Image

Блуд и брак

Вопрос:

Здравствуйте.
Я 11 лет в браке. Познакомились с мужем, когда мне было 22, ему 24. От Церкви оба были очень и очень далеко. Встречались, он в меня влюбился. Вскоре я забеременела, он сделал предложение и мы поженились. Я полюбила мужа. Он был очень заботливым, добрым и вообще казался верным человеком. Но периодически пропадал на пару тройку дней в течении всех этих лет. Телефон всегда недоступен. Я молилась, плакала, переживала. Потом являлся потрепанный, говорил что пил и было стыдно позвонить мне. Я прощала и верила, молилась Божьей Матери об исцелении от недуга пьянства. Кстати не пьет уже года 3 точно. Хотя все равно бывало приходил утром, говорил дела, сотовый не ловил там где он был. Я после первого сына сделала три аборта. Потом очень каялась, просила у Бога прощения. Но в Церковь боялась идти, т.к. не знала вообще как туда войти и что делать. Но просила, чтобы Господь простил и еще при жизни дал мне воздаяние за мои грехи, насколько я смогу понести их. Родила дочь. Она родилась недоношенной: 28 недель, 1280 грамм. Очень было страшно. Я молилась. После ее рождения пошла в Церковь, исповедала грехи свои, стала причащаться, вообще стараться воцерковиться. С дочкой все нормально, но я очень надорвалась психологически на ней. Стресс был сильным. Потом мы с мужем повенчались (4 года назад). Потом священниик в Оптиной Пустыни сказал, чтобы я родила еще ребенка. Я сказала, что плохо себя чувствую физически (это была правда) и что мои дети мне тяжело достались: старший очень сложный ребенок, непослушный, а дочь еле выжила, Слава Богу сейчас все с ней нормально. Но он сказал, что это оттого, что я жила неправильно, а теперь у меня родится Ангел. Сказал, что здоровье ребенка зависит не от здоровья женщины, а от воли Господней. Я передала слова мужу и мы решились. Вот я родила пол года назад девочку. Она родилась абсолютно здоровенькой 4110г. И спокойная и умница, и все, как сказал священник. Но когда ей было три месяца, я узнала, что у мужа другая женщина. Я сама вывела его на разговор серьезный, т.к. видела, что что-то происходит. Он полюбил ее, когда я была беременна. Интимные отношения были запрещены, т.к. была угроза, а у него была потребность. Он сообщил что жить не может без этой девушки (она меня младше на 10 лет), и что она его судьба. Я спросила, был ли он со мной счастлив и в чем моя вина, ведь в разводе всегда виноваты оба. Он сказал, что был все эти годы счастлив и моей вины нет. Просто он меня любит как человека, я самый близкий и родной ему человек, но не любит меня как женщину. То есть ко мне нет сексуального влечения. Правда, через несколько дней он пришел просить прощения и сказал, что бросил ту девушку (видимо под влиянием родителей, которые были в шоке от его поступка и попытались повлиять на него). Я узнала ее номер и позвонила ей. Она мне сообщила, что он ее очень любит и что все эти годы изменял мне с проститутками, начиная с младенчества первого сына (когда тому был 1 месяц) и даже в дом водил шлюх, когда я была на даче с детьми. Он, когда узнал о моем звонке ей, побежал к ней, умолять ее не бросать его. Когда пришел домой, я собрала ему его вещи. Он подтвердил, что все, что она сказала — это правда. И что он с одной стороны любил меня светлой частью души, а другой частью (то есть темной) — изменял. Он ходил на исповедь и причащался, но теперь я понимаю, что с его стороны это было лицемерием, ибо он не исповедавал грех блуда. Да, я должна сказать, что действительно, я никогда особо не любила интимных отношений с ним. Он не чувствовал меня как женщину. Я не отказывала ему в интимной близости, но и не могла любить его наверное так, как он того хотел. Я вообще, если честно, не нуждаюсь в этом. Для меня главное в муже была, любовь как к Человеку, а не к мужчине. Мне больше нужна духовная близость с человеком, ну обняться там, а не секс. Может это потому что я устаю в течении дня и мне не до этого. А может потому, что когда он ко мне прикасался, я чувствовала какую-то животную пошлость, и мне было не приятно. Его любовница тоже сказала мне, что в постели он ей не нравится, «накидывается как животное».
Теперь он хочет вернуться (прошло 3 месяца с тех пор, как я узнала обо всем). Я сказала, что такое я не смогу простить. Он просит простить ради детей. Я знаю, что с ней он не расстался, но видно уже охладел. Я не смогу его простить как мужа. Как человека могу. Я знаю, что мы все грешные, кто в чем. Мне кажется, он просто болен блудом, а ведь мы все чем-то греховным больны. Но я не хочу быть с ним в интимных отношениях. Мне это противно. Но у меня трое детей от этого человека. Он вроде их любит и они его. Плюс финансовый вопрос, общая квартира. Младшей девочке всего 6 мес., я не могу пока выйти на работу. Что же мне делать в такой ситуации? Знаю, что все, что я получаю, это за мои грехи. Не перед мужем, нет, я действительно хотела искренне создать христианскую семью, доверяла ему и любила его. Для меня удар, что он оказался не таким, каким представлялся. Но перед Богом я во многом виновата, и знаю, что получаю свое. Но очень жаль детей. Будет ли им полезна такая «семья»? Или лучше расстаться с ним, и жить пусть в бедности, но не с блудником? Большого чувства вины я у него не наблюдаю. Сказала ему, что все решу осенью.
Простите за сумбур. Сложно описать всю свою жизнь.

