Автор: Михаил Молотников
Четвертая неделя Великого поста традиционно посвящается преподобному Иоанну Лествичнику (579–649), игумену Синайского монастыря и автору знаменитой книги под названием «Лествица», или «Лествица райская». Книга содержит 30 глав, представляющих собой «ступени» добродетелей, по которым христианин восходит к духовному совершенству.
В предисловии к своему замечательному труду святой Иоанн пишет: «Всем стремящимся написать имена свои в книге жизни на небесах настоящая книга показывает превосходнейший путь. Шествуя этим путем, увидим, что она непогрешительно руководит теми, кто следует ее указаниям, сохраняет их неуязвленными от всякого падения и представляет нам лествицу утвержденную, возводящую от земного во святая святых, на вершине которой утверждается Бог любви».
«Лествица» обращена к монахам, но содержит множество драгоценных советов и для мирян. Она аккумулирует весь духовный опыт Православия.
Святитель Димитрий Ростовский так говорит об этой книге: «Лествица святого Иоанна отличается глубокой духовной опытностью, с которой соединено глубокое знание Священного Писания… Сочинение Иоанна написано языком… чистым и живым, в немногих словах выражает многое, и потому полно силы».
Приведем несколько отрывков из первой главы Лествицы.
1. Из всех созданных благим, и преблагим, и всеблагим Богом нашим разумных и достоинством самовластия (т.е. свободой воли – прим. сост.) почтенных существ одни суть друзья Его, другие – истинные рабы, иные – рабы непотребные, иные – совсем чужды Его, а другие, наконец, хотя и немощны, однако противятся Ему. Друзья Его суть умные и бестелесные существа, Его окружающие (т.е. ангелы); истинные рабы Его – все те, которые неленостно и неослабно исполняют волю Его; непотребные – те, которые, хотя и удостоились крещения, но данных при нем обетов не сохранили. Чуждые Бога и враги Его – это неверные или зловерные (еретики – прим. сост.); а противники Богу суть те, которые не только повеления Господни сами не приняли и отвергли, но и сильно вооружаются против исполняющих их…
3. Бог есть жизнь и спасение всех одаренных свободной волей – верных и неверных, праведных и неправедных, благочестивых и нечестивых, бесстрастных и страстных, монахов и мирских, мудрых и простых, здравых и немощных, юных и престарелых.
4. Нечестивый есть разумное и смертное создание, произвольно удалившееся от Бога и о Творце своем помышляющее как о несуществующем. Христианин есть тот, кто, сколько возможно человеку, подражает Христу словами, делами и помышлениями, право и непорочно веруя во Святую Троицу…
10. Благое основание (христианского подвига – прим. сост.) составляют незлобие, пост и целомудрие. Все младенцы во Христе да начинают с этих добродетелей, принимая в пример чувственных младенцев, у которых никогда ничего нет злобного, ничего льстивого; нет у них ни алчности неутолимой, ни ненасытного чрева, ни телесного разжжения…
21. Все доброе, что только можете делать, делайте; никого не укоряйте, не окрадывайте, никому не лгите, ни перед кем не возноситесь, ни к кому не имейте ненависти, не оставляйте церковных собраний, к нуждающимся будьте милосерды, никого не соблазняйте, не касайтесь чужого, будьте довольны оброки жен ваших (т.е. не прелюбодействуйте – прим. сост.). Если так будете поступать, то недалеко будете от Царствия Небесного.
22. С радостью и страхом приступим к доброму подвигу; не будем бояться врагов наших (т.е. бесов – прим. сост.), ибо они взирают на лицо нашей души, хотя сами и невидимы, и когда заметят, что оно изменилось от боязни, тогда эти коварные яростнее вооружаются против нас, зная, что мы устрашились. Итак, вооружимся против них благодушно, ибо с мужественным борцом никто бороться не смеет.