Учреждение монастыря. Первая в городе каменная церковь
Деревянный храм, а впоследствии Успенский монастырь с каменной соборной церковью, примыкал к городскому валу в петле реки и был расположен на высоком холме. Согласно старинному описанию, это местоположение — «одно из тех, кои сама природа для населения предопределяет» и с высоты которого в «окололежащие стороны приятный вид простирается». Со временем монастырь стал духовным градообразующим центром, а главный монастырский храм являлся городским собором.
Клинский мужской монастырь в честь Успения Пресвятой Богородицы впервые упоминается в XVI столетии. Документ 1545 года сообщает о том, что, согласно Духовной грамоте, Матвей Иванович Левашов давал деньги в монастырь «Пречистой в Клин на Городок игумену и священницы, и с дьяконы, и с проскурником, и с попом на сорокоуст».
Время завершения строительства каменного Успенского собора документально не зафиксировано. По одной версии, он был построен между 1539 и 1542 годами, однако большинство исследователей относят его создание к середине XVI столетия.
Есть и более поздняя версия, связанная с пребыванием в Клину царя Ивана Грозного с 15-тысячным опричным войском, которое двигалось на Новгород и Псков в декабре 1569 года. Историк Н.М. Карамзин изобразил чудовищную картину кровопролития, учиненного царем ночью над клинчанами, которые накануне встретили царя хлебом и солью. Лифляндские дворяне Таубе и Крузе, бывшие в опричном войске, также сообщали, что было истреблено все население Клина. Однако некоторые историки ставят под сомнение вышеописанную бойню. Они основываются на том, что в царском «Синодике опальных» упоминается имя только одной жертвы в Клину — некоего каменщика Ионы.
Существует несколько версий строительства каменного храма после 1569 года. По старинному клинскому преданию, собор был построен в память о горожанах, павших невинными жертвами похода войска Ивана Грозного, причем по одной версии именно раскаявшийся государь выделил средства на строительство каменного храма. По другой — деньги собирали оставшиеся в живых горожане. По третьей версии, не предполагающей массовых убийств в Клину, царь действительно выделил деньги на благоукрашение обители, чтобы иметь возможность останавливаться в ней во время своих дальних походов…
Что бы ни предполагали историки, красивейшая каменная церковь — Успенский соборный храм монастыря — была построена и сохранилась до наших дней. Храм представляет собой небольшой кирпичный куб с тремя алтарными апсидами, увенчанный одной главой на световом барабане, крестово-купольной композиции. Очень гармонично организовано внутреннее пространство церкви.
Следующая страница в истории монастыря связана с именем Патриарха Никона. По его просьбе государь Алексей Михайлович в 1655 году своим указом повелел приписать клинский Успенский монастырь со всеми его вотчинами и угодьями к своей излюбленной обители — Иверскому монастырю на Валдае. В клинском монастыре Патриарх делал остановку для отдыха во время своих поездок в Иверскую обитель. Своего рода путевым дворцом для знатных духовных лиц клинский монастырь послужил в том же 1655 году для антиохийского Патриарха Макария, совершавшего поездку вместе с Сербским архиепископом Гавриилом и со своим сыном архидиаконом Павлом Алеппским. Они направлялись из Москвы в Новгород. Путешественники прибыли в монастырь утром в понедельник 6 августа в праздник Преображения Господня. Архидиакон Павел писал: «Древний каменный монастырь в честь Успения Владычицы, принадлежащий Патриархии… занимает красивое местоположение; близ него селение по имени Клин».
Упразднение монастыря
К 1764 году монастырь обеднел. Все его владения были отобраны. В государстве Российском в это время проводилась политика изъятия владений у монастырей и закрытия многих из них. Именно в 1764 году была завершена реформа, в результате которой церковные вотчины перешли в государственную собственность. Из 953 великорусских монастырей закрыто 568, 224 оставлено в штате и 161 — за штатом, на собственном содержании. В число выведенных в разряд приходских церквей попал и монастырь в Клину. Храмы упраздненного монастыря стали приходскими. Только в начале XIX века положение улучшилось.
В 1810 году здание Успенской церкви подверглось реконструкции. К храму были пристроены трапезная, портики с колоннадой и трехъярусная колокольня. В трапезной части устроены Сергиевский и Всехсвятский приделы. Привнесенные черты классицизма исказили памятник старины до неузнаваемости. Тогда же, вероятно, была разобрана и старая Сергиевская церковь. Из убранства прошлых веков в иконостасе Успенской церкви сохранялись старинные иконы Тихвинской Божией Матери и преп. Сергия Радонежского.
В конце XIX века церкви принадлежали каменная богадельня, построенная в 1881 году, в которой проживали просфорница и бедные женщины разных сословий, и деревянная часовня в д. Белавино. Приход церкви состоял из граждан г. Клина и жителей деревень Праслово, Белавино и Шевелево.
С Успенским храмом связаны имена знаменитых людей России. В частности, на службах здесь бывал П.И. Чайковский, о чем он упоминает в своих дневниковых записях…
19 октября 1917 года в храм был назначен священник Сергий Щедров, ранее служивший в тюремной церкви. С 1922 по 1924 год в церкви служил священномученик Алексий Никонов. 26 сентября 1924 года священники Алексий Никонов и Алексий Воробьев были арестованы по обвинению в том, что они без разрешения местной власти устроили в церкви города Клина собрание верующих, на котором произносили агитационные речи о гонении советской властью Православия. 27 февраля 1925 года о. Алексий Никонов был приговорен к высылке в Нарымский край на два года. В 1936 году он был снова арестован и приговорен к заключению в исправительно-трудовой лагерь сроком на пять лет. Священник Алексий Никонов скончался 29 октября 1938 года в Севжелдорлаге. Причислен к лику святых.
В 1926 году в Успенском храме служил священник Николай Александрович Бруни (1891-1938), потомок знаменитой художественной династии, человек с интересной и трагической судьбой, одаренный талантами поэта, переводчика, музыканта и художника.
Будучи одним из первых отечественных военных летчиков, он выжил после того, как его аэроплан был сбит в ноябре 1917 года в бою под Одессой. Тогда же он дал обет стать священником, если выздоровеет после ранений. В послереволюционные годы ему пришлось сменить несколько мест служения — Украина, Козельск, Москва, Клин. О. Николай был знаком со многими выдающимися людьми — о. Павлом Флоренским, с оптинским старцем Нектарием, был близким другом и однокурсником О.Э. Мандельштама (который сделал его прототипом героя рассказа «Египетская марка»), дружил с А.А. Ахматовой, В.Ф. Ходасевичем. Во время служения в Москве, Н.А. Бруни совершил панихиду по умершему А.А. Блоку, прочитав перед этим с амвона его стихи.
После закрытия храма, оставшись в Клину без места священника, по протекции знакомых он устроился переводчиком в Москве, одновременно подрабатывая для своей большой семьи самой непрестижной работой — например, чисткой выгребных ям и раскладкой навоза на огородах у дачников. В 1934 году он был арестован по ложному обвинению в шпионаже в пользу Франции и сослан в Ухту. В лагере заключенные называли его «отец Николай». В 1937 году по распоряжению лагерного начальства к 100-летию со дня гибели А.С. Пушкина он сделал памятник поэту из подручных досок, колючей проволоки и глины. Этот памятник до сих пор является достопримечательностью Ухты. Интересно, что петербургский художник Федор Бруни сделал посмертный рисунок Пушкина в гробу, а через сто лет его потомок Николай Бруни изваял скульптурный памятник поэту.
4 апреля 1938 года о. Николай был расстрелян. Как позднее рассказывал уцелевший свидетель казни, перед смертью священник призвал всех приговоренных встать с колен, а сам обратился к Богу и запел молитву.
Закрытие и возрождение храма
В советское время храм постигла общая участь — 26 декабря 1931 года он был закрыт, убранство уничтожено, а колокольня взорвана. При этом была частично разрушена трапезная. В разное время в здании размещались медицинская библиотека, медицинский музей, общежитие и торговый склад. В начале Великой Отечественной войны храм был использован как склад соли, которая в короткое время въелась в пол и стены!
В послевоенное время после посещения бельгийской принцессой музея П.И. Чайковского ею было совершенно пожертвование в Министерство Культуры РСФСР на реставрацию храма, которая была проведена в 1962-1967 годах под руководством известного архитектора Н.Н. Свешникова. Все пристройки XIX века были удалены, соль вывезена, и храм предстал в своем первоначальном виде19. Но в дальнейшем городские власти не нашли для восстановленного шедевра лучшего применения, чем склад треста столовых.
В 1992 году храм вернули верующим. Первое богослужение в возрожденной церкви состоялось в том же году на праздник Успения Пресвятой Богородицы.
В 1994 году неподалеку от храма была построена звонница в стиле псковской архитектуры, церковь обрела «голос».
11 ноября 1998 года отреставрированный храм освятил митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий.
Центральное место в церкви занимает современный иконостас, выполненный мастерами Тверской школы церковных ремесел в стиле древнерусской иконописи. Многие иконы были специально написаны для Успенского храма: икона Божией Матери «Неупиваемая Чаша», Всех святых, святителей Петра и Филиппа. Две плащаницы — Спасителя и Божией Матери — были созданы руками прихожан. Благотворители передали в дар храму великолепные иконы Преображения Господня, Божией Матери «Феодоровская», вмч. Пантелеимона, свт. Николая Чудотворца. Главные святыни церкви — частица Животворящего Креста Христова и икона Успения Пресвятой Богородицы. Особыми святынями являются частицы мощей московских святителей Петра и Филиппа, сщмч. Константина Богородского, прмч. Игнатия Афонского, прав. Симеона Верхотурского.
В мае 2011 года между храмом и звонницей был торжественно установлен памятный крест. На мраморной доске у его подножия выбиты имена клириков Успенской церкви, служивших в ней с XVIII по XX век.
Сейчас храм полностью отреставрирован и является памятником архитектуры всероссийского значения.
Настоятель церкви — протоиерей Александр Горовский.
По материалам сборника «Клин православный» (издательство «Христианская жизнь», 2012)