Интервью со звонарем Скорбященского храма г. Клина Надеждой Васильевной Глухойкиной.
– Надежда Васильевна, как вы стали звонарем?
– Одиннадцать лет назад настоятель нашего храма, протоиерей Борис Балашов, благословил меня петь на клиросе и брать уроки колокольного звона. Я училась у о. Михаила Полякова, настоятеля храма св. блж. Ксении Петербургской. А сам о. Михаил окончил школу звонарей в Москве.
– Кто может стать звонарем? Какими качествами, способностями нужно для этого обладать?
– Колокол – не музыкальный инструмент, это как бы «звучащая икона», особый вид церковного искусства. Поэтому в первую очередь нужно быть глубоко верующим человеком. Я думаю, что звонарь – это не профессия, а дар Божий, потому что колокола нужно любить. Но это не все. Вот, например, я пишу стихи. Поэзия, как и колокольный звон, – стихия, которую человек должен подчинить определенному ритму, это необходимое условие.
– Исходя из того, что вы сказали, какие функции выполняет колокол? Очевидно, что это не только способ оповещения?
– Колокол всех призывает обратиться к горнему, то есть вышнему миру, верующих созывает на богослужение. Раньше церквей было много, в любой части города или села был слышен колокольный звон. Знаете, в России до революции было более 1 миллиона колоколов! Даже если человек был занят работой, он по звуку колокола понимал, что происходит в храме и эта живая связь не прерывалась. Колокольный звон был неотъемлемой частью жизни всего русского народа.
– Сейчас православные традиции возрождаются, но знания о церковной жизни у многих из нас очень скромные. Назовите, пожалуйста, основные признаки, по которым можно понять, «о чем звонит колокол»?
– Есть четыре канонических вида колокольного звона: благовест, перезвон, перебор, трезвон. Когда мы слышим редкие удары в один большой колокол – это благовест, он созывает людей на богослужение. Во время постов звон не меняется, но выбирают колокол-благовестник меньшего размера, он звучит тише.
Перезвон мы слышим, например, в Великую Пятницу перед выносом Плащаницы – это медленные удары по одному разу поочередно во все колокола, начиная от большого к малому.
Перебор – это похоронный погребальный звон, который выражает нашу скорбь по усопшему, он совершается в обратном порядке: по одному удару от малого колокола к большому. Трезвон – это звон во все колокола: в какие именно – определяет звонарь, он также выбирает ритм, динамику, композицию.
Трезвон выражает радость, торжество. Так мы звоним после праздничной службы.
– В этом случае у звонаря есть возможность для импровизации?
– Да, здесь можно дать волю чувствам. Каждый такой звон неповторим, ведь звонарь вкладывает в него свою душу. Кстати, и двух одинаковых колоколов не бывает. Они, как люди, если можно так выразиться: даже при одинаковых внешних данных имеют уникальное звучание. А части колокола, как известно, имеют очень характерные названия: уши, плечо, тело, язык…
– Скажите, а набат, получается, уходит из нашей жизни – ведь появились телефоны, радио, телевидение…
– Да, актуальность его невелика, если только в глухих местах… Его еще называют всполошный звон – это частые непрерывные удары в самый большой колокол: так звонили при пожаре, начале войны, в любой экстренной ситуации. Но теоретически возможно все, когда-то может и такой звон пригодиться.
– Как люди реагируют на колокольный звон?
– Был один интересный эпизод, когда семья приехала на наш клинский рынок за покупками, но вместо того, чтобы погрузить покупки в машину, в полном составе оказалась около храма. Ребенок, когда услышал колокольный звон, уперся, взял взрослых за руки и тащил, пока не привел к нашей колокольне.
Еще в качестве ответа на вопрос хочу процитировать Алексея Толстого. В стихотворении «Благовест» (1840 г.) он пишет:
Среди дубравы
Блестит крестами
Храм пятиглавый
С колоколами.
Их звон призывный
Через могилы
Гудит так дивно
И так уныло!
К себе он тянет
Неодолимо,
Зовет и манит
Он в край родимый,
В край благодатный,
Забытый мною,–
И, непонятной
Томим тоскою,
Молюсь, и каюсь я,
И плачу снова,
И отрекаюсь я
От дела злого;
Далеко странствуя
Мечтой чудесною,
Через пространства я
Лечу небесные,
И сердце радостно
Дрожит и тает,
Пока звон благостный
Не замирает…
Беседовала Юлия Павлюк