Беседовала Инга Филиппова
17 февраля 2018 г. исполняется 80 лет со дня мученической кончины протоиереев Петра Соколова и Алексия Шарова, а также архидиакона Серафима (Вавилова), служивших в храмах Клинского района. По ложным обвинениям они были арестованы, осуждены, расстреляны на Бутовском полигоне и погребены там же в безвестной могиле, как и тысячи других новомучеников Русской Православной Церкви. В последние годы в Бутове создан большой мемориальный комплекс и построен великолепный храм в память о невинно убиенных за веру Христову. Предлагаем вашему вниманию интервью с настоятелем этого храма протоиереем Кириллом Каледой.
– Отец Кирилл, в чем особенность и значение Бутовского полигона?
– Бутовский полигон – особое место в России, а может быть – даже и на всей Земле. Здесь в конце 30-х годов XX века было расстреляно более 20 тысяч человек. Тогда в стране проходила операция по борьбе с врагами народа, которая вошла в историю как большой террор. История Бутова показательна в том смысле, что дает понять, как можно было производить массовые убийства людей и прятать не только тела погибших, но и память о них. Однако, по слову Евангелия, «ничто тайное не будет сокрыто».
– Как удалось обнаружить эту фабрику смерти и установить число убитых?
– В начале 90-х годов в архивах КГБ были обнаружены акты о приведении в исполнение приговоров в отношении более двадцати тысяч человек. В этих актах были указаны фамилии, имена, отчества этих людей и даты их расстрела. Акты были подписаны ответственными исполнителями. Но в них не было указано место убиения и захоронения. В ходе проверки нашли человека, который в 1937 году исполнял обязанности коменданта хозяйственного управления НКВД по Москве, а также осуществлял хозяйственное обеспечение Бутовского полигона. Он подтвердил, что основные расстрелы в 1937–1938 годах производились в Бутове. И люди, которые подписали расстрельные документы, работали в Бутове.
В 1993 году Московское управление КГБ дало справку, что Бутово является местом массовых расстрелов жертв политических репрессий. Те исследования, которые сотрудники КГБ провели в результате собственной проверки, показали, что расстрелы здесь были начаты даже раньше 1938 года. Кроме того, по свидетельским показаниям имеется информация о том, что до начала 50-х годов сюда привозили тела умерших и расстрелянных в московских тюрьмах. Таким образом, цифрой в 20762 человека ограничиваться нельзя. Можно предполагать, что в Бутове похоронено до 30 тысяч человек. И среди этих людей было много тех, кто исповедовал православную веру: священнослужителей, монашествующих и мирян. Поэтому естественно, что Русская Православная Церковь и русские люди очень трепетно относятся к этому месту.
– Как вы думаете, почему Православная Церковь подверглась таким гонениям властей после революции?
– Совершенно очевидно, что в России основа культуры – это Православие, основа духа – это Православие. И чтобы получить власть, надо было сокрушить Православие. Строители нового общества, строители коммунизма это понимали. Они были не просто атеистами, потому что добросовестный атеист не должен бороться с Богом, Которого, по его мнению, не существует. Эти люди были воинствующими безбожниками, которые боролись с Богом и Его Церковью.
Сейчас открыто множество документов, свидетельствующих о том, что власти заранее продумывали, как нанести наибольший урон Церкви. Желание уничтожить верующих людей было у большевиков с самого начала, и оно планомерно реализовывалось.
– Вы знаете судьбы многих людей, замученных в Бутове. Кто из них вам особенно запомнился?
– Судьбы новомучеников удивительны и уникальны. Меня тронул случай с Сергеем Михайловичем Ильиным. Это был глубоко верующий человек. Работал бухгалтером, собирал грампластинки с духовными песнопениями. У него был брат – достаточно известный в Москве священник отец Александр. Он был близок к Маросейскому кругу и совершал тайные богослужения. На него донесли. Но вместо Александра Михайловича Ильина по ошибке арестовали Сергея Михайловича. И тот на следствии ни слова не сказал, что это обвинение относится не к нему, не имеющему священного сана, а к его брату. Так за брата и пострадал.
– Когда пришло решение построить в Бутове храм?
– В 1995 году территория захоронений была передана Русской Православной Церкви. В 1996 году здесь был построен сначала небольшой деревянный храм на краю погребального рва, а в мае 2007 года Патриархом Московским Алексием II в сослужении Первоиерарха Русской Зарубежной Церкви Лавра был освящен большой каменный храм, посвященный памяти новомучеников и прославлению их подвига.
Первый этаж храма посвящён памяти страданий новомучеников. В его притворе на стенах расположены предсмертные фотографии пострадавших в Бутове. На двух витринах рядом со снимками находятся вещи, изъятые из погребального рва во время раскопок 1997 года – обувь, детали одежды, резиновые перчатки, гильзы и пули. На стенах размещено более пятидесяти икон бутовских святых. На двух западных столбах помещены шесть икон иерархов, пострадавших в Бутове, во главе с митрополитом Серафимом (Чичаговым).
Интересна история написания иконы Бутовских новомучеников. Их изобразили на фоне яблоневого сада. Сад этот действительно существует, его посадили чекисты на окраине захоронения, где не было погребальных рвов. Недавно в этом месте мы открыли сад памяти и на мраморных плитах выгравировали имена всех, кто здесь расстрелян и погребен. 20762 человека были расстреляны на Бутовском полигоне с 8 августа 1937 г. по 19 октября 1938 г., из них 332 человека прославлены в лике святых.
Фото: Ю. Павлюк