Доклад Завальнюк Елены Васильевны, начальника Управления Образования Администрации Клинского Муниципального Района на заседании Координационного совета по взаимодействию Управления образования и Клинского благочиния Московской епархии.
Всечестные отцы, коллеги, уважаемые участники заседания!
Задача воспитания самостоятельного, ответственного, творческого человека, социально-педагогической поддержки духовно-нравственного развития личности гражданина России становится сегодня важнейшим государственным и общественным приоритетом. От ее решения непосредственно зависит дальнейшее успешное социально-экономическое развитие нашей страны. Не раскрыв духовный мир человека, мы не изменим ни общество, ни государство, существенно не улучшим и состояние экономики.
В этом году мы подводим итоги 20-летнего сотрудничества Управления образования и Клинского благочиния в деле духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения.
В октябре 2003 года был подписан Договор о сотрудничестве между Управлением образования Клинского муниципального района и Клинским благочинием Таким образом, церковно-школьное взаимодействие было официально оформлено и приобрело своего рода юридическую базу.
С 2003 года функционирует Координационный совет по взаимодействию между Управлением образования и Клинским благочинием.
Священнослужители и педагоги совместно рассматривают учебные программы и учебно-методические комплекты по предметам духовно-нравственного содержания и выносят свои рекомендации относительно их использования. Совет также дает свои предложения о содержании и формах различных совместных мероприятий.
В настоящее время в общеобразовательных организациях изучаются такие предметы как «Духовное краеведение Подмосковья», «Основы Православной культуры», «Добрый мир», «Духовно-нравственная культура народов России» и ряд иных курсов духовно-нравственного содержания. Знания о духовно-нравственной культуре преподаются либо как обязательная дисциплина, либо факультативно, а также как кружковые занятия и курсы по выбору.
Введение в школе комплексного учебного курса ОРКСЭ, состоящего из 6 учебных модулей, в Клинском муниципальном районе осуществилось в 2010-2011 учебном году. Очень высок был уровень тревожности в обществе, слышны были голоса о введении религии в школы, о конфессиональном разделении школьников и вероятных на этой почве конфликтов между ними.
За два года апробации нового учебного курса, в которой приняли участие обучающиеся 4 классов общеобразовательных организаций Клинского района, не произошло ни одного конфликта, связанного с его изучением. Новый предмет оказался полезен детям, понятен учителям и родителям, независимо от религиозных убеждений. Большинство опрошенных родителей уверены, что его изучение оказывает положительное влияние на нравственное состояние их детей, формирует у них культуру межнационального и межконфессионального общения, уважительное отношение к культурным, религиозным традициям народов России.
Одним из важнейших результатов преподавания нового предмета стало то, что дети и родители начали обсуждать его содержание, говорить друг с другом о морали, нравственности, духовности, о человеческой жизни и социальных отношениях.
Изучение основ православной культуры как неотъемлемой части отечественной и мировой культуры имеет большое значение для сохранения исторической памяти, укрепления исторического сознания российского народа, его духовной и социальной консолидации. Как показывает статистика из года в год увеличивается число обучающихся, выбирающих модуль Основы православной культуры.
Отечественная история — это не только набор фактов, а, прежде всего, смыслы, ценности и идеалы, ради которых люди жили и умирали, которые мы разделяем сегодня, которые объединяют прошлые, настоящие и будущие поколения граждан в единый российский народ.
Кроме того, многолетнее сотрудничество воплощается в конкретных делах. Большое социально-воспитательное значение имеет система православного воспитания, дополнительного образования, олимпиадного движения школьников, преподавание учебных курсов по основам православной культуры, профессиональная и духовная поддержка педагогов, проведение всероссийского конкурса в области педагогики, воспитания и работы с детьми «За нравственный подвиг учителя». Все это – реальные формы приобщения детей и молодежи к духовным основам родной культуры, помощи им в обретении нравственных ориентиров, истинных ценностей современной жизни, гармонизации отношений между поколениями, учителями и школьниками.
Пожалуй, самыми заметными, социально-значимыми формами педагогического соработничества последних лет стали работа по включению в школьную программу нового предмета «Основы религиозных культур и светской этики» и проведение на базе Клинского православного духовно-просветительского центра курсов повышения квалификации педагогов духовно-нравственного цикла.
Говоря о других формах совместной социально-педагогической деятельности школы и церковных приходов можно отметить также: социальное служение, помощь сиротам, детям с особыми потребностями, пожилым людям, организация и проведение государственных, религиозных, народных праздников, охрана родной природы, святых и памятных мест, участие в восстановлении храмов и монастырей, исторических и культурных памятников, изучение и сохранение духовного наследия родного края, экскурсионная и паломническо-туристическая деятельность, проведение творческих конкурсов, православные лагеря и многие другие.
Воспитывают не слова, а конкретные дела, живое участие ребенка, подростка, молодого человека в настоящем, социально значимом деле. Педагогический результат от него возрастает многократно, если совершается оно вместе со взрослым человеком духовного знания, посвятившим свою жизнь служению христианским идеалам. Уже второй год в нашем районе действует система кураторского сопровождения представителями Духовества Клинского благочиния, по вопросам духовно-нравственного воспитания и образования. В их компетенцию входит оказание помощи при организации и реализации различных творческих и научных проектов связанных с вопросами религиозной культуры, при проведении родительских собраний и лекториев, консультация педагогов и обучающихся.
Уважаемые участники заседания! Духовный мир человека открывает наше будущее. Ценностные отношения каждого из нас к собственной жизни, к другим людям, к детям, к своей семье и к своей стране определяют меру наших возможностей. Соработничество Церкви, государства и общества, осуществляемое в конкретной школе, селе, городе, проявляемое в общественных делах и личных поступках создает новое качество нашей жизни и нашего общества.
Подводя итог сказанному, можно утверждать, что в Клинском районе удалось сформировать эффективную систему церковно-школьного взаимодействия, открывающую широкие возможности для многообразной реализации задач духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения и приобщения его к великому и вечно живому наследию Православия.