Вопрос:
Здравствуйте.
Можно ли отдать в церковь краденые вещи (родному выдают на работе моющие средства, дома уже целая куча, а не брать их он не может), найденные деньги, деньги, которые навязали за какое-то дело, когда брать их не хотел?
Отвечает диакон Иоанн Иванов:
Здравствуйте, Александра!
На горе Синай Господь дал людям Заповеди, которые необходимо исполнять: «Чтобы соблюдал заповеди Господа [Бога твоего] и постановления Его, которые сегодня заповедую тебе, дабы тебе было хорошо» (Втор.10:13). Заповеди Бога ограждают человека от ошибочных действий, которые называются грехами, и их последствий. Слово «грех» в перевод с греческого буквально означает «промах» или «непопадание в цель». Цель существования человека — всестороннее, в первую очередь духовно-нравственное, возрастание человека и соединение с Богом. Грех есть уклонение от этой цели, назначенной человеку. Грех разрушает нашу связь с Богом и уводит жизненный путь людей в тупик.
Для того чтобы поддерживать связь с Богом, чтобы на душе каждого из нас было «хорошо», существуют своего рода «правила дорожного движения» по жизни: заповеди, которые оберегают нас от опасностей — грехов. Тут уместно следующее сравнение — отец, который увидел, что сын свалился в глубокую яму, сбрасывает ему веревку и дает заповедь: встань, возьмись за нижний конец веревки, и я тебя вытащу. Как мы видим, спасает все равно отец, но если сын не исполнит полученной заповеди, то не спасется. Заповеди, данные Богом, не случайны и не произвольны, они открывают путь к добродетелям, которые ведут к бессмертию. Заповеди даны для тех, кто желает уподобиться Богу и жить вечно.
Восьмая заповедь гласит: «Не кради» (Исход, 20:15), то есть любое воровство есть грех. И несмотря на то, что есть разные виды и степени воровства, такое совершенное действие все равно остается грехом. Поэтому никакой храм не может и не должен принимать краденые вещи. Ведь Церковь — дом Божий, и люди сюда приходят для очищения от грехов, а не для их накопления.
Вашему родственнику на работе выдают моющие средства в качестве социальной помощи или бонусов? Тогда эти вещи не являются ворованными. Любое количество такой «бытовой химии», накопившееся у Вас, можно раздать по храмам и малоимущим. Но если же все эти средства приобретены по принципу «кругом все воруют, а чем я хуже других!» — это грех. Не совсем понятна Ваша фраза: «А не брать их он не может». Если Вашего родственника на работе принуждают к воровству, то как может он существовать в мире лжи и воровства? Выбор есть всегда. Если Вашему родственнику невыносима работа, где приходится воровать, то я бы посоветовал сменить место работы.
Найденные деньги, равно как найденные вещи, не могут принадлежать человеку, который их нашел. Он их не зарабатывал и не покупал. Даже в нашем современном сложном мире можно жить честно — это вопрос выбора совести человека. С точки зрения верующего человека найденные деньги — это своего рода индикатор, тест. Мне кажется, что нормальной реакцией будет попытка найти способ вернуть пропажу, если это, например, кошелек или вещи. Другой вопрос, что, действительно, деньги у Вас могут появиться «ниоткуда» — в моменты острой необходимости Господь Бог может нам послать помощь, в том числе и деньгами, и человек должен это почувствовать. Вспомним, например, случай из жития святителя Николая Чудотворца, когда некий бедный отец чудесным образом обнаружил деньги у себя дома. Решив, что Сам Промысел Божий послал ему эту помощь, он смог выдать замуж трех своих дочерей.
Другой вопрос: а как я распоряжусь деньгами, которые для меня «с неба упали»? Раздам ли я их нуждающимся или куплю себе очередную новинку, отдам ли я деньги на ремонт храма или положу их в банк под проценты? Выбор за Вами. Думаю, что «нуждающимися» могут быть и заведения социальной помощи, и храмы, и незнакомые люди, и Ваши родственники или даже дети, в зависимости от обстоятельств.
Простите, но мне еще непонятна Ваша фраза «о деньгах, которые навязали за какое-то дело, когда брать их не хотел». Если человек по скромности отказывается от завышенной платы за труд, то стоит вспомнить слова Христа: «Трудящийся достоин пропитания» (Мф.10:10). В Вашей помощи всегда нуждаются другие люди, не забывайте. Если же деньги приобретены путем воровства и обмана — это грех. Если Вы об этом знаете, то такие деньги лучше не брать.
В истории недалекого XX века некоторые люди задавали себе подобные вопросы: «Можно ли не вступать в партию нацистов?» или «Можно ли не становиться коммунистом?». Оказывается, можно. Только от человека потребуются смелость и вера. Он должен быть уверен в правильности и честности своего поступка. Сегодня человеку нелегко бросить вызов обществу, где нравственные ценности смещены, а пороки выставлены как добродетель. Трудно жить честно, а еще сложнее помогать другому. Если человек живет для вечной жизни с Богом — он сумеет сделать правильный выбор. Выбор за нами, делайте его в соответствии со своей христианской верой.