Автор: протоиерей Борис Балашов
Голгофская жертва Спасителя, по словам церковного богослужения, спасает весь человеческий род от греховной скверны. Разумеется, все плоды спасения, совершенного Христом, люди получают по своей искренней и живой вере. О том, какое значение для людей имеют Крестная смерть и погребение Богочеловека Иисуса Христа, Православная Церковь объясняет в своем богослужении Великой Пятницы и Великой Субботы. Чтобы услышать голос Церкви, обратимся к богослужебным текстам этих великих дней в переводе на русский язык.
Сын Божий стал Человеком, приняв нашу человеческую природу во чреве Пречистой Девы Марии. Божество соединилось с человечеством, сохранив в полноте и целостности обе природы: Божественную и человеческую.
Чтобы сделать вид, что Христос является преступником, Его распяли на Голгофе между двух разбойников, осужденных за убийство на казнь. «Через Твои страдания мы избавились от вечных страданий, освободившись от гибели» (73-я похвала на 18-й кафизме). «Ты был поднят на крестном древе между двух разбойников и, Безгрешный, причислен к преступникам, чтобы спасти человека» (седален на 13-м антифоне утрени Великой Пятницы).
Избавление человека от гибели подразумевает не только спасение жизни тела, но и, самое главное, человеческой души. Это спасение от последствий прародительского греха, т.е. греховной поврежденности нашей природы, и смерти как следствия первородного повреждения человеческой природы. «Для возрождения людей Ты, Судия живых и мертвых, пришел даровать жизнь, а не смерть» (стихира на стиховне утрени Великой Пятницы).
Крестная смерть Господа совершена для победы жизни в человеческом роде, как духовной, так и телесной. Вспоминая покаявшегося разбойника, повешенного на Голгофе справа от Иисуса Христа, Церковь воспевает: «Разбойника благоразумного Ты тотчас рая сподобил, Господи. И меня древом крестным просвети и спаси меня» (ексапостиларий утрени Великой Пятницы).
Крестная жертва Спасителя, как мы видим из этих слов, просвещает душу, спасает человеческую личность от адских страданий и открывает светлый мир вечной жизни в Небесном Божием Царстве, когда есть искренняя вера во Христа и глубокое покаяние, как у благоразумного разбойника.
Осмысляя значение Крестной смерти Господа, Церковь говорит: «Подобно пшеничному зерну, попавшему в глубину земли, Ты произрастил плодоносный колос, восстановив человечество, произошедшее от Адама» (29-я похвала утрени Великой Субботы). Эта же мысль звучит в каноне Великой Субботы: «Ты все восстановляешь и обновляешь (человека), упокоеваясь и привлекая к Себе» (4-я песнь, 1 тропарь).
Восстановление и обновление человеческой природы, искаженной грехопадением, происходит в единении человека со Христом. Эта мысль ярко проходит через великосубботнее богослужение. «Ты обновляешь земнородных, Создатель, Сам соделавшись перстным (материальным)» (5-я песнь, 1-й тропарь). Именно для этого Творец становится творением во чреве Девы Марии: «Ты обновляешь меня растленного, Человеколюбче» (1-я песнь, 3-й тропарь).
Растление – это повреждение духовной и телесной природы людей и подвластность их смерти. Распятый на Голгофе Богочеловек «тленное (естество, природу) в Себе… преобразил в нетленное и открыл источник нетленной жизни» (6-я песнь, 2-й тропарь).
Через богослужебные тексты Церковь говорит, что победу над последствиями греховного повреждения человеческой природы Иисус Христос совершает в Себе, в Своей собственной Личности, в Себе Самом восстанавливая человеческое естество в нетлении, т.е. в неподвластности греху и смерти, делая себя Источником нетленной жизни для всех людей. От имени Христа Церковь возвещает: «Я обновлю поврежденную человеческую природу» (85-я похвала утрени Великой Субботы).
