Вопрос:
Я исповедовала грех аборта, батюшка записку с грехами не порвал, отдал мне, сказал надо читать канон покаянный до конца жизни. Это было года три назад, моя первая исповедь, я ничего не спросила тогда у батюшки, сейчас понимаю: может в тот момент раскаяния полного не было, и еще не сказала сколько раз согрешила, может поэтому священник так и поступил. Сейчас чаще хожу в церковь и все сильнее мучает раскаяние и вопросы: а прощена ли я была, не нужно ли еще исповедовать этот грех, могу ли я собороваться , причащаться ( ведь сейчас исповедуясь я этот грех не называю)? Канон покаянный читаю каждый день, но первое время после этой исповеди читала не постоянно. Помогите, пожалуйста, разобраться что делать.
Простите.
Отвечает протоиерей Борис Балашов:
Дорогая Валентина!
Вы каялись в своих грехах. Очень хорошо. «Батюшка записку с грехами не порвал», — сокрушаетесь Вы. А какое это вообще имеет значение? Ни в Требнике, в котором содержится чин Таинства Покаяния, ни в какой-либо другой авторитетной православной книге нет никаких упоминаний о том, что священник должен разрывать записки с перечнем совершенных грехов. Это его личное дело. То, что он отдал Вашу записку обратно, тоже правильно, ведь священник не собирается коллекционировать записки с чужими грехами и делать их достоянием любопытных. Если и порвал записку с грехами священник после исповеди, от этого кающемуся не прибудет, не убудет.
Церковь — это духовная лечебница. При правильном лечении раны заживают, а шрамы остаются. Иногда и послеоперационными шрамами приходится заниматься, чтобы не было рецидива болезни.
Если на душе был смертный грех, то Господь, при наличии глубокого покаяния, врачует душу. Однако это не означает, что зарубцевавшихся шрамов на душе не остается. Ими тоже надо заниматься, чтобы не было духовного рецидива.
Священник, принимающий Ваше покаяние, дал Вам такое духовное лекарство для души, иной дал бы, может быть, другое духовное лекарство. Методы лечения как телесных, так и духовных недугов, могут быть различными, в этом нет ничего страшного.
А вот то, что Вы не очень понимаете суть Таинства Покаяния, видно невооруженным глазом. Вас беспокоит вопрос: «Прощена ли я была?» А надо было бы поставить вопрос иначе: «Залечила ли я раны, которые я нанесла грехом своей душе?» Но здесь требуется не только молитва пастыря и Божия благодать, но и Ваше старание удаляться от грехов и жить по воле Божией.
Когда хирург делает серьезную операцию, то успех операции зависит не только от хорошей работы доктора, но и от того, как проводится послеоперационное выхаживание больного.
Святой Иоанн Креститель — проповедник покаяния — обращался к кающимся с такими словами: Сотворите же достойные плоды покаяния (Лк. 3, 8).
Вы совершали покаяние не перед священником — помощником в деле покаяния, а невидимо перед Самим Господом Иисусом Христом. И разрешает Вас от грехов не священник, а Сам Глава Церкви Иисус Христос.
Пастырь при совершении Таинства Покаяния молится о кающемся: «Господи Боже Спасения рабов Твоих… Сам и ныне умилостивися о рабе Твоем (имя) и подаждь ему образ покаяния, прощения грехов и отпущение, прощая ему всякое согрешение, вольное же и невольное, примири и соедини его Святей Твоей Церкви… Господь и Бог наш Иисус Христос благодатию и щедротами Твоего человеколюбия, да простит ти, чадо (имя), вся согрешения твоя…»
Что Вам делать? Не повторять те смертные грехи, в которых совершили покаяние. Вести постоянную борьбу с греховными мыслями и пожеланиями, стараться жить по любви к Богу и ближним, ежедневно общаться с Богом в молитве и чтении Священного Писания Нового Завета, искренно и с усердием почаще причащаться. Живите внутренней церковною жизнью по воле Божией, духовно смотрите вперед — в Царство Небесное, а не обратно в мир греховных страстей, из которого Вы вышли.
Бог в помощь!