Отвечает диакон Иоанн Иванов:

Здравствуйте, Мария!

Отвечая на Ваш вопрос, никто не сможет дать правильную оценку Вашему мужу, потому что состояние его души, его мысли и грехи знает только Ваш муж и Господь Бог. Ни один человек на свете не вправе осудить другого, ведь мы смотрим своими глазами, засыпанными греховным мусором. Значит, ответ на вопрос будет адресован только тому человеку, который его задает, т.е. Вам.

Когда мужчина и женщина хотят создать христианскую семью, то фундаментом нового союза они выбирают Христа и Его заповеди (см. Мф. 7:24-27). Когда мы говорим о христианской вере, то имеем в виду не только веру в существование Бога, а веру как доверие Богу. Для того чтобы доверять Богу (как, собственно, и человеку), нужно Его узнать, познать. Познание Бога — это логическое, умственное и сердечное знание о Нем. В познании Бога мы обретаем Жизнь Вечную и соединяемся с Ним. Познать Бога можно через Евангелие — Слово Божие — и молитву. Только с помощью Евангелия и молитвы можно вступить в диалог с Богом, можно с Ним общаться, можно понять Его Волю. Молитва — это одновременно искание Бога и встреча с Ним, которая перерастает в общение.

Если мы хотим действовать заодно с Богом, нужно расположить себя к свободе Его действий, сказав: «Господи, в любом случае Ты сделаешь по-своему, так и поступай, я не буду Тебе мешать». Надо учиться различать Волю Божию и свою волю, помнить то, что разные судьбы по-своему сокровенны. Поэтому все события, которые происходят в жизни христианской семьи, принимаются как должное с пониманием того, что всё ниспослано Богом для пользы семьи. Этими событиями могут быть как самые радостные — рождение ребенка, успехи супругов или детей, выздоровление, так и самые печальные — болезнь или смерть. Если искренне выбрать жизненными ориентирами Христа и Евангелие — Слово Божие, человеку совсем несложно будет расставить ценности в своей жизни. Например, если перед ним встанет выбор: рождение еще одного своего ребенка с одной стороны и квартирные (или другие) неудобства с другой стороны, то православный христианин даст возможность появиться на свет новому человеку. Или, например, если в результате недопонимания, невнимания, небрежности в семье возникает ссора, то человек, живущий по Слову Божиему, приложит все усилия, чтобы примириться и сохранить семейный союз, сделать так, чтобы он не распался. Повторяю, что человек, доверяющий свою жизнь Богу и следующий Его Заповедям, всегда сделает правильный жизненный выбор.