Люди, закончив путь земной жизни и умерев, не остаются на земле среди живых, а погребаются в могилах. Так и Господь наш Иисус Христос, приняв мучительную Крестную смерть, являясь Источником Жизни для всего мира, «по закону смертных подвергается положению во гробе… и являет его источником воскресения, ко спасению» (7-я песнь, 3-й тропарь) всех ответивших своей любовью на жертвенную любовь Спасителя. «Смертию Ты изгоняешь (из человеческой природы) смертное, погребением тленное, ибо Ты божественно делаешь нетленным приятое на Себя (естество), возвышая его над смертностью, так как плоть Твоя, Владыка, не видела тления и душа Твоя дивным образом не оставлена во аде» (5-я песнь, 2-й тропарь).
Крестная жертва Богочеловека несет свои плоды мертвым и живым. Христос пришел спасти весь человеческий род. Души всех умерших со времени Адама были в плену у мрачного и безысходного ада – шеола. Неизбежным путем всех людей после Своей Крестной смерти Христос сходит в ад. Казалось, что свершилась, наконец, победа диавола и ада над странным проповедником Иисусом из Назарета. «Дабы исполнить (наполнить) все славою Твоею, Ты нисшел в преисподние (места) земли, ибо не скрылось от Тебя мое в лице Адама существо, и, быв погребен, Ты обновляешь меня, растленного, Человеколюбче» (1-я песнь, 3-й тропарь канона Великой Субботы). «Царствует ад, но не вечно, над родом человеческим, ибо Ты, Державный, был положен во гроб, живоначально дланию (рукой, ладонью) расторг ключи смерти и возвестил сидевшим там от века неложное (истинное) избавление, сделавшись первенцем из мертвых» (6-я песнь, 3-й тропарь).
Что же с адом происходит, когда туда сошел Тот, Кого ад уже считал своим пленником? «Уязвлен в сердце ад, принявший прободенного копием в ребра, и стенает истощаемый огнем Божественным, ко спасению нас» (7-я песнь, 1-й тропарь).
Сам Христос, принявший нашу человеческую природу, после Крестной смерти сходит в ад, «разрушает царство смерти и духовно воскрешает мертвых, выводя их из ада в Свое Небесное Царство» (см. 2-ю похвалу утрени Великой Субботы). «Всепожирающий ад, приняв во чреве Камень Жизни (Христа), низвергнул от века поглощенных смерти» (23 похвала). «Да радуется тварь (сотворенные Богом люди), да веселятся все земнородные, ибо отнята добыча у враждебного ада… Я избавлю Адама и Еву со всем родом, и в третий день воскресну» (9-я песнь, 3-й тропарь). Иисус Христос распинается на Кресте, «чтобы освободить находящихся в аду узников» (Стихира на стиховне утрени Великой Субботы).
Души умерших людей, находившиеся в аду и поверившие там евангельской проведи Иисуса Христа, духовно пробуждаются от состояния уныния, отчаяния и безысходности, т.е. от адского состояния, обретают новое светлое состояние и входят в жизнь Небесного Царства. Люди, уверовавшие на земле во Христа и Его Евангелие, усыновляются Богу в таинстве Крещения. Духовно оживая в Церкви – семье Христовой – православные христиане открывают для себя источник бессмертия и обновления своей человеческой природы через участие в таинстве Евхаристии – Святом Причащении.
«Из ребра Твоего, Спаситель жизни, пронзенного копьем, как от жизни истекает спасшая меня Жизнь, которая и оживляет меня» (43-я похвала утрени Великой Субботы). Соединившись со Христом через Причастие Тела и Крови Христовой, введя Господа в свою душу и в свою жизнь, мы должны тщательно беречь эту живую связь с Ним, чтобы не потерять сыновней близости со Спасителем в своем сердце.
«Из ребр Твоих, как из одного источника, истекающего двойною рекою, мы утоляем (духовную) жажду и приобретаем бессмертную жизнь» (71-я похвала). «Через Твои страдания мы избавились от вечных страданий, освободившись от гибели» (73-я похвала). «Ты, Христе, уснул поддерживающим жизнь сном во гробе и от тяжкого сна греховного пробудил человеческий род» (75-я похвала).
Победа Богочеловека Иисуса Христа, совершенная Им Крестной смертью и Воскресением, открывает всем людям путь к духовному преображению и воскресению в вечном Царстве Бога.
Фото: Юлия Павлюк