Image

Жить для Христа и умереть за Христа

Автор: протоиерей Игорь Гагарин

12 июля Церковь празднует память первоверховных апостолов Петра и Павла.

Апостолы Петр и Павел. Русский музей. Первая треть XIII в.

Кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным (Мф. 10, 33), – предупредил Господь Своих учеников. После этого один из них, самый старший, отрекся от Христа трижды. И вот его память празднуется Церковью – память Петра, который, повторим, отрекся от Христа пред людьми. Но Христос не отрекся от Петра ни пред Отцом Своим, ни пред людьми. Почему-то Господь не выполнил Свою угрозу.

Еще в этот день мы празднуем память апостола Павла. В его жизни было нечто еще более страшное, чем отречение. Он был жестоким гонителем первых христиан – настолько жестоким, что позже сам называл себя извергом.

Апостол Петр до прихода ко Христу звался Симоном. Имя Петр дал ему Господь, и означает оно «камень». Камень – символ твердости и несокрушимости. Однако читатели Евангелия не увидят в Петре особой твердости. Есть в нем и пламенная вера, и любовь к Учителю, и решимость оставить всё ради Господа, и послушание, но вот как раз твердости, кажется, совсем не хватает. После того как Петр отрекся от Господа, апостол, вероятно, понимал, что утратил право оставаться Его другом. И вот происходит встреча на Тивериадском море. Здесь воскресший Господь трижды спрашивает Петра: Симон Ионин! любишь ли ты Меня? Один и тот же вопрос прозвучал трижды, и Петр понял, почему. С горечью отвечает он в третий раз: Господи! Ты все знаешь; Ты знаешь, что я люблю Тебя (Ин. 21, 17).

Каждое утро, проснувшись, читая утренние молитвы, мы исполняемся решимости быть верными Господу. Каждый вечер, читая молитвы вечерние, мы оглядываем мысленно прошедший день и обычно вынуждены признать, что и на этот раз быть верными нам не удалось. Ежедневно и многократно отрекаемся мы от своего Спасителя – если не словами, то делами и помыслами. И нет у нас права оставаться друзьями, и давно бы уже должен был Господь, как предупреждал, отвернуться от нас. Нечем, совсем нечем порой оправдаться нам, но одно только есть – сказать с сокрушением сердечным то же, что сказал Петр на Тивериадском море: Господи! Ты все знаешь; Ты знаешь, что я люблю Тебя.

И пока можем сказать это, не все еще потеряно: еще можно встать, и Он Сам подаст руку. А Петр все-таки сделался камнем – тем камнем, на котором создал Господь Свою Церковь. В последующие годы апостол явил и твердость, и мужество. Бесстрашно проповедуя Евангелие, он претерпел множество трудов, скорбей и гонений и в конце концов принял мученическую кончину.

Много веков Церковь вспоминает апостолов Петра и Павла вместе. Они были совсем не похожи друг на друга, не так часто встречались, совсем по-разному пришли ко Христу. Павел, как уже говорилось, был гонителем, а стал проповедником и учителем; был мучителем, а стал мучеником. Вот что сам он писал о своих трудах: Я гораздо более был в трудах, безмерно в ранах, более в темницах и многократно при смерти. От Иудеев пять раз дано мне было по сорока ударов без одного; три раза меня били палками, однажды камнями побивали, три раза я терпел кораблекрушение, ночь и день пробыл во глубине морской; много раз был в путешествиях, в опасностях на реках, в опасностях от разбойников, в опасностях от единоплеменников, в опасностях от язычников, в опасностях в городе, в опасностях в пустыне, в опасностях на море, в опасностях между лжебратиями, в труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте, на стуже и в наготе. Кроме посторонних приключений, у меня ежедневно стечение людей, забота о всех церквах. Кто изнемогает, с кем бы и я не изнемогал? Кто соблазняется, за кого бы я не воспламенялся? (2 Кор. 11, 23–29).

Апостолы знали и предупреждали, что здесь, на земле, ученики Христовы должны быть готовы к страданиям и к смерти. Петр пишет: Возлюбленные! огненного искушения, для испытания вам посылаемого, не чуждайтесь, как приключения для вас странного, но как вы участвуете в Христовых страданиях, радуйтесь (1 Пет. 4, 12).

Жить для Христа и умереть за Христа – апостолы учили этому не только словом, но и своим примером. Оба они умерли, но что такое смерть для того, кто сказал: Для меня жизнь – Христос, и смерть – приобретение (Флп. 1, 21)? Влечет меня то и другое: имею желание разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше (Флп. 1, 23).

Петр и Павел в день их памяти укрепляют наш дух упованием на то, что самое страшное – смерть – может означать не расставание с жизнью, а встречу с жизнью истинной, встречу с Любимым. И чтобы эта встреча произошла, нужно только одно – на вопрос Господа: «Любишь ли ты Меня?» – ответить словом, сердцем, делами: «Люблю!» 


Последние новости

Православное образование: pro et contra (Телепередача «Дорога к храму»)

В этом выпуске программы расскажем о православной гимназии «София» и о школе святителя Димитрия Ростовского.

Сен 7, 2024

Воскресная школа онлайн. Изучение Священного Писания. Нагорная проповедь. По плодам узнаете их («Изучение Священного Писания», лекция 51)

Заканчиваем цикл лекций, посвященных Нагорной проповеди Иисуса Христа разбором стихов 21-29 7-ой главы Евангелия от Матфея.

Сен 6, 2024

Престольный праздник в Вознесенском храме села Борщево (фоторепортаж)

Престольный праздник в Вознесенском храме села Борщево в фотографиях Галины Акуловой

Сен 6, 2024

Престольный праздник в Вознесенском храме села Борщево г.о. Клин (+фото)

4 сентября 2024 года в Вознесенском храме села Борщево отметили престольный праздник одного из приделов храма, посвященного Грузинской…

Сен 5, 2024
Жить для Христа и умереть за Христа — Клин православный