Автор: протоиерей Игорь Гагарин
12 июля Церковь празднует память первоверховных апостолов Петра и Павла.
Кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным (Мф. 10, 33), – предупредил Господь Своих учеников. После этого один из них, самый старший, отрекся от Христа трижды. И вот его память празднуется Церковью – память Петра, который, повторим, отрекся от Христа пред людьми. Но Христос не отрекся от Петра ни пред Отцом Своим, ни пред людьми. Почему-то Господь не выполнил Свою угрозу.
Еще в этот день мы празднуем память апостола Павла. В его жизни было нечто еще более страшное, чем отречение. Он был жестоким гонителем первых христиан – настолько жестоким, что позже сам называл себя извергом.
Апостол Петр до прихода ко Христу звался Симоном. Имя Петр дал ему Господь, и означает оно «камень». Камень – символ твердости и несокрушимости. Однако читатели Евангелия не увидят в Петре особой твердости. Есть в нем и пламенная вера, и любовь к Учителю, и решимость оставить всё ради Господа, и послушание, но вот как раз твердости, кажется, совсем не хватает. После того как Петр отрекся от Господа, апостол, вероятно, понимал, что утратил право оставаться Его другом. И вот происходит встреча на Тивериадском море. Здесь воскресший Господь трижды спрашивает Петра: Симон Ионин! любишь ли ты Меня? Один и тот же вопрос прозвучал трижды, и Петр понял, почему. С горечью отвечает он в третий раз: Господи! Ты все знаешь; Ты знаешь, что я люблю Тебя (Ин. 21, 17).
Каждое утро, проснувшись, читая утренние молитвы, мы исполняемся решимости быть верными Господу. Каждый вечер, читая молитвы вечерние, мы оглядываем мысленно прошедший день и обычно вынуждены признать, что и на этот раз быть верными нам не удалось. Ежедневно и многократно отрекаемся мы от своего Спасителя – если не словами, то делами и помыслами. И нет у нас права оставаться друзьями, и давно бы уже должен был Господь, как предупреждал, отвернуться от нас. Нечем, совсем нечем порой оправдаться нам, но одно только есть – сказать с сокрушением сердечным то же, что сказал Петр на Тивериадском море: Господи! Ты все знаешь; Ты знаешь, что я люблю Тебя.
И пока можем сказать это, не все еще потеряно: еще можно встать, и Он Сам подаст руку. А Петр все-таки сделался камнем – тем камнем, на котором создал Господь Свою Церковь. В последующие годы апостол явил и твердость, и мужество. Бесстрашно проповедуя Евангелие, он претерпел множество трудов, скорбей и гонений и в конце концов принял мученическую кончину.
Много веков Церковь вспоминает апостолов Петра и Павла вместе. Они были совсем не похожи друг на друга, не так часто встречались, совсем по-разному пришли ко Христу. Павел, как уже говорилось, был гонителем, а стал проповедником и учителем; был мучителем, а стал мучеником. Вот что сам он писал о своих трудах: Я гораздо более был в трудах, безмерно в ранах, более в темницах и многократно при смерти. От Иудеев пять раз дано мне было по сорока ударов без одного; три раза меня били палками, однажды камнями побивали, три раза я терпел кораблекрушение, ночь и день пробыл во глубине морской; много раз был в путешествиях, в опасностях на реках, в опасностях от разбойников, в опасностях от единоплеменников, в опасностях от язычников, в опасностях в городе, в опасностях в пустыне, в опасностях на море, в опасностях между лжебратиями, в труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте, на стуже и в наготе. Кроме посторонних приключений, у меня ежедневно стечение людей, забота о всех церквах. Кто изнемогает, с кем бы и я не изнемогал? Кто соблазняется, за кого бы я не воспламенялся? (2 Кор. 11, 23–29).
Апостолы знали и предупреждали, что здесь, на земле, ученики Христовы должны быть готовы к страданиям и к смерти. Петр пишет: Возлюбленные! огненного искушения, для испытания вам посылаемого, не чуждайтесь, как приключения для вас странного, но как вы участвуете в Христовых страданиях, радуйтесь (1 Пет. 4, 12).
Жить для Христа и умереть за Христа – апостолы учили этому не только словом, но и своим примером. Оба они умерли, но что такое смерть для того, кто сказал: Для меня жизнь – Христос, и смерть – приобретение (Флп. 1, 21)? Влечет меня то и другое: имею желание разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше (Флп. 1, 23).
Петр и Павел в день их памяти укрепляют наш дух упованием на то, что самое страшное – смерть – может означать не расставание с жизнью, а встречу с жизнью истинной, встречу с Любимым. И чтобы эта встреча произошла, нужно только одно – на вопрос Господа: «Любишь ли ты Меня?» – ответить словом, сердцем, делами: «Люблю!»