Вопрос:
Как правильно молиться? Как быть, если появляется так называемое охлаждение в молитве?
Отвечает протоиерей Аркадий Штейнберг, настоятель Преображенского храма пос. Нудоль
Здравствуйте, Евгений!
Для того чтобы лучше видеть свою душу, человеку необходимо чтение определенного молитвенного канона, то, что мы называем правилом. Чтение правила все подвижники считали делом необходимым. Исключением могло быть только приближение к смерти. Так, например, знаменитый наш молитвенник, валаамский старец схиигумен Иоанн, чьи «Письма к духовным детям» широко известны, в конце жизни, когда уже лежал на смертном одре и понимал, что стоит перед дверьми выхода из этого мира, говорил: «Я теперь оставил все правила и оставил себе только одну молитву мытаря: «Боже, милостив буди мне грешному». И теперь я молюсь этой молитвой и плачу». Но ведь он целую жизнь провел в молитвенном подвиге. Так что вопросы «нужно мне это или не нужно» — праздные: конечно нужно.
Теперь вопрос об охлаждении в молитве. Его надо решать с духовником. Иначе что получается: человек как бы учился, учился до девятого класса, а потом внезапно выяснилось, что у него серьезные пробелы в знаниях на уровне четвертого класса. Что делать — вернуться к учебникам четвертого класса и повторить неусвоенные темы. Так же и с молитвой. Понятно, что важно не просто ее вычитать, хотя, может быть, с этого настоящая борьба только начнется. Цель молитвы — научиться самой молитве, тому, чтобы человек действительно постоянно был обращен к Богу. А молитвенные правила — это образы того, как человек оставляет все житейское и предстоит перед Богом, то есть молится.
Однако образ еще не есть существо. Так Закон (ветхозаветный) был образом будущей благодатной жизни Нового Завета, но формальные исполнители Закона — фарисеи — умертвили в своей душе живое чувство правды Божией, проигнорировав в Законе важнейшее — суд, милость и веру (см. Мф. 23, 23). И в этом бесчувственном омертвении убили Законодавца. Так и ныне, прошедшие первые шаги молитвенного труда — выполнение молитвенного правила, которое было на этом этапе только его вычитыванием, — составили себе мнение, что с молитвой у них теперь все в порядке. И действительно, благодать Божия поддерживала новоначального, как мать незаметно поддерживает младенца, делающего свои первые шаги. Но затем постепенно оставляет его, чтобы он научился ходить (молиться) сам. Именно молиться, а не вычитывать молитвенные тексты в качестве правила. Вот тут-то и появляется ощущение пустоты и оставленности. «Правило» обессмысливается. Не следует, однако, спешить с оргвыводами.
Прежде всего, не следует малодушно оставлять или сокращать молитвенное правило, но нужно помнить, что молитва должна быть молитвой. Иногда ее можно замедлить и стараться хотя бы одну молитву (при нашей загруженности жизни, молитвенной рассеянности) прочесть со вниманием. Конечно, мы можем утром выкроить 20 минут, и вечером тоже, но здесь надо постараться, как владыка Иларион (Алфеев) советует, выделить одну молитву и добиться, чтобы это была молитва. Хоть десять раз ее прочесть, хоть сто раз, хоть медленно, хоть быстро, хоть с поклонами, хоть без, но добиться результата — благоговейно-внимательного покаянного обращения к Богу, происходящего из сознания собственной немощи. Здесь действует такой принцип: Бог дает молитву молящемуся, то есть для этого нужно трудиться и не унывать.
Кроме того, есть молитвенное обращение о даровании молитвы. И если человек старается, трудится, он найдет это обращение к Богу и будет просить Его о помощи. Когда же человек не хочет ничего, он охладевает и, увы, бывает такое, умирает духовно. Но если он хочет, то Господь слышит, видит это желание и помогает — благодатью Своей дарует сердечное сочувствие к словам правила, оживотворяет его смысл. Это хорошо видно в Церкви. Когда мы приходим в храм, участвуем в общей молитве, то чувствуем, что вокруг нас, действительно, какой-то мир благодати. И вся церковная жизнь направлена на то, чтобы человек научился по-настоящему и чувствовать, и верить, и обращаться к Богу.
И последнее. Истинная молитва есть великое таинство богообщения. Но не единственное. Вся христианская жизнь должна быть пронизана благодатью. Поэтому следует участвовать в богослужениях, читать Священное Писание, творить добро Христа ради, плакать с плачущими, радоваться с радующимися, соблюдать воздержание от душевредного (пустословия и осуждения ближних, например), постоянно пребывать в общении с Господом в церковных Таинствах Покаяния и Причащения. То есть — стремиться к Богу, и молитва наша исправится, яко кадило пред Ним.