Автор: протоиерей Игорь Гагарин
Кто из людей не желал быть великим! У одних это стремление проявилось в детстве и вместе с детством ушло. Взрослеет человек, начинает реально оценивать свои возможности и понимает: куда мне до великих! У других оно не уходит в течение всей жизни, принимая самые разные формы – от мании величия до обыденных желаний «аплодисментов», «звездочек» и других проявлений одобрения со стороны окружающих. Хотя, вероятно, некоторым это чувство не было знакомо никогда: ни о каком выдающемся месте в жизни они не помышляли и довольствовались тем местом, на котором находились.
Первые, казалось бы, заслуживают осуждения как честолюбцы, вторые же – люди скромные и достойные одобрения. Но так ли это на самом деле? Неужели желание величия – не больше чем тщеславие, гордыня?
Чтобы ответить, посмотрим на тех людей, которые действительно стали великими. Некоторые из них удостоились даже прибавления этого слова, с заглавной буквы, к своему имени: Александр Великий… Петр Великий… Ирод… Помпей… Екатерина… Карл… Много их – полководцев, царей, артистов, ученых, ставших «великими».
Но параллельно с этим списком есть другой. Вот несколько имен из него: Василий Великий, Афанасий Великий, Пимен Великий, Антоний Великий…
И в том, и в другом списке к имени прибавляется одно и то же слово. Но насколько же разные значения! Первые были великими в глазах людей благодаря тем или иным деяниям: победам в сражениях, открытиям, реформам и т. д. Стоит, однако, подробнее почитать о них, скажем, книгу из серии ЖЗЛ и увидим, что во многом другом эти люди были очень далеки от величия, бывали беспомощны или безнравственны, мелки или злы.
Второй список – это те, кому имя «Великий» дала Церковь. И величие их состояло не в том, что они совершили, а в том, какими они были, какими качествами обладали, какими были людьми. Точнее, не были, а стали. Многие из них тоже что-то писали, творили, создавали. Но не за это назвала их Церковь великими. Это – второе. Первое – сама личность.
Если Александр Македонский велик своей доблестью и талантом полководца, но отвратителен жестокостью и властолюбием, то Василий Великий прежде всего велик своими добродетелями, а затем – богословскими трудами. Не говоря уже о Пимене Великом, Арсении Великом и других, которые вовсе не занимались никакой ученой деятельностью, а исключительно возрастанием в богопознании, в добродетелях, в чистоте и правде.
Так хорошо это или нет – стремиться к величию? Я думаю, что желание это здоровое, и плохо, если человек к этому не стремится. Только искать надо подлинного величия, а не мнимого. Пусть история называет великими иродов и помпеев… Не надо нам такого величия. Для большинства оно, впрочем, и недостижимо.
Но есть величие подлинное, величие, к которому должно стремиться и, самое главное, оно достижимо для любого. Величие в добре.
Кто мал ростом, тот, как ни тянись, выше не станет. Но ничто не помешает ему достигать высоты духа.
Кто некрасив лицом или фигурой, едва ли сможет поправить дело косметикой или еще чем. Но ничто не помешает ему изваять в себе прекрасную душу.
Детская, юношеская жажда славы, похвалы вовсе не так плоха, и не стоит заглушать ее в себе. Придадим лишь ей верное направление, будем искать похвалы у Бога и у святых, а не у молвы человеческой, готовой называть великим уродливое, а подлинное величие не замечать или осмеивать.
Когда Христовы ученики спорили, кто из них больше, Господь сказал им: «…кто хочет быть первым, будь из всех последним и всем слугою» (Мк. 9, 35). Так сказал Самый Великий Человек, родившийся на земле, и Сам, в подтверждение Своих слов, умыл ноги ученикам.
Вот путь к подлинному величию, путь, доступный для каждого, не требующий никаких особых талантов, путь, на который можно вступить прямо сейчас.