Автор: протоиерей Алексий Тюков
Является ли грехом обращение к бабушке-целительнице, чтобы снять сглаз, если она снимает его молитвами?
С точки зрения христианства, грех часто рассматривается как промах — промах мимо цели. Каждый человек, живущий в этом мире, стремится к радости, к счастью, к здравию, но далеко не каждый находит тот прямой путь, который ведет к тем благим целям. Господь наш Иисус Христос в Священном Писании подает нам те ориентиры, руководствуясь которыми мы можем достигнуть этих целей.
Часто человек по своей духовной неграмотности не задумывается над теми вопросами, над которыми следует очень серьезно и глубоко поразмыслить. Когда мы говорим о традиционной медицине, о хирургических вмешательствах, например, мы ведь не пойдем к какому-то дилетанту, живущему по соседству с нами, чтобы он сделал нам операцию в домашних условиях. У нас хватает благоразумия не поступать таким образом. Но, если мы говорим о духовных практиках, человек здесь, к сожалению, оказывается более легкомысленным и нередко считает нормальным доверить любому встречному воздействие на свое подсознание, воздействие на свою жизнь.
Несомненно, как ранее, так и сейчас очень много всевозможных так называемых целителей, бабок, колдунов, магов, экстрасенсов, биоэнергетиков и т.д. Называют они себя по-разному, но их оккультное воздействие однозначно негативно сказывается на человеческой личности. Понятия «сглаза» и «порчи» — нецерковные понятия. К христианской вере они не относятся, это суеверия, то есть вера суетная, не приносящая истинную пользу душе человека. Это своего рода духовная болезнь. Где оскудевает духовное знание о вере и истинной жизни, там появляется суеверие. Да, несомненно, связь с темными бесовскими силами в виде колдовства, ворожбы, заговоров, целительства существует с давних времен и отрицать ее не стоит. Но мы должны помнить, что ни колдун, ни кто-либо из людей не может оказать влияние на нас без попущения Божия, которое всегда имеет вполне конкретную цель: укрепление человека в вере и осознание человеком того, что только Сам Бог — наш единственный заступник. Действительно, иногда бывает так, что человек может ощутить некую мнимую помощь после обращения ко всякого рода целителям, но подлинного решения своей проблемы, подлинного исцеления человек здесь получить не может. Болезнь загоняется внутрь и проявится с удвоенной силой вскоре либо болезнями других органов, либо какими-то духовными проблемами.
К сожалению, многие недостаточно церковные люди не понимают смысла и значения молитвы, и поэтому из их уст можно услышать, что, дескать, целители лечат молитвами, снимают порчу и сглаз молитвами. Нельзя лечить молитвами, нельзя что-то снять молитвами. Молитва — это обращение к Богу, к святым. Нельзя лечить обращением или что-то снять обращением. Молитва — это монолог нашей души, обращенной к Создателю, обращенной к нашим старшим братьям и сестрам, которые жили раньше нас, которые любили Бога и ближнего, которые помогали в течение всей своей земной жизни людям и после своей земной жизни не перестали нас любить, а еще с большей силой приблизившись к Богу, желают нам помощи. Молитва — это монолог в надежде на диалог с Богом и святыми, в надежде на их отклик и реальную помощь в нашей жизни. Поэтому необходимо понимать, что молитва — это не заговор, не набор определенных звуков, произнося которые человек ожидает получение какого-то результата.
Часто целители посылают своих жертв креститься в церкви или не принимают их пока они не сходят в церковь на исповедь и Причастие. Это очень тонкий шаг, он сбивает с толку самого подозрительного и недоверчивого человека. С одной стороны, создается иллюзия сотрудничества колдуна и Церкви. С другой — внушается мысль о том, что он во власти добрых светлых сил. А с третьей — достигается самая тайная цель — попрание и осквернение святыни и внушение магического подхода к Таинствам Церковным. То есть такого подхода, при котором люди считают, что Бог им чем-то обязан. Что Он обязан им помочь в ответ на выполнение ими каких-то внешних действий, например, поставить свечки к определенным иконам в храме или прочитать определенное количество молитв, формально исповедаться и формально подойти к Причастию. Следить за собой, стараться исправиться серьезно внутренне, готовиться к Таинствам Церкви тяжело. Поэтому, проще формально что-то сделать и ждать от Бога чуда. Многие хотят познакомиться с какими-то старцами, прозорливцами, целителями, «чудотворцами», желают попасть на какие-то «чудотворные» сеансы, отчитки, чтобы побыстрее, обойдясь одним-двумя сеансами, поездками к таким людям, избавиться от своих проблем, решить проблемы со здоровьем и свои бытовые проблемы, проблемы взаимоотношений с близкими.
Мы должны помнить, что такой путь не приведет к подлинному решению наших проблем. Он не приведет нас к главному: к видению наших грехов, к покаянию и истинному общению с любящим нас Богом. Через веру, как известно, мы отдаем свою волю тому, кому доверяем. Бог призывает нас подчинить нашу волю Его святой, направленной на наше благо, воле, то есть стараться жить по Божиим заповедям. Эти заповеди можно сравнить, например, с советом врача. Так, если доктор говорит, что при больном желудке нам необходимо воздержаться от какой-то неполезной нам пищи, то никто не усматривает в этом ущемление нашей свободы. Так же и Своими заповедями Господь Бог помогает нам осознать то, что приносит вред нашей душе, то есть грехи, которые мы совершаем, и воздержаться от них. Веря целителям, мы сами подчиняем им свою волю. В результате же теряем свою свободу. Темные силы получают таким образом доступ в нашу душу.
Даже Господь, Творец и Создатель нашей жизни не нарушает нашу свободу. Господь говорит: «Се стою у дверей и стучу». Он входит только в открытое, чистое, доверяющее Его любви сердце. Нечистые же темные силы стараются любыми путями подчинить нас себе, но любящий нас Бог Своей силой сдерживает это их стремление. Только к душе того, кто сознательно ищет этой темной встречи, кто сознательно идет на поиск этой враждебных нам сил, они имеют доступ. Поэтому, слыша о какой-то порче, сглазе, нужно стараться забыть об этом и меньше обращать на это внимания. Бояться нужно не сглаза и порчи. Бояться надо обидеть Бога своей недостойной нехристианской жизнью. Бояться огорчать Бога, любящего нас, пошедшего ради нас на крестные страдания, даровавшему нам вечную жизнь, даровавшего нам все спасительные средства для ее достижения. Бояться обидеть любовь Божию, бояться растоптать то доверие Божие, Которое Он оказывает нашей свободе.
Подытоживая сказанное, призываю Вас вдумчиво читать Священное Писание. Если что-то непонятно, неясно, следует прийти в храм, побеседовать со священником, решить свои духовные проблемы. Необходимо регулярно исповедоваться и причащаться Святых Христовых Таин, и не формально, а понимая значение и необходимость этого для нашей жизни и желая приобщаться к этой благодатной помощи Божией, благодати Таинств церковных, исцеляющих и возрождающих нас к новой жизни во Христе.