Давайте подумаем — так ли обстоит дело в Вашей жизни? Мне кажется, что Ваш «фундамент» для построения христианской семьи совершенно не подходит. Вы говорите, что «действительно хотела искренне создать христианскую семью», а на Вашем «счету» три аборта, то есть три сознательных убийства своих же детей (ведь человеческая жизнь начинается с зачатия). Простите, но Вы так вскользь говорите о Ваших абортах, что совсем не понятно, было ли у Вас осознание совершенного преступления — убийства, — или дальнейшая исповедь была сродни обряду: так надо, чтобы все было хорошо? Три раза — это уже не случайность, это осознанный выбор. Вы просили у Господа, чтобы Он при жизни Вам «дал воздаяние за грехи, насколько сможете понести». И вот Бог посылает Вам нелегкое испытание, «воздаяние». Давайте задумаемся, ведь не Бог посылает воздаяние, а наступают естественные последствия нарушения заповедей: если человек пошел на красный свет и его сбила машина, то это не машина и не светофор его наказали, и не тот, кто правила придумал, — эта трагедия случилась по вине человека (а соблюдение правил, напротив, должно было уберечь его от трагедии). Заповеди — не просто запрет. Заповеди — это предупреждение страшных последствий поступков человека. Ваше «воздаяние» можно считать следствием Ваших преступлений, но всю вину за случившееся Вы сваливаете на своего мужа, очень отстраненно связывая это с собственными грехами. Безусловно, это не повод выгородить мужа и осудить Вас, но стоит здесь задуматься, что хуже: быть блудником или убийцей? Что станет большим ударом по семье с христианской точки зрения.

Аборт, то есть убийство, имеет губительные как духовные последствия, так и физиологические (то есть с медицинской точки зрения). С духовной стороны преднамеренное убийство — самый тяжкий грех перед Богом, умертвляющий все чувства, поэтому лечить душу несравнимо тяжело. Требуется не просто разовое покаяние, требуется повседневное покаяние в неправильном образе жизни. Требуется покаянный образ жизни. Могут возникнуть и физиологические отклонения в организме женщины — от бесплодия до отсутствия желания близости. Медицинская статистика свидетельствует, что 95% женщин, сделавших аборт, имеют физиологические отклонения разной степени.

Теперь об интимных отношениях. В Библии совершенно четко сказано, что благословение на продолжение рода дано уже в раю, то есть в самой половой жизни и деторождении греха нет. Другое дело, что грех после грехопадения вошел в человеческие отношения, в том числе и половые, исказив их. Но даже после грехопадения Бог сказал женщине: Умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей; и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою (Быт. 3:16). Таким образом, интимные отношения между супругами являются неотъемлемой и существенной составляющей семейных отношений. Всё, что сопутствует семейной жизни: интимные отношения, совместное воспитание детей, хозяйство, просто общение между собой и т.д. — все это средства, помогающие супружеской паре достичь единства. По словам свт. Иоанна Златоуста, христианская семья является малой Церковью. Как Церковь, имея главой Христа, объединяет всех своих членов в одно Тело, так же и христианская семья, тоже имеющая своей главой, «фундаментом» Христа, должна способствовать единству между мужем и женой. В брак вступают изначально разные люди. Не муж здесь должен жене уподобиться и не жена мужу, но и муж, и жена должны постараться уподобиться Христу. Только в этом случае можно будет преодолеть сексуальную, психологическую и любую другую несовместимость.

Супружеская близость — это еще и потребность, которая дана Богом. Основой супружеской близости должна быть жертвенная любовь между мужем и женой, где при желании единения одна половина способна уступить другой. Любая «интимная техника» надоедает, любое удовольствие, не сопряженное с личным общением, приедается, и потому требуется все большая и большая острота ощущений. Наибольшую радость супруги получают от взаимного общения при условии любви между собой. Но это не повод переносить отношения только на духовный уровень. Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена. Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим (1 Кор. 7:4-5). Если нет категоричных медицинских противопоказаний, не стоит отказываться от супружеских отношений. Жена-христианка и в этом вопросе может проявить жертвенность: уступить или потерпеть. Потому что если жена будет игнорировать интимные отношения, а муж будет испытывать нестерпимую потребность в половой жизни, то он наверняка заведет себе любовницу, и последнее будет горше первого. В интимной супружеской жизни действует всё тот же основной христианский принцип: отдать себя. Не «удовлетворить желание», «насладиться» или «насытить страсть» — всё это ведет лишь к угасанию полноценной половой жизни как у мужчин, так и у женщин, — а именно отдать себя, подчинить свои интимные желания жене (мужу), направить свою волю не на себя, а на радость и счастье другого. Это хорошо известно медикам, специалистам по гигиене брака и безоговорочно укладывается в христианское понятие о супружестве.

Вы просите совета: что же можно попытаться сделать в Вашей непростой ситуации? Считаю, что начать надо с себя. В каждой жизненной ситуации у человека существует выбор, как ему поступить. У Вас также был очевидный выбор: при каких обстоятельствах вступать в брак (не по факту беременности, а по обоюдному чувству любви); сохранить жизнь или отнять; идти ли в Церковь каяться, причащаться, к священнику за советом или пытаться справиться в одиночку; пытаться наладить близость с мужем или совершенно игнорировать интимную жизнь; каждый раз прощать мужа или копить раздражение, отвращение и гнев в своей душе. Поэтому именно сейчас Вы должны выбрать: попытаться ли сохранить семейный союз или разорвать отношения с мужем и разойтись в стороны.

Попытка сохранения Вашей семьи с мужем и детьми — это очень тяжелый путь. Кроме постоянной внутренней работы, внутреннего ограничения, надо будет ежедневно внимательно следить за своими словами, настроением, своими отрицательными качествами. Стоит на миг потерять чуткость и бережность к любимому человеку, тут же их место займут небрежность и раздражение. В Вашей ситуации самым часто употребляемым словом должно стать обоюдное «прости»; самой насущной задачей — построить христианскую семью с Богом, Церковью, Таинствами и молитвой; самое главное внимание уделить детям, ведь именно им придется «пожинать» плоды родительских ссор, измен и обид. Даже если Ваш муж пока не тянется к Богу, именно Вы сделайте первый шаг навстречу Христу. Дайте пример чистосердечного покаяния, соедините свой выбор со Христом через Евангелие и Таинства, вникните в суть христианской жизни на земле. Это пример и для мужа, и для детей. Муж сам сделает выбор. По словам апостола Павла, если какой брат имеет жену неверующую, и она согласна жить с ним, то он не должен оставлять ее; и жена, которая имеет мужа неверующего, и он согласен жить с нею, не должна оставлять его. Ибо неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим. Иначе дети ваши были бы нечисты, а теперь — святы. Почему ты знаешь, жена, не спасешь ли мужа? Или ты, муж, почему знаешь, не спасешь ли жены? (1 Кор.7:12-14,16). Идя по этому жизненному пути, о себе можете забыть. Образ жизни эгоистки не сопоставим ни с христианский семьей, ни с воспитанием детей. Все ваши домыслы, мечтания и личные желания останутся в прошлом. Ради поставленной цели — сохранения семьи — Вы в этом случае будете жить ради мужа и детей.

Есть и другой, более легкий путь. Церковь разрешает семейный развод по факту измены (прелюбодеяния) одной из сторон. Сам факт измены — лишь фиксация «чёрствости» супружеских отношений, «мёртвости» любви между супругами. Вы можете получить у правящего архиерея право на развод (в Московской епархии архиерей может дать благословение на венчание второго брака) и жить самостоятельно, вместе с детьми (это должен зафиксировать гражданский суд), отдельно от мужа. Вы даже можете второй раз выйти замуж и обвенчаться. Правда, дети все равно будут обречены на безотцовство. Этот путь требует меньшей внутренней духовной работы, так как на Вашей стороне — очевидный факт измены мужа, моральное и юридическое право. Насколько он будет правильный, я не знаю. Выбор Ваш, как и прежде.

Усиленно, искренне просите помощи у Бога, святых покровителей семейного союза и с твердой уверенностью положитесь на Промысел Божий. Господь милостив ко всем людям. Наша задача познать Его, то есть научиться Его любить через любовь и сострадание к людям. Начните с самого близкого круга — пока ещё существующей Вашей семьи!

Помогай Вам Господь!


Последние новости

Можно ли замолить грех колдовства?

Отчаиваться и унывать не надо! Скорби, посылаемые нам Богом, надо в первую очередь принимать не как наказание, расплату,…

Янв 28, 2025

Вопросы священнику. Спрашивают дети#2 (Телепередача «Дорога к храму»)

На вопросы детей отвечает настоятель храма святителя Филарета Московского в п. Малеевка, священник Михаил Баландин.

Дек 11, 2023

31 октября – день памяти священномученика Сергия Гусева

1 октября Русская Православная Церковь чтит память священномученика Сергия Гусева.

Окт 31, 2023

Под покровом преподобного Сергия. Живой голос Церкви. Колокола Троице-Сергиевой лавры

Об уникальных колоколах и колокольне Свято-Троицкой Сергиевой лавры расскажет ведущий – учащийся православной гимназии «София» г. Клина Глеб…

Авг 4, 2023
Блуд и брак