Image

Протоиерей Борис Балашов. «Моя армейская Пасха»

Автор: протоиерей Борис Балашов

В армию я попал поздно, в 26 лет. Сначала учился в университете, потом была еще отсрочка. Наступил предельный возраст, и меня призвали. Дома осталась жена с маленькой дочкой. Я был уже не только воцерковленным человеком, но и принимал участие в богослужении — был иподиаконом митрополита Ярославского и Ростовского Иоанна, стремился стать священником.

Хотя в детстве в храме я не бывал и не знал о Церкви практически ничего, однако интуитивно воспринимал значение и радость христианского праздника Пасхи. В нашем маленьком подмосковном городке почти все красили яйца, многие пекли куличи и делали творожные пасхи.

Мне казалось, что вся природа и птицы тоже радуются Воскресению Христову. На пасхальный крестный ход впервые попал в классе шестом. Это впечатление тихой и глубокой радости осталось неизгладимым до сих пор.

И вот я в армии. Служить довелось на берегу Кольского залива на окраине Североморска – храма нет, верующих поблизости нет… Эпоха загнивающего атеизма.

В роте я был на хорошем счету, претензий ко мне у начальства не было. Обязанности выполнял неплохо. Делал стенгазеты – это давало возможность уединяться в «ленинской» комнате и читать малюсенькое Евангелие, которое у меня было спрятано, в зависимости от обстоятельств, то в голенище сапога, то в кармане, то под подушкой. Основательно меня никогда не обыскивали. В увольнения не ходил – в городе для меня ничего интересного не было. Но приближалась Пасха, хотелось ее как-то внутренне пережить.

На пасхальное воскресенье напросился в увольнение. Меня отпустили без проблем. Первым делом пошел в город, купил в магазине сырковой массы и сладкий пирожок – своего рода воспоминание о куличе и творожной пасхе. Потом отправился в сторону воинской части и мимо нее по дороге в заснеженные сопки. В связи с воскресным днем все военнослужащие, которые там могли быть, находились в частях.

И вот я один, вокруг сопки, карликовые и стелющиеся деревья, радостно светит солнце. Как хорошо – я могу спокойно почитать Евангелие о Воскресении Иисуса Христа, Спасителя мира. Вспоминая о пасхальной радости близких людей, друзей-священников и близкого сердцу пожилого митрополита Иоанна, я стал петь пасхальные песнопения. И казалось, что небесный свод – это купол громадного храма; чистый снег и полярная природа – как бы икона Божественной красоты. Стало очень легко, по-пасхальному радостно — никакого чувства одиночества. Я христосовался на расстоянии тысяч километров со своими близкими, называя их по именам. Какой вкусной оказалась скромная пасхальная трапеза! Вполне реальной представлялась и моя мечта о священстве. Сердце пело…

Я вернулся в воинскую часть раньше положенного срока. Было ощущение, что побывал в храме на богослужении.

Мне удалось так ярко ощутить, что Пасха утешает, укрепляет, ободряет и дает смысл жизни и тогда, когда сама жизнь внешне довольно безрадостна и трудна. А через четыре месяца сбылась и моя давняя мечта — я стал священником.


Последние новости

Как совершается таинство Крещения?

Именно духовное рождение в этом таинстве делает человека способным войти в вечную жизнь Небесного Божиего Царства

Июн 19, 2025

О Святой Троице. Ч. II

Выпуск программы «Дорога к храму» от 14.06.2025

Июн 18, 2025

Отпуск и пост

Наступает лето – период отпусков, и многие верующие спрашивают: как им поступить, если дни их отпуска, когда они…

Июн 17, 2025

Дети в храме

Чтобы ребенок полюбил храм, нужен личный пример хотя бы одного из родителей, который часто водил бы малыша в…

Июн 14, 2025
Протоиерей Борис Балашов. «Моя армейская Пасха»
На платформе MonsterInsights