Автор: протоиерей Борис Балашов
«Я узнала, что для преподобного Иосифа Волоцкого было приемлемо убийство во имя Божие, и это относилось даже к покаявшимся еретикам! Как была возможна такая жестокость от рук православных, которые мучили и убивали еретиков, и убеждали при этом царя, что нет греха мучить их? Где желание простить? Да и к чему такие жесткие меры?»
Вопрос о преподобном Иосифе Волоцком, святом Русской Православной Церкви, является непростым по многим причинам.
Святость человека признается Церковью не за определенные заслуги, не за большую образованность, не за что-то иное. Это констатация того факта, что человек победил в себе самом грех и что Господь Своим Божественным присутствием наполнил его душу и сердце, то есть что в итоге своей жизни христианин в меру своих сил в себе самом, в своем внутреннем мире явил яркий портрет Божий.
О святости человека можно говорить только по завершении земного пути. Необходимо понимать: если мы считаем человека достигшим состояния святости, из этого никак не вытекает то, что мы должны в обязательном порядке безоговорочно принимать все, что он сделал в своей жизни, что написал или сказал. И мы не обязаны соглашаться со всеми его мыслями и рассуждениями.
Духовного возрастания православный христианин достигает не сразу, а в течение многих лет своей подвижнической жизни. Даже взрослый человек далеко ведь не всегда разделяет те взгляды, которые у него были в детстве или юности.
Становясь сознательным христианином, человек не принимает Евангельское учение в свою душу как на чистый лист. В нем уже с детства заложено то, что дало воспитание в родной семье, то, что вложено в него в процессе получения образования и то, в какой культурной среде он вырос. Так, православные финн, русский и чернокожий африканец будут очень разными людьми, хотя у них мы можем увидеть и много общего, ведь их роднит одна православная вера и они являются членами Единой Православной Церкви.
В XVI веке нравы были суровы, этим была пропитана и культура того времени. Но ведь и наше время тоже жестокое: люди боятся ходить по улицам и выпускать из дома детей, защитить себя от произвола со стороны криминала часто бывает практически невозможно. И сейчас многие вполне добропорядочные и культурные граждане выступают за отмену моратория на смертную казнь.
Если мы коснемся русской истории тысячелетней давности, то тоже можем обнаружить интересные вещи. Так, святой равноапостольный князь Владимир после принятия Христовой веры изменил не только свой образ жизни, но громадные перемены произошли и в его внутреннем мире. И вот, исходя из чувств христианского человеколюбия, он решил отменить в своем государстве смертную казнь преступников. Но против этого выступили, как ни казалось это странным, приехавшие на Русь из Константинополя опытные православные епископы. Они прекрасно понимали, какие тяжелые последствия будут вытекать из такого поспешного решения как для нравственного состояния русского народа, так и для всего государства.
Перенесемся своей мыслью в настоящее время. В этом году я порадовался тому, что, нарушив обязательные для Европы нормы «свободы и прав человека», московское правительство не разрешило проводить гей-парад в российской столице, и это несмотря на угрозу штрафных санкций. По сути, в разные времена нашей истории возникают схожие проблемы, связанные с духовной жизнью, да и с выживанием самого народа.
Лично сам я не разделяю многие взгляды преподобного Иосифа Волоцкого, и его деятельность не во всем близка моему сердцу. Но судить его дела мерками XXI века неправильно и ненаучно. Надо хорошо понимать дух эпохи его времени и ту историческую ситуацию, которая тогда сложилась в Московском государстве. Карательные же меры со стороны властей были вполне в духе той эпохи.
Вести серьезный разговор о покаявшихся преступниках всегда очень сложно. Реально перемена во внутренней жизни таких людей происходит не очень часто, гораздо реже, чем формальные покаяния.
Теперь об опасности ересей. Ересь — это искажение традиционной христианской веры, данной Церкви Иисусом Христом через Своих апостолов. Ересь очень похожа на правильное вероучение — кажется, лишь совсем немножко отличается от него. Но вот пример: две дороги — они почти параллельные, но не совсем, есть небольшой угол отклонения. Если мы будем ехать по основной, то успешно доберемся до нужного нам пункта. Если же двигаться по соседней дороге, направление которой отличается на 5оотносительно основной, то в итоге мы попадем не в тот пункт назначения, в который ведет основная дорога, а совсем в другое место.
Вспомним недавнее прошлое — 90-е годы в нашей стране. Для того чтобы разделить русский народ и единоверные с ним другие народы России, на нашу землю был выброшен из-за океана огромный «десант» нехристианских и протестантских проповедников, снабженных большими деньгами для практически гарантированного успеха своей миссии. И люди, принявшие эту проповедь, становились прямо на глазах людьми другой культуры и иного менталитета, для которых русская история, святыни, традиции и культура становились чужими. Религиозное разделение народа — верный путь к разделению его единства и ослаблению крепости государства. Все разумные политики это хорошо всегда понимали. К тому же разные религиозные системы несут разные духовные и моральные ценности. Известно, что в некоторых протестантских церквях Запада уже стало нормой венчание браков гомосексуалистов и посвящение в епископы и священники откровенных педерастов.
Протестантскую религиозную экспансию пытались осуществить враги России и в XVI веке, хотя тогда она оказалась в целом неудачной. Пройдет еще два века, и, начиная с петровского времени, та же самая протестантская экспансия обрушится мощным ударом на нашу землю. Несколько позднее ее сменит католическая, и начнется глубинный процесс западной ассимиляции и резкого разделения в некогда едином православном народе.
Умные и культурные люди понимали эти опасности для народа и для государства и пытались с этим бороться, как умели и как могли, в духе своей эпохи.
Как смотреть на «такую жестокость от рук православных», спрашиваете Вы? Я никогда не оправдываю жестокость и не думаю, что с еретиками следует бороться административными мерами. Но я это говорю как христианин, живущий в XXI веке. Я не политик и не мыслю по-государственному. Государственные же деятели XVI века, к которым, несомненно, относился преподобный Иосиф Волоцкий, мыслили по-государственному в духе своей трудной эпохи и пользовались методами государственного управления, которые действовали тогда не только в России, но и во всех европейских государствах.
По моему мнению, казнями ереси не победишь, с ними надо бороться по-другому. Но было ли возможно оберегать цельность государства и народа тогда иначе, мне трудно сказать.
Для того чтобы оценить те или иные действия в другие эпохи, надо их постараться по возможности понять, оценивая с позиции не современности, а взглядов того времени, когда жили эти люди. Это нужно не для их оправдания, а для их понимания.