Image

Прощеное воскресенье

Перед Великим постом есть традиция совершать в храмах Чин прощения. В чем его смысл? На вопрос «Почему надо просить прощения не только у близких, но и у незнакомых людей?» отвечает протоиерей Борис Балашов.

Что такое прощение? Это уничтожение какого-либо греха и обиды, совершенно необходимое как в семье, так и в обществе. Когда мы не прощаем, наше сердце становится «сундуком», в котором хранится ненужный хлам, и нам приходится все время таскать его с собой. Этот хлам тяготит душу и портит нашу жизнь. Взаимное прощение обид и грехов, если не полностью сразу уничтожает последствия грехов, то, по крайней мере, подрубает силу наших негодных поступков, мыслей и чувств.

Мы просим у Господа простить наши грехи, в которых раскаиваемся, и очистить нас от них. Бог готов к этому, однако ставит нам одно условие. В молитве «Отче наш», которую дал нам Иисус Христос, мы молимся: «Остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим». То есть мы просим Творца простить наши грехи именно так, как мы простим другим их грехи против нас.

Эта же мысль звучит в литургийном Евангелии накануне Великого поста: «Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф. 6, 14–15).

Нравится нам это или нет, но изменить волю Божию мы не в состоянии. Остается либо принять это условие, либо отвергнуть, с вытекающими отсюда последствиями.

Приступая к подвигу Великого поста в так называемое Прощеное воскресенье, мы и совершаем Чин прощения, в котором свидетельствуем перед Богом, что всем простили, и сами просим прощения у людей, а потому и можем рассчитывать на прощение от Бога.

В первую очередь мы миримся со всеми близкими, с кем трудимся и общаемся. Это понятно. Но зачем же просить прощения у незнакомых христиан? А именно затем, что мы – совсем не такие, какими должны бы быть в соответствии с нашей православной верой. Если бы мы действительно жили по Евангелию, то в этом мире было бы гораздо меньше зла и больше добра. И все мы в определенной степени ответственны за то, что мир так жесток.

Почему погибли ветхозаветные города Содом и Гоморра (см. Быт. 18, 20–33)? Потому что, если бы там было хоть десять праведников, то трагедии не случилось.

Поэтому всякий старающийся жить в соответствии с евангельскими заповедями вносит свой благодатный вклад в жизнь не только своей семьи и своего народа, но и всего мира. И грех наш, если мы этого не делаем.

Фото: Юлия Павлюк


Последние новости

Библия 

Что такое Библия? Каково значение этого слова? Это множественное число греческого слова библион — книжка. «Библия» — «Книги»,…

Фев 11, 2025

Концерт «Теплом душа согрета»

16 февраля приглашаем на концерт “Теплом душа согрета”! Выступят хоровые коллективы “Созвучие”, “Юность”, “Унисон” и театральная студия “Этюд”.…

Фев 10, 2025

«Это же капля в море!» Протоиерей Кирилл Каледа о почитании новомучеников

Интервью настоятеля храма Новомучеников и исповедников Церкви Русской в Бутове протоиерея Кирилла Каледы.

Фев 9, 2025

Притча о мытаре и фарисее (Лк. 18, 10-14) 

Две другие черты касаются мытаря. Прежде всего, он знал, что он недостоин быть среди народа Божия, знал, что…

Фев 8, 2025
Прощеное воскресенье