Автор: епископ Балашихинский Николай
Для раннехристианских времен апостолы Петр и Павел, несомненно, являются наиболее часто изображаемыми. С IV в., когда был установлен день их совместной памяти, появляются и их совместные иконы.
Отметим, что известна и более ранняя иконография апостолов – например, фрески Христа и апостолов в самых больших римских катакомбах – Домитиллы, III века, но там изображения не носят портретного характера. В катакомбах св. Феклы в 2010 г. были раскрыты фрески конца IV в. с ликами апостолов, и археологи считают, что эти изображения апостолов – в частности, Петра – можно считать их первыми настоящими иконами.
К этому же времени относится и ряд замечательных памятников раннехристианского искусства – это стеклянные сосуды и медальоны с позолотой, на которую наносился рисунок. Между двумя слоями стекла располагался тончайший слой золота с выгравированными изображениями. Поначалу эти изделия (а они в Риме известны с III в.) не имели религиозного предназначения – это были одиночные или семейные портреты владельцев с надписями пожелания здоровья или мифологическими сюжетами. Исследователями высказывается мнение, что технология изготовления этих изделий из «позолоченного стекла» имеет египетские корни. Отметим также, что немалое количество их содержит иудаистскую символику. Почти все памятники из позолоченного стекла небольшого размера, от 5 до 10 см.
Однако в IV в. появляются и христианские поминальные стеклянные сосуды с позолотой, на донце которых нанесены изображения библейских сюжетов и изображения святых; заздравных надписей на них не делали. В научный обиход эти памятники вошли относительно недавно, работ по их систематизации и их значению в формировании христианской иконографии мало, а в отечественной литературе нет даже устойчивой терминологии. Коллекции этих изделий имеются в музеях Ватикана, в Британском музее в Лондоне и Метрополитен-музее в Нью-Йорке. Среди них – целый ряд изображений апостолов Петра и Павла, представляющих разные иконографические типы.
Приведем некоторые из них, но прежде напомним, что сохранилось – правда, в апокрифе (т. н. «Деяниях Павла и Феклы» II в.) – описание внешности апостола Павла: это человек «лысый, низкорослый, со сросшимися бровями, с носом выступающим». Эти характерные черты делают легко узнаваемыми изображения апостола Павла. Апостола Петра изображают человеком немолодым, с седой, нередко кудрявой, шевелюрой. Одеяния апостолов – хитон и гиматий; в руках они обычно держат свитки (реже – кодекс) с Евангельским учением, иногда крест, как символ мученичества и победы над смертью; у апостола Петра могут находиться в руках ключи (Мф. 16:19). Именно таковыми предстают Первоверховные апостолы и на фресках в катакомбах св. Феклы, и в традиционной иконографии в Византии и на Руси.
Донце поминального сосуда IV в. из Ватиканского собрания представляет один из вариантов ранней иконографии, укоренившейся позднее в византийском и западном искусстве и на Руси встречавшийся реже: апостолы внимательно смотрят друг на друга, словно собираются начать важный разговор. Изображение погрудное. Над головами апостолов общий венец, символ победы. Приведем еще одно подобное изображение апостолов – каменный рельеф IV в. из Национального археологического музея в Аквилее (Италия).
Принято считать, что эта иконография показывает завершение происходившего в Антиохии спора между апостолами. Петр считал поначалу, что благовествовать ему следует прежде всего среди иудеев, а новообращенным необходимо принимать и исполнять иудейские традиции. Павел, проповедь которого была обращена прежде всего к язычникам, считал ненужным для христиан обрезание и прочие иудейские обряды (см. Гал. 2).
Еще один памятник того же времени находится в Метрополитен-музее в Нью-Йорке. Здесь также изображен Христос: Он находится между апостолами (Его фигура значительно меньшего размера) и водружает на их головы венцы. Совместное изображение апостолов Петра и Павла, начиная с IV в., получает широкое распространение и как символ соборности Церкви – в это время Первым и Вторым Вселенскими Соборами был выработан и утвержден Символ веры.
Видимо, развитие этой темы – единения апостолов в своем служении и соборности Церкви – можно видеть в таких сюжетах, как «Церковь Торжествующая» середины IV в. из Метрополитен-музея. Здесь между фигурами апостолов помещена еще и женская фигура, надписанная как Перегрина. Составители каталога музея Метрополитен указывают, что сведений о святой с таким именем нет, и возможно, это имя некоей знатной римлянки, каким-то образом помогавшей апостолам. В Ватиканском музее есть подобный памятник с изображением святой Агнии. Еще одно изображение из Метрополитен-музея – апостолы Петр и Павел, стоящие возле колонны с хризмой, монограммой имени Иисуса Христа – относится к концу IV в. Со времен императора Константина Великого, увидевшего на небе знамение Креста, хризма использовалась для лабарума – воинского штандарта.
Говоря об узнаваемости изображений Первоверховных апостолов, хотелось бы привести еще ряд замечательных изображений раннего средневековья.
На энкаустической иконе VI в. из монастыря св. Екатерины на Синае апостол Петр изображен с короткой бородой и аккуратной шевелюрой. Икона поясная; в левой руке у него крест, а в правой – ключи.
Две мозаичные иконы из базилики Сан Витале в Равенне созданы в середине VI в. Иконы оплечные; апостолы проницательно смотрят на зрителя. У апостола Петра аккуратная гладкая борода и седые волосы; у Павла борода темная и гораздо длиннее, лоб высокий, но волосы на голове присутствуют. Оба образа вполне узнаваемы.
Более позднее, первой трети IX века, мозаичное изображение капеллы Сан-Дзено церкви Санта Прасседе в Риме также представляет апостолов вполне узнаваемыми. Петр, с седой бородой и власами главы, держит в левой руке ключи, а правой указывает на Престол Божий, расположенный в центральной части композиции. Павел в левой руке держит свиток, а правую простер в направлении Престола. Волосяной покров его соответствует общепринятой традиции.
Очень выразительна фреска конца XII в. из монастыря Ватопед на Афоне; в сохранившемся фрагменте апостол Петр изображен с седой кудрявой бородой и шевелюрой, а у Павла широкий, до самого темени, лоб и гладкая темная борода.
Завершим наш обзор еще одним афонским шедевром – иконой VIII в. из монастыря Хиландар. Первоверховные апостолы изображены в рост; они бережно поддерживают символическое изображение храма, в алтаре которого находится престол со стоящим на нем потиром. Апостол Петр держит в левой руке свиток и ключи; у Павла в руках книга.
Как видно из приведенных примеров, уже в раннехристианские времена была выработана устойчивая иконографическая традиция апостолов Петра и Павла. Они вполне узнаваемы внешне, а их взаимное расположение почти всегда напоминает зрителю о девятом члене Символа веры – догмате о Святой, Соборной и Апостольской Церкви. Этому соответствует твердо укоренившаяся на Руси традиция размещения икон апостолов Петра и Павла в деисусном чине иконостаса.
Список использованной литературы:
1. Квливидзе Н.В. Иконография апостолов – Православная энциклопедия. Т. 3. М., 2002.
2. Лазарев Н. История византийской живописи. Т. 1. М., 1986.
3. Охоцимский Андрей. Христианские позолоченные стекла из собрания ватиканского музея. Christ Civilization, 2013, май. http://christ-civ. livejournal.com/226298.html
4. Фомин М.В. О раннехристианской погребальной традиции. Попытки реконструкции. «Проблемы теологии». Вып. 3. Материалы Третьей международной научно-практической конференции, посвященной 80-летию со дня рождения протопресвитера Иоанна Мейендорфа. 2–3 марта 2006 г. Екатеринбург, 2006.
5. Βασιλάκη Μ. Εικόνα με τον ασπασμό Πέτρου και Παύλου. Συμπόσιο της Χριστιανικής Αρχαιολογικής Εταιρεῖας. 1987. Τ. 23. [Αθήνα]
6. Ostoia V. The Middle Ages: Treasures from the Cloisters and the Metropolitan Museum of Art (exh. cat.) Los Angeles, 1969.
7. Testini, P. L’Iconografia degli Apostoli Pietro e Paolo nelle Cosiddette «Arti Minori». Saecularia Petri et Pauli. Studi di Antichita Cristiana: Pontificio Instituto di Archeologia Cristiana, 28. Vatican City, 1969. Р. 241–323.
8. Weitzman Kurt, ed. Age of Spirituality: Late Antique and Early Christian Art, Third to Seventh Century. Сatalogue of the Exhibition. Metropolitan Museum of Art. N.-Y., 1979.
Источник: mepar.ru