Отвечает протоиерей Алексий Тюков:
Здравствуйте, Семен!
Что-либо запретить священник может только своему духовному чаду — тому, с кем у него сложились глубокие доверительные отношения, с кем у него есть абсолютное взаимопонимание. И со стороны духовного чада должно оказываться нелицемерное уважительное послушание своему духовнику. К сожалению, это сейчас встречается очень и очень нечасто. Да и в случае доверительных взаимоотношений духовника и духовного чада следует понимать, что нет в Православии «торжественного чина» благословения на развод. Когда расторгается брак, священник может только констатировать факт, что он уже ранее был разрушен самими брачующимися. Ведь разрушают брак сами супруги, не сохранив взаимопонимания, не взрастив в своих сердцах любовь к Богу и друг к другу. Люди пошли по пути собственного эгоизма и своеволия, поставив свои жизненные планы, прихоти выше интересов своего брака.
Ваш брак не венчан, но зарегистрирован в государственных органах. И таковой брак, хотя он и не освящен Церковью, не признается блудным сожительством, а является, пускай и не христианским, но браком. И в таком случае каждый священник в беседах с людьми, которые готовы его слушать, хотят прислушаться к голосу Церкви, должен увещевать, использовать все свои человеческие силы и просить у Господа помощи в том, чтобы сохранить эти отношения. Подумайте, ведь каждый из нас, вступая в брак, делал это добровольно. Вы ведь не по принуждению вступили в этот брак — Вас не связали, не украли, не заставили так поступать. Соответственно, каждое действие, которое совершаем в своей жизни, мы делаем осознанно и несем за это нравственную ответственность. А для православного человека здесь надо говорить и об ответственности перед Богом.
Вы пишете о веских основаниях для развода. Не совсем понятно, ищете ли Вы возможность как бы для легализации своего развода или наоборот пытаетесь всячески сохранить эти отношения? Бывает, что люди, вроде бы, и имеют множество «веских оснований» для разрыва своих отношений, но при этом каждый по-своему хочет прийти к единству друг с другом, чтобы склеить, слепить развалившуюся ладью, в которой они пустились в общее плавание по волнам житейского моря. Так вот, в случае обоюдного желания мнимые причины и основания могут лопнуть, утонуть, а наша ладья семейной жизни сможет снова плыть дальше. Лишь бы мы стремились к созиданию, а не к разрушению…
Дорогой Семен, решать Вам, как поступить, а священник может только посоветовать как будет лучше для вас обоих. Бывают случаи, что развод неизбежен, бывают действительно такие ситуации, когда совместное проживание друг с другом наносит не только духовный, но и физический вред другому человеку: умопомешательство, буйное поведение и другие тяжкие недуги человека, но в других ситуациях, когда нет прямой угрозы для жизни человека, я думаю, каждый православный священник посоветует Вам сделать все возможное, чтобы сохранить отношения, чтобы с помощью Божией преодолеть все те трудности, которые встретились на Вашем жизненном пути.
Помогай Вам в этом Господь!