проповедь. По плодам узнаете их («Изучение Священного Писания», лекция 51)

Заканчиваем цикл лекций, посвященных Нагорной проповеди Иисуса Христа разбором стихов 21-29 7-ой главы Евангелия от Матфея.

Сен 6, 2024

Престольный праздник в Вознесенском храме села Борщево (фоторепортаж)

Престольный праздник в Вознесенском храме села Борщево в фотографиях Галины Акуловой

Сен 6, 2024

Престольный праздник в Вознесенском храме села Борщево г.о. Клин (+фото)

4 сентября 2024 года в Вознесенском храме села Борщево отметили престольный праздник одного из приделов храма, посвященного Грузинской…

Сен 5, 2024
Женщина в семье и обществе — Клин